Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Интеллект.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
303.91 Кб
Скачать

15.1.3. Ограничения тестов интеллекта

 

В монографии М.А. Холодной (2002) суммированы следующие ограничения тестов интеллекта:

1.              Не существует отдельного теста или даже системы тестов, которые могли бы оценить интеллект в целом.

2.              Результаты тестирования интерпретируются неоднозначно (Анастази 1982, Howe 1988).

3.              Тестирование не коррелирует с реальными интеллектуальными достижениями испытуемого (McNeman 1964, Frederiksen 1986).

4.              Тестирование пригодно лишь для выявления патологически низкого интеллекта, но не пригодно для оценки уровня интеллекта у психически нормальных лиц (Саймон 1958, Фриман 1999).

Что касается первого контраргумента, то он сформулирован, в принципе, неконструктивно, поскольку нельзя ставить абсолютно неразрешимых исследовательских задач, по крайней мере, в обозримом будущем. Как было указано в предыдущих разделах книги, человеческий интеллект относится к сверхсложной для изучения системе, которую любой исследователь может воспринять только по частям. Метафорически, это все равно, что требовать от какого-то человека совершенных знаний всех языков мира. Очевидно, что даже такая ограниченная задача непосильна отдельному человеческому интеллекту. А ведь полное представление о мощи активированного интеллекта, которое включает всю сумму знаний человечества, недоступно восприятию отдельным человеком. Таким образом, тестирование отдельного человека или группы лиц может касаться лишь отдельных качеств интеллекта. И только, возможно, интеллект ХХХ в будущем сможет оценить интеллект ХХ в целом, подобно тому, как мы оцениваем сегодня интеллект низших животных.

Хотя следует отметить, что замечательный своей простотой критерий «глобальной» оценки интеллекта был, в свое время, предложен исследователями искусственного интеллекта. Если в процессе произвольной беседы по телефону человек не сможет отличить общается ли он с искусственным или естественным интеллектом, тогда следует признать, что создан искусственный интеллект равномощный естественному. Это, вероятно, единственно доступный для человека тестовый подход оценки интеллекта в целом.

Что касается неоднозначной интерпретации результатов научного исследования, то это неотъемлемое качество любой научной работы. Причем многозначность и даже неограниченность числа гипотез наблюдаемого процесса неизвестной структуры были рассмотрены ранее на примере «черного ящика».

Нельзя ожидать от тестирования, проводимого не только психологами, но и другими специалистами на экзаменах (музыкантами, математиками и т.п.), что оно в состоянии выявить гения. Примеров этому множество. Э. Галуа, например, не смог сдать вступительные экзамены в техническое училище и при этом сделал фундаментальное открытие в математике (поля Галуа). Современное тестирование просто не может ставить таких задач, так как наука об интеллекте не настолько на сегодня развита.

Последний пункт как раз и отражает предельные возможности современной науки об интеллекте: отличие патологии от нормы. И не более того!

Из изложенного в предыдущем разделе очевидно, что подавляющее большинство тестов интеллекта направлено на изучение ДВП, то есть текущей информированности человека, а не на исследование механизмов извлечения моделей из ПИ. В связи с этим, они плохо предсказывают интеллектуальные достижения человека в реальной жизни. Отсюда, тесты интеллекта, которые используются на сегодня, более правильно было бы представить как «тестирование способности к обучению» (А. Анастази). Это вполне справедливое уточнение, так как насыщенность ДВП познавательными моделями и есть результат их извлечения из ПИ, что и представляет собой процессы обучения или самообучения. Но так как в тестах интеллекта слабо представлена оценка процесса активирования познавательных моделей ПИ, то не всегда результаты тестирования дают 100% прогноз по успеваемости, а лишь некоторую тенденцию. Идеальными были бы тесты интеллекта, с помощью которых можно было бы определять, какой минимальный набор в ДВП познавательных моделей необходим учащемуся для успешного освоения предмета. При этом в тестах должна быть представлена оценка не только базисных знаний, но и механизмов оперирования с ними. Прототипом такого тестирования являются разного рода экзамены, но, как показывает опыт, сформулированные экзаменационные вопросы обычно далеки от строгого научного подхода, основанного на современных достижениях когнитологии, особенно, когда тестируются знания учащихся высших учебных заведений или на курсах постдипломного образования.

Скорость получения правильного ответа, как показатель интеллектуального потенциала, нередко оспаривается. Но разногласия исчезают, если отделить тесты, направленные на исследование ДВП и ее взаимодействие с КВП, от тестов, исследующих активирование познавательных моделей. В первом случае, быстрый правильный ответ отражает достаточную насыщенность ДВП познавательными моделями, которые требуются для преодоления теста. Но если изучаются творческие задатки (активация познавательных моделей), то, как справедливо заметил Дж. Равен, тесты не должны быть с лимитированным временем. В этом случае важна принципиальная способность человека к творчеству.