Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

том2_новый

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.14 Mб
Скачать

221

организованной иерархической системы невербального поведения идет по пути от простого к сложному под влиянием воспитания, среды обитания, национального окружения, физических факторов среды, и т.п. (А.К.Байбурин, 1985; I.EibiEibesfeldt, 1975, 1985)

Эрджайл (Argile M., 1972) предложил классификацию средств невербального общения:

1.Управление ближайшей социальной обстановкой. Это жесты и позы выражающие отношение и эмоциональное состояние человека – демонстрация чувства неприязни, полового влечения, страха, не привлекая для этого речь.

2.Подкрепление речевой коммуникации. Сюда относятся т.н. называемые регуляторы и иллюстраторы и другие жесты наличие или отсутствие которых может изменить смысл слов.

3.Замещение речевой коммуникации – это знаковые языки, используемые в тех случаях когда речевое общение затруднено или невозможно (например общение между охотниками в тот момент когда требуется тишина).

В клинике ряда психотических состояний при отсутствии словесного контакта с больным, определение болезненных переживаний производится на основании наблюдения за больным выражение лица, смене гримас, характере спонтанных движений, т.е. на основе анализа невербального поведения. Это дает возможность не только заподозрить, но и выявить у больных наличие галлюцинаторных переживаний бредовых идей. Психомоторика этих больных отражает их переживания нас - только ярко, что для врача ее динамика является основным объективным критерием успешности или безуспешности лечения. Таким образом, не представляется возможным вести клинический анализ психопатологических состояний без учета того, что мышление и двигательная деятельность больных представляют собой единое целое. Это обстоятельство в высшей степени велико для оценки истинного состояния больных. В частности в случаях, когда больной пытается скрыть свои переживания, отрицает их наличие у себя, анализ психомоторики дает возможность правильно оценить его истинное состояние (К.В. Москети,

1979).

222

14.1.7. Звуковое невербальное поведение.

Одним из главных принципов современной когнитивной психологии заключается в том, что живые сенсорные впечатления представлены во внутренних когнитивных структурах в виде абстракций, основанных на реальной действительности (Р.Л. Солсо, 1996). Представление о поверхностной структуре, формирующих глубинные структуры, является допущением принятым в современной науке о когнитивных (познавательных) процессах.

Для объяснения вышеизложенного Р.Л. Солсо применил весьма оригинальное образное определение, обсуждая вопрос почему нас интересует чтение: "Изучение (чтения) способствует развитию теорий и моделей познания как взаимодействия, между "тем, что снаружи" и "тем что в голове".

Выше изложенные соображения могут быть полезны для понимания музыки, как формы человеческого поведения. Итак мы можем модулировать с помощью нашего звукогенерирующего аппарата не слова, имеющие для нас явный смысл, а звуки. Формировать последовательность этих звуков в мелодический ряд. Определенная последовательность этих звуков может быть записана с помощью нотной грамоты, воспроизведена на музыкальных инструментах.

Этот вид поведения может быть назван как звуковое невербальное поведение.

Возможно ли представить, что в музыке также как и в языке существуют внешние и глубинные (когнитивные) структуры и возможно формирование абстракций?

Согласно представлениям Леонарда Бернстайна (1976), да возможно. Согласно его представлениям определенные элементы в музыке соответствуют лингвинистическим элементам следующим образом:

музыка язык нота фонема мелодия морфема фраза слово

такт простое предложение часть сложное предложение

223

пьеса пьеса Таким образом, есть все основания полагать, что музыка

может быть причиной формирования понятий и абстракций, а следовательно участвовать в коммуникативном когнитивном процессе и в том числе и в человеческом мышлении, наряду с речью.

Согласно представлениям В. Конен и Л. Мазель считают, что музыка выражает мир эмоций и переживаний человека.

Как полагает В.М. Розен (1997) именно музыка (так же, как и другие искусства), выражение в ней чего-то формирует определенные стороны и структуры душевной жизни. До музыки, вне музыки этих сторон и структур душевной и эмоциональной жизни не было в природе вообще. Согласно развиваемым представлениям именно классическая музыка сформировала в человеке Нового времени (начиная с 18 столетия и дальше) определенные стороны и структуры душевной и эмоциональной жизни.

Если рассматривать музыку как знак в художественной коммуникации (особого рода языком), то следуя гипотезе Бахтина -Выготского, можно утверждать, что музыка и психика формируются одновременно.

Глава 15. Агрессия, как форма поведения.

Одним из важнейших проявлений человеческого поведения, как в норме, так и в патологии является агрессивное поведение.

Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон невозможно представить себе газету, журнал или программу радиоили теленовостей где не было бы ни одного сообщения о каком либо акте насилия или агрессии.

Попытки понять причины агрессивного поведения в норме и патологии с целью его контроля и предотвращения нежелательных последствий предпринимались на протяжении веков. Попытки ответить на эти вопросы предпринимались с различных позиций - философии, поэзии, религии.

Полагают (Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Агрессия. Питер. Санкт-Петербург. Москва. Харьков. Минск. 1997. 330 с. ), что

224

причины агрессии ее природа и факторы могут классифицированы четырьмя следующими категориями:

1.Врожденные побуждения или задатки.

2.Потребность активизируемая внешними стимулами.

3.Познавательные и эмоциональные процессы.

4.Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

15.1. Подходы к пониманию агрессии, как формы поведения.

Согласно этому подходу агрессия возникает вследствие тог, что человек (и животные) генетически или констуционально запрограммированы на подобные действия.

Согласно представлениям З. Фрейда все человеческое поведение предопределяется энергией эроса - либидо. Агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Вторым основным инстинктом рассматриваемым З. Фрейдом являлся танатос - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Таким образом человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия эроса и танатоса, между которыми постоянно существует конфликт. Другие механизмы, которые также рассматривал З. Фрейднапример смещение служат цели направления энергии танатоса вовне в направлении от “Я”. Таким образом танатос способствует тому, что агрессия выводится наружу и направлена на других. Если энергия танатоса не будет обращена вовне, это может явиться причиной разрушения самого индивидуума. Однако внешнее проявление эмоций сопровождающих агрессию может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом уменьшить вероятность появления более опасных действий. Это момент в теории З. Фрейда часто трактуется следующим образом: совершение агрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков (положение о катарсисе). Положение З. Фрейда о танатосе было подвергнуто критике не только его оппонентами но и учениками (Fenichel,

225

1945). Тем не менее представление о том, что агрессия является врожденным, инстинктивно обусловленным психологическим феноменом, нашло поддержку у многих.

15.2. Агрессия с точки зрения этологии.

Согласно представлений К. Лоренца, (1994) агрессия является элементом врожденного инстинкта борьбы за выживание, имеющегося как у человека, так и у животных. Это инстинкт рассматривается как сформированный в результате эволюции и имеет три важные функции:

1.Рассеивает представителей вида на широком географическом пространстве, обеспечивая утилизацию имеющихся пищевых ресурсов.

2.Улучшает генетический фонд, т.к. оставить потомство смогут наиболее сильные и энергичные индивидуумы.

3.Сильные животные лучше защищают и обеспечивают выживание своего потомства.

К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Отсюда следовало, что развертывание агрессивных действий возможно

вследствии количества накопленной агрессивной энергии и наличия особых облегчающих разрядку агрессии стимулов во внешней среде обитания. Таким образом, чем больше агрессивной энергии накопилось в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия реализовалась. К. Лоренц (Lorenz) считал, что если с последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, данное поведение может развернуться и спонтанно, при отсутствии побуждающих стимулов. Лоренц полагал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления. Последняя тем более выражена, чем в большей степени развита способность наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом тигры и львы, которых природа щедро наделила всем необходимым для проявления агрессии имеют очень сильно выраженное сдерживающее начало, препятствующее проявлению этой агрессии.

226

Список литература

Адрианов О. С., Молодкина П.Н., Ямщикова Н.Г. Ассоциативные системы мозга и экстраполяционное поведение.-М.:Медицина,1987, 188 с.

Адрианов О.С Проблема структурной организации правого и левого полушарий мозга. В кн.:Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.:Наука, 1986, с.9-13.

Адрианов О.С. О системной организации церебральных функций. В кн.: Системный анализ механизмов поведения.

М.:Наука, 1979. С.181-193.

Адрианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга. С. 8190. В кН: Методологические аспекты науки о мозге. Москва, "Медицина",1983

227

Адрианов О.С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга//Физиология человека, 1979.-Вып. 5-№3;

Адрианов О.С., Амунц В.В., Звегенцева Е.Г., и др. К вопросу о качественно-количественной характеристике ретроградных изменений в подкорково-стволовых структурах и особенностях поведения павианов гамадрилов после удаления префронтальной коры мозга.-В кн.: структурнофункциональные основы организации мозга: Труды Ин-та мозга АМН СССР. М.: 1978, вып. 7, с. 5-9.)

Адрианов О.С., Молодкина Л.Н. К вопросу о влиянии лобэктомии на способность кошек решать экстраполяционную задачу.-ЖВНД, 1969, №4, с.593-601.

Адрианов О.С., Молодкина Л.Н. Решение экстраполяционной задачи префронтально лобэктомированными кошками, ЖВНД, 1974, №5, с.957-964.

Адрианов О.С., Молодкина Л.Н. Решение экстраполяционной задачи собаками до и после префронтальной лобэктомии.-ЖВНД, 1972, №4, с.726-734.

Адрианов О.С., Молодкина Л.Н.. Влияние разрушения лобной и теменной областей неокортекса на способность решения экстраполяционной задачи у собак.-ЖВНД, 1979, №3, с.537-542.).

Адрианов О.С., Молодкина Л.Н.. Влияние разрушения лобной и теменной областей неокортекса на способность решения экстраполяционной задачи у собак.-ЖВНД, 1979, №3, с.537-542.

Адрианов О.С., О принципах организации интегративной деятельности мозга.-М.:Медицина, 1976.-280 с.

Адрианов О.С., Орлова Т.В., Шугалев Н.П. Характеристика ответов в париетальном и зрительном полях коры мозга кошки на световые стимулы разного биологического значения.-ЖВНД, 1972, т.22, №3

Адрианов О.С., Полякова А.Г. Особенности связей вентробазального комплекса таламуса с теменной и соматосенсорной областями коры мозга.-ЖВНД, 1972, т.22, №6.

228

Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.

Александров Ю.И. Сознание и эмоции. В: Теория деятельности и социальная практика. 3-й международный конгресс. М., 1995, 5 - 6.

Александров Ю.И., Александров И.О. Активность нейронов зрительной и моторной областей коры мозга при осуществлении поведенческого акта с открытыми и закрытыми глазами // Журнал высш. нервн. деят. 1981. Т. 31. N 6. С. 11791189.

Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Системные аспекты психической деятельности. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журнал высш. нервн. деят. 1997. Т.47. N 2. С 243-260.

Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 6. С. 4 – 19.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М: Проспект,

1996.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 431 с. – (Психологи России).

– Библиогр.: с. 423-429. Шифр РНБ: 2006-3/677.

Анохин К.В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. Т. 47. N 2. С. 261279.

Анохин П. К., Предисловие, в кн.: Г. Мэгун, Бодрствующий мозг, Изд-во иностр. лит., Москва (1961), с.

126.

Анохин П.К. Новые данные об особенностях афферентного аппарата условного рефлекса. «Вопросы психологии», 1955, №6.

Анохин П.К. Динамика высшей нервной деятельности.-В кн.:Материалы 5-го Всесоюзн.съезда физиологов, биохимиков

229

и фармакологов. М., Биомедгиз,1934, с.34.

Анохин П.К. Единство центра и периферии в нервной деятельности.-Физиол.журн.СССР,1935, т.19, вып.1,с.21-28.; ˛ Анохин П.К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной системы.-В кн.:Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности.-

Горький, 1935, с.9-70.

Анохин П.К. Из тетрадей П.К.Анохина // Психол. журн. 1980. N4. С.185-187.

Анохин П.К. Изучение динамики высшей нервной деятельности. Активный секреторно-двигательный метод изучения высшей нервной деятельности .-Нижегородский мед.журн., 1932, №9, с. 7-28.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

Анохин П.К. Проблема локализации моторного импульса в центральной нервной системе. Проблемы моторики в неврологии и психиатрии. Тр.Центрального Психоневрологического института № 8. Госмедиздат УССР, 1937, С.15-22.

Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности. М., Изд-во Амн СССР, 1949.

Анохин П.К. Проблемы моделирования жизненных процессов и физиология мозга. // О сущности жизни. М.: Наука,

1964.

Анохин П.К. Проблемы моделирования жизненных процессов и физиология мозга. // О сущности жизни. М.: Наука, 1964.Анохин П.К. Психическая форма отражения.- В кн.: Ленинская теория отражения и современность. София, 1969, с.109-139.

Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр.труды.-М.:Наука, 1979.-453 с.

Анохин П.К. Теория функциональной системы.- В сб.: Общие вопросы физиологических механизмов. М., 1970, с.6-39.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука. 1978.

Анохин П.К. Химический континуум мозга, как механизм отражения действительности.-Вопр.филоссофии, 1970, №6, с.107-118;

230

Анохин П.К., Узловые механизмы функциональной системы, как аппарата саморегуляции/ Очерки по физиологии функциональных систем, Москва, “Медицина”,1975 С.307.

Анохин П.К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса.-М.: Медицина, 1968.-537 с.

Анохин П.К., Стреж Е.В. Изучение динамики высшей нервной деятельности. 11 Дифференцирование двух положительных условных раздражителей, выработанных на одном и том же безусловном.-Нижегородский мед. журн. 1932, №7-8, с.53-77.

Аптер М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность. — Вопросы психологии, №1, 1987. — с.162-169

Аптер М. Кибернетика и развитие. 'Мир', 1970. Ашмарин И. П. Биохимия мозга. – СПбГУ, 1999.

Бак З. Химическая передача нервного импульса. – М.: Мир, 1977.

Баранюк Г.В., Шишлов С.Б., Яковлев К.А. Изучение зрительного и тактильного анализаторов в различных формах поведения у речного рака // Нейрофизиологические механизмы двигательной активности ракообразных. Л. Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1983.С.11-21.

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) Изд-во “Медицина”Б М.: 1968. С. 468.

Батуев А. Рябинская Е. А., Ашихмина О. В. Поведенческие тактики у крыс в радиальном лабиринте. — Журн. высш.деят., 1984, т. 34, с. 38—47

Батуев А. С. Ассоциативная система и программирующая деятельность

Батуев А. С. Высшие системы мозга. Л., 1981. 254 с. Батуев А. С. Программирование целенаправленного

поведения и ассоциативные системы мозга. — Физиол.СССР, 1980, т. 66, с. 629—640.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М: Высшая школа, 1991.

Батуев А.С. Образ тела и образ пространства.-Вестн. ЛГУ, 1977,№21, с.78-87.

Бауер Т. Психическое развитие младенца. Москва, "Прогресс", 1979, С.319)`