Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

том2_новый

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
2.14 Mб
Скачать

201

прихожан, или нищий сумасшедший.

Борьба этих людей со своими внутренними силами и внешним временем, приводит к свершению, которое превосходит художественную символическую реальность их творческой жизни. В этих произведениях, созданных человеком, проявлен мир сверхестественного, в котором устранено противостояние внешнего и внутреннего - природы и искусства."

Существуют представления предполагающие ключевой роль потребностей в поведении человека (Симонов П.В., Ершов П.М.,1986 ). Потребности разделяют на биологические (витальные),

социальные и идеальные. К третьей группе авторы относят эстетические потребности. Под художественными потребностями понимают потребности в восприятии произведений искусства и в художественном творчестве (Симонов В.Е., 1996). При этом художественные потребности находясь в диалектической связи с художественными способностями образуют своеобразный единый континуум (порядковую шкалу) с полюсами восприятия и творчества. Существуют представления (В.Вундт, Э.Геннекен, 18 ) полагающие отсутствие принципиальной разницы между актом восприятия и создания произведения искусства. Проявления художественной потребности обычно начинается с потребности в восприятии произведения того или иного вида искусства.

Вхудожественной деятельности важна роль подражания. "Когда возрождение захотело подражать бессмертной Греции - получился Рафаэль. Энгр пожелал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену - получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейсосонье, из этого получился Дали. Из тех кто не хочет подражать, ничего не выходит" (С. Дали. цит. по Рожин А.И. Сальвадор Дали. М.

1989).

Втворчестве особо ценной является внутренняя, спонтанная мотивация художественного процесса, когда награда заключается в самом творческом процессе (о чем многократно пишут представители искусства). Утверждается, что внутренняя мотивация порождает более творчески ценные

202

произведения (Амабиле, 1985).

Социальная детерминация художественного творчества проявляется в том, что отдельные эпохи для которых характерен своеобразный предреволюционный или по определению Л.Н. Гумилева "пассионарный" социальнопсихологический климат, порождают большое число великих художников, чем период затишья. Для России такими годами были 40-ые годы 19 века, конец 19 и начало 20 века, т.е. время подготовки и назревания революционных изменений в обществе.

Следует также отметить роль ближайшего окружения в развитии художественных потребностей и способностей. (Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн. Д, 1995).

Развитие эстетического восприятия и поведения обычно связывают с периодом воспитания, следующим за ранним детством. Однако по мнению Й.-О. Грюссер и соавт (1995) необходимо также обратить внимание и на самые первые месяцы жизни - период когда сенсорный опыт, возможно, способствует развитию элементарных перцептивных способностей, образующих основу позднейших более тонких эстетических реакций.

Связь между содержанием художественных произведений и ранним опытом их творцов начали обсуждать за много поколений до Фрейда и до психоаналитической эпохи. Эразм Дарвин, (Цит. по Грюссер О.Й., Зельке Т., Цинда Б. 1995) дед знаменитого Чарлза Дарвина, в своей книге "Зоономия" сформулировал эту мысль: "Когда дитя, только что пришедшее в наш холодный мир, подносят к груди матери, это прежде всего удовлетворяет его чувство восприятия тепла; затем запах ее молока услаждает чувство обоняния младенца; чуть позже молоко вознаграждает его орган вкуса; после этого наступает удовлетворение от утоления голода и жажды связанные с получением и перевариванием пищи; наконец осязанию приятна мягкость и гладкость молочной струи, источника таких разнообразных переживаний. И все эти виды удовольствия постепенно начинают ассоциироваться с формой материнской груди, которую младенец обнимает своими ладонями, сжимает губами, наблюдает глазами, получая в результате точное

203

представление об этой форме, а затем о запахе, вкусе и тепле, воспринимаемыми с помощью других органов чувств. Поэтому то в более зрелые годы, когда мы видим любой объект, напоминающий своими волнистыми очертаниями женскую грудь, - будь то ландшафт с мягким чередованием подъемов и спусков, античная ваза либо другое произведение графики или резца - мы ощущаем заполняющее нас тепло наслаждения, охватывающего, кажется все наши чувства; а если этот объект не слишком велик, возникает стремление обнять его руками и обласкать губами, как поступали мы в младенчестве с материнской грудью. Таким образом подтверждается остроумная мысль Хогарта: волнистые линии прекрасного открыты человеком в храме Венеры"

Обнаруживается, что детство разных одаренных детей было в общем то одинаково. Сагали в 1926 году опубликовал статью, "К патологии детского возраста великих и замечательных людей" в которой он сообщает о трех главных закономерностях, свойственных детству выдающихся личностей: 1. Они рождаются в семьях, в которых имеется массивная психопатологическая наследственность. 2. Члены этих семей несчастны и неустроенны в обычной жизни. 3. Все дети, которые в будущем оказались великими в детстве имели те или иные физические или психические особенности или отклонения, уже тогда обращавшие на себя внимание.

Рассматривая роль изобразительного искусства в формировании психической деятельности, мы должны ответить на ряд вопросов:

1.Чем отличаются люди способные создавать произведения искусств от других.

2.Какие причины или факторы обеспечили этим людям получение способностей создавать произведения искусства.

3.Почему и зачем они это делают.

4.Каковы механизмы влияния произведений искусства на других людей.

Отсюда следует, что люди, порождающие и выражающие тем или иным творческим приемом абстрактные мысли, лежащие в основе процессов обобщения и формирования понятий и создающие эстетические ценности

204

влияют на сознание других людей. Следовательно, искусство является психологическим феноменом, имеющим особое значение, как для коллектива, так и для индивидуума (Нойман Э. 1996). Поэтому то в любом обществе люди искусства всегда занимают особую роль, и находятся в особых отношениях с остальными членами общества, и т.н. называемыми властными структурами.

На сегодня полагают что развитие тех или иных способностей или склонностей личности связаны с развитием межполушарной асимметрии.

13.1. Изобразительное искусство как индикатор мировосприятия.

Среди других видов искусств изобразительное искусство занимает особое положение. Изучение символики развития письменности и художественного творчества у первобытных народов и детей дает богатый материал для изучения развития психической активности.

Какова была первая картина? спрашивает Леонардо да Винчи в «Книге о живописи» и отвечает: Первая картина состояла из одной –единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену (Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.)

Произведения изобразительного искусства - картины - представляют вещь среди других вещей материальную поверхность. В то же время картина представляет собой глубину пространства и объема тела, вмещает в себя предметы намного превышающие ее размеры, переносит в иные времена и формирует целый мир лиц и событий. (Даниель С.М., 1990). В картине имеется двойственная природа, называемая парадоксом восприятия. Вот как формулирует этот парадокс Р.Л. Грегори: “Картины парадоксальны, никакой объект не может находится в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двухмерным и трехмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или размер корабля. Картины - невозможные объекты.” (Р.Л. Грегори.

205

Разумный глаз. с.35). И далее “всякий предмет является самим собой и только картины имеют двойную природу, и потому они - единственные в своем роде, класс парадоксальных объектов. Никто кроме человека не способен создавать (а может быть и воспринимать) картины и другие символы. Именно сила заложенная в символах, подняла мысль выше чисто биологических пределов, в которых зародилось мышление; эта сила все еще до конца не познана.

Итак мы воспринимаем картину двойственно. А что же такое действительность? Мы привыкли считать действительностью то, что становится доступным для нас благодаря поступающей из внешнего мира сенсорной информации. Однако наш мозг обладает двумя очень важными свойствами: это пластичность и обучаемость. Поэтому на самом деле действительность это некий конструкт, создаваемый в результате подтверждения или опровержения выдвигаемых нами гипотез относительно т.н. называемого "объективного мира". Восприятие в настоящее время рассматривается как конструкт сознания. Современные теории подчеркивают активную природу восприятия, которое связано с поиском наилучшей интерпретации сигналов, приходящих по афферентным нервным путям (Gregory R.L., 1987). В настоящее время считается общепризнанным наличие бессознательной коррекции нашего видения физическихт объектов.

Для истории культуры характерно непрерывное развитие новых художественных стилей. Наше сознание все время пытается породить новые формы художественного творчества. Поначалу их считают несерьезными, незрелыми, нехудожественными, возмутительными и т.д. но со временем приемлют.

Творятся новые реалии выходящие за рамки наших чувственных впечатлений, получаемых из внешнего мира. Тем самым искусство способствует расширению нашего представления о действительности, охвату и освоению новых областей человеческого опыта (Ренчлер И., Херцбергер Б., Д. Эпстайн. 1995). Расширение это происходит в пределах возможностей чувственного восприятия информации и переработки ее мозгом.

206

Формирование новых представлений о структурнофункциональной организации мозга стимулирует философское осмысление проблем психической деятельности, пересмотру ранее сформированных представлений.

Watanabe S. (1985), cтал истолковывать физическое и психическое на основе одного и того же принципа. Тем самым он развивал так называемую монистическую точку зрения которой ранее придерживался Mach E. (1914).

В ХIХ веке Гельмгольц подчеркивал сходство глаза с фотокамерой. Такое представление о пассивной и неискаженной передаче физических стимулов было типично для эмпирического подхода к проблеме восприятия. Считалось, что структура воспринимаемых объектов отображается в сознании в степени, определенной предшествующим опытом. С этим взглядом согласовывалось и представление о том, что восприятие складывается в результате суммации ощущений и идей, и идеи - это отпечатки прошлых ощущений. Согласно Эренфельту - отцу “гештальтпсихологии”- восприятие формы подчиняет себе восприятие отдельных элементов, составляющих целое. Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка предполагали даже, что сама природа элементов восприятия определяется организацией целого. Психологи все больше осознают роль, которую играет в восприятии активное изменение поступающих извне сигналов. Существует т.н. проявления избирательного внимания “эффект вечеринки”, когда в комнате гудящей от множества голосов мы можем прислушаться к голосу одного человека. Дональд Бродбент издал книгу “Восприятие и коммуникация” в которой написал, что восприятие есть результат работы системы обработки информации с ограниченной пропускной способностью. В теории Бродбента существенным является представление, что мир содержит в себе возможность получения гораздо большего количества ощущений, чем позволяет охватить перцептивные (процесс восприятия) и когнитивные (познавательные) способности человека. Поэтому, для того, чтобы справиться с потоком поступающей информации, люди избирательно направляют внимание только на некоторые признаки и “отстраиваться” от остальных.

207

Каждая из существующих сенсорных систем (зрительная, слуховая, соматосенсорная) имеет т.н. корковое представительство в коре головного мозга. На сегодня известны семь соматосенсорных областей, четыре слуховые и двенадцать зрительных, а также различные проекции в нижележащие структуры мозга. Существуют ретинопатические участки корковых полей, в которых поля зрения (т.е. двумерное отражение мира на сетчатке) представлено с полным сохранением его топологии. Другие поля осуществляют абстрагирование и синтез получаемой информации.

В настоящее время полагают, что как в простых физических системах, так и в мозгу представление информации в специфических элементах материального субстрата принимает форму карт (Kohonen ). Однако на сегодня нет данных о том, отображение различных аспектов видимой картины сходятся в каком либо участке коры или подкорки головного мозга. Однако как было отмечено при повышении температуры тела, приеме наркотиков и пр. может возникать фрагментарность восприятия, удвоение контуров и другие т.н. обманы восприятия.

Олдос Хаксли в своей книге “Двери восприятия” (1954) высказывает мысль, что художник от рождения способен видеть мир так, как обычный человек только под воздействием мескалина.

Возможно, что художник действительно лучше вычленяет нужную ему информацию определенных зрительных проекций мозга, чем обычный наблюдатель. Это согласуется со взглядом Малевича, который писал, что “при участии того или иного мозгового центра” художник может выбрать свою собственную концепцию вещей и вокруг себя.

Особое внимание к определенному типу образного представления мира может быть обусловлено эмоциональным, интеллектуальными или культурными факторами и создает в результате стиль художника. Резюмируя сказанное Рейчлер и Т. Селли и Л. Маффеи предполагают, что если Малевич связывает творческий эталон в искусстве с изменениями во взаимодействиях между центрами мозга, то это вполне можно сопоставить с открытием множественных проекций

208

зрительного входа в мозговой коре. Иными словами они полагают, что искусство можно оценивать, с учетом этих внутренних проекций хотя разные школы различаются по их избирательному использованию. Эту концепцию они назвали равенство измерений и множественность внимания (Ренчлер И., Селли Т., Маффеи Л., 1995).

Глава 14. Структура поведения человека.

209

Вповедении можно выделить следующие основные конструкции: двигательное поведение, вербальное поведение, экстралингвистическое вербальное и невербальное.

Внекоторых случаях можно встретить определение поведения, как формы коммуникации. По-видимому это связано с тем, что поведение во многих случаях выполняет коммуникативную роль, т.е. является средством передачи информации.

14.1. Формы поведения

14.1.2. Двигательное поведение.

К наиболее интересным проявлениям человеческого поведения относится движение, которое обеспечивается напряжением и расслаблением мускулатуры. Мы можем ходить, двигаться, танцевать, жестикулировать, кататься на лыжах и т.д., обеспечивая нормальную жизнедеятельность организма и его взаимодействие со средой обитания. Двигательная активность в то же время является важным индикатором многих психических процессов.

Мы можем взаимодействовать с окружающей средой и влиять на нее только при помощи своих скелетных мышц. Существуют два вида двигательных функций:

а) поддержание положения (позы); б) собственно движения.

В естественных условиях эти два вида движения разделить невозможно, однако при анализе двигательной активности полезно различать позные функции, способствующие поддержанию тела в определенном положении, и в частности сохранение вертикального положения в гравитационном поле земли.

Выделяют также сопровождающие движения - например движения рук при ходьбе, жестикуляцию при разговоре.

Различают произвольные и непроизвольные движения, или сознательные и бессознательные. Их различают в зависимости от поведенческих признаков и собственного впечатления.

210

Хьюлинс Джексон в начале века предложил иерархическую классификацию всех двигательных актов. Полюсами его классификации были "полностью автоматические" и "совершенно произвольные" движения. В качестве примера "полностью автоматического" двигательного акта или более точно комплекса движений можно назвать процесс дыхания, сохраняющегося даже при глубоком сне, когда все остальные движения полностью отсутствуют.

Одним из важнейших итогов работ И.М. Сеченова в области физиологии и психологии является положение рассматривающее мышечное сокращение (в т.ч. мимическое) конечным этапом психического акта. Он писал по этому поводу: "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, - везде окончательным фактом является мышечное движение" (И.М. Сеченов, 1952, т.1,с.14)

Как сказала как-то великая Майя Плисецкая подчас движение значит больше чем слово.

Выяснение центральных механизмов управления последовательностью поведенческих актов является фундаментальной задачей поведенческих наук (Розенбаум Д.А., 1990).

На сегодня наметились две возможные тенденции в изучении моторики. В одном случае за исходный пункт принимаются интегративные категории типа «образ пространства», «моторная задача» и т.п. В другом случае исследователи пытаются идти как бы «снизу», выделяя физические и физиологические элементы и блоки из которых интегрируется целостное моторное поведение. Как полагают А. Митькин и Г. Пик оба пути должны дополнять друг друга

(1990).

В 1871 году были опубликованы результаты опытов Фрича и Гитцига, показавших, что раздражение электрическим током определенных участков коры головного мозга собаки вызывает сокращение мышц противоположной