Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антиномии этикета Лихачева ЛС.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
69.23 Кб
Скачать

«Условность - безусловность (бытийность)»

Этикет традиционно относят к сфере общественного сознания, понимая под ним: либо «совокупность норм и правил, назначение которых регулировать внешние формы поведения» \ либо «... формы, технические аспекты общения»

  1. 3

, либо «особую систему знаков» , либо определяют этикет как «условный

4

знак» .

Разумеется, с этим следует согласиться, и те же авторы приводят достаточно убедительные подтверждения этому. В реальной действительности нет самого 19

по себе «приличия» и «неприличия», это некие «условности». «Прилично - неприлично» живет, бытует в нашем сознании, языке, «говорении». Мы живем «в доме языка», где и творим определенный контекст. Именно человек - автор этого контекста и, одновременно, произведение. Мы сами творим значения «приличий», этикетные значения за счет различных интерпретаций. В действительности же существуют лишь действия-операции, которые в некоторой системе координат (отношений), мы интерпретируем как поступки («прилично - неприлично»), задавая им ценностные смыслы. Обретая эти

смыслы, поступки становятся феноменом культуры. И в этом отношении, этикет есть уже не просто мир условностей и мир поступков, но, прежде всего, мир ценностных смыслов этих поступков.

Этикет - это особый язык, после возникновения которого, возникает собственно «человеческое поведение». Будучи языком, он создает некую послеязыковую реальность, в которой действия человека обретают человеческие смыслы. Он «творит» как само бытие человека, так и

ценностную ауру этого бытия.

Этикет не только рефлексивен, семиотичен, он - онтологичен. Этикет не противостоит бытию человека. Он сам бытиен. Он есть, условно говоря, ценностно-нормативное тело общества, вне которого оно не существует. В любом обществе есть свои этикетные формы организации жизни. Этикет - это особого рода «копилка» отточенных историей форм человеческого взаимодействия, тех форм (способов, технологий) коммуникации, которые способны связать между собой людей разного пола и возраста, «своих» и «чужих», не унижая их человеческого достоинства. Этикет - это форма толерантного (компромиссного) бытия человека в социально-культурном пространстве и времени.

Как особого рода жизнедеятельность, этикет может быть охарактеризован в следующих моментах.

Человеческий мир традиционно мыслится с помощью категорий пространственного, временного и смыслового единства. Иначе говоря, пространство, время и смыслы - вот основные измерения бытия человека. Попробуем подойти к рассмотрению этикета с этих позиций.

Характеризуя этикет как особого рода жизнедеятельность, следует, прежде всего, отметить, что это коллективная жизнедеятельность, в основе которой лежит субъект-субъектный вид взаимодействия. Причем, это взаимодействие может быть опосредовано разными формами предметности, что дает основания для выделения различных видов этикета (например, знаковая форма предметности определяет наличие вербального и невербального этикета, телесная форма предметности - сексуальный, банный и т.п. виды этикета и т.д.). Но этикет - это не только реакция на некоторый предмет (формы предметности), и не только обмен информацией между субъектами, но, прежде всего, акция, в которой реализуется, осуществляется человеческая воля, и где происходит обмен субъектов смысловыми позициями.

Характеризуя этикет как особого рода жизнедеятельность, следует сказать и о том, что эта жизнедеятельность разворачивается в определенном социально­культурном пространстве. Причем, этикет не просто заполняет некое пустое пространство. Он сам создает это пространство жизнедеятельности, бытия человека (как некоего «Я») в его отношениях («интенциях») с другими «Я» \

«Пространство, - как отмечает В. Л. Круткин, - это характеристика мира, где события имеют место одно рядом с другим»20 21. Этикет также локализуется в процессе человеческого взаимодействия в особого рода нормативных (этикетных) ситуациях, которые и определяют само пространство этикета. Он структурируется, оформляется, что создает возможность социального и коммуникативного порядка.

Этикет как особого рода жизнедеятельность человека имеет и временные характеристики, свою «глубину» (связь прошлого, настоящего и будущего), и свой «этикетный хронотоп», связывающий, упорядочивающий пространство и время этикетных событий в противовес хаосу случайностей во взаимодействии людей друг с другом.

Время в этикете - это некая «пульсирующая» характеристика, которая меняется в зависимости от задач, которые ставит перед этикетом реальная практика.

Этикет - не только регулятор (регламентатор) времени \ упорядочивающий время реальное (время реальных событий) и, тем самым, поддерживающий непрерывность бытия. Он сам есть время того или иного события, поскольку способен как «раздвигать» это событие, так и «сжимать» его.

Так, например, в сексуальном этикете предусмотрена ситуация ухаживания, в которой этикет как бы раздвигает границы времени, давая возможность людям узнать друг друга, лучше познакомиться и т.д. Поэтому этикет ухаживаний предполагает такие стадии отношений, как поход в кино, прогулка, чаепитие, посещение ресторана, цветы или какие-то иные этикетные знаки внимания.

Но есть и такие этикетные ситуации, в которых время может быть спрессовано, сжато. Это возможно, например, за счет использования этикетной атрибутики - вещей из предметного окружения человека, по наличию или отсутствию которых сразу становится «все ясно». Так, например, шпага всегда была этикетным знаком принадлежности к дворянскому сословию. И наличие шпаги у собеседника, например, сразу «снимало» многие вопросы, возникающие при знакомстве и общении людей. То же самое можно сказать в отношении ситуаций, когда человек одет в траурные или, наоборот, торжественные одежды, носит на пальце руки обручальное кольцо и т.п.

В конечном же итоге, анализируя обозначенную нами антиномию, следует признать, что этикет не сводится однозначно ни к сознанию, ни к бытию. Он есть, скорее, некий символ-посредник, медиатор между сознанием и бытием. 22

«СЕРЬЕЗНОЕ (СТРОГОЕ) - ИГРОВОЕ »

Этикет - это система норм, предписаний, регулирующих поведение людей в обществе. И будучи нормативным, императивным по своему характеру, этикет исключает игровое начало. Он серьезен и строг в выполнении своих социальных функций, и в этой своей социальности он не допускает никаких «игр». Норма не может быть игрой. Игра - это, скорее, отклонение от нормы \ Но если немного отступить в сторону и взглянуть на этикет с несколько иной, отличной от традиционной точки зрения на этикет только как на систему норм и правил, то мы заметим, что этикет - это не только правила, не только нормы, но и само реальное бытие людей, практика их повседневного взаимодействия, регулируемая этими нормами. И в этом отношении, как нам представляется, игровые характеристики вполне применимы к этикету. В чем и как это проявляется?

Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся определиться с самим пониманием «игры», «игрового», поскольку в литературе позиции

представлены неоднозначно. Существуют различные концепции игры: философские, эстетические, психологические, социологические и др. Все они анализируют разные аспекты этого явления и выделяют разные сущностные признаки игры. Применение (приложение) этих концептуальных подходов к анализу этикета позволяет обнаружить и раскрыть в нем нечто важное, существенное. Но, в то же время, ни одна из известных концепций игры не является исчерпывающей в объяснении этого феномена, не раскрывает этикет до конца. Как, впрочем, и сам этикет не соответствует в полной мере тем признакам игры, которые выделяются различными исследователями. Но все эти теории игры позволяют найти в этикете некие игровые свойства и, в то же время, в самой игре обнаружить этикетное (нормативное) начало.

Каковы же эти признаки игры и насколько они характерны для этикета? В каких смыслах, в каких контекстах мы можем говорить об этикете как игре ? 23

Если обратиться к контекстам понимания того, что есть игра, то, на наш взгляд, среди них можно выделить три основных. Условно их можно обозначить так.

  1. «Позитивный контекст». В рамках этого контекста игра понимается как экзистенциальный феномен, как свободная, творческая, самоцельная и самодостаточная, неотягощенная утилитарными целями деятельность 1.

  2. «Негативный контекст». Здесь игра понимается в несколько обличительном, критико-уничижительном смысле: игра как нечто несерьезное, неподлинное, основанное на обмане, лукавстве, лицемерии, двуличии, маскировке и т.п. В этом смысле игра позволяет человеку принять на себя какую-то роль, надеть маску и, а по мере необходимости, отказаться

от них; он может свободно менять свои роли и маски, скрывая нечто подлинное

2

  1. «Нейтральный контекст». В этом контексте игра рассматривается как взаимодействие, в котором имеется несколько вариантов выбора оптимального поведения, т.е. как определенный вид моделирования возможностей («игра возможностей») 24 25 26.

«Погрузим» этикет в эти контексты и посмотрим, в какой мере они применимы к нему. При этом будем иметь в виду, что этикет есть не только «правила игры», но и «игровая партия», а также поведение действующих в ней субъектов («игроков»).

В первом контексте говорить об игровых характеристиках этикеты мы можем весьма условно и, в большей мере, применительно к поведенческому аспекту этикета. Лишь на высшей ступени субъективного освоения требований этикета можно обнаружить достаточно свободные («раскрепощенные»), творческие (а не только «исполнительские»), неутилитарные и т.д., и в этом смысле игровые, формы этикетного поведения.

Во втором контексте наличие игровых характеристик этикета более очевидно, хотя это также связано с поведением «игроков», но на более низких уровнях овладения этикетными требованиями.

В третьем же контексте также можно обнаружить игровые черты этикета, но, скорее, на уровне анализа самой «игровой партии», условий и характеристики ее организации и функционирования.

Попытаемся раскрыть эти, высказанные нами предположения, на более конкретном и содержательном материале.

Этикет как «игровая партия» начинается с выделения, обособления самой «этикетной ситуации», в рамках которой и разворачивается «представление». Под этикетной ситуацией понимается совокупность событий (обстоятельств), протекающих в определенных условиях места и времени и состоящих из множества микрособытий: поступков, действий, жестов и т.д. людей, различающихся по тем или иным социальным и коммуникативным признакам ( пол, возраст, сословный статус, степень знакомства и т.п.). Причем участники этих «событий» выстраивают свою стратегию и тактику общения с учетом этих различий. Иначе говоря, этикетная ситуация есть ситуация социально­культурного взаимодействия, участники которого: во-первых, имеют разные социальные или коммуникативные статусы, а во-вторых, выстраивают свое взаимодействие с учетом этих статусных различий, (которые и определяют их «роли» и «маски»).

Причем, «игра в этикет», по правилам отведенной для каждого в соответствии с его статусом роли, это, прежде всего, игра-представление, игра, наполненная театрализацией с присущими ей элементами: наличием

театральной площадки - этикетные ситуации на работе, в кафе, в театре и т.п.; реквизитом - головные уборы, визитные карточки, столовые приборы и т.п.; персонажами - гость, хозяин, незнакомец и т.п.; публикой и др. Этикетные события всегда разворачиваются по определенному сюжету, со своей завязкой (встреча, знакомство), кульминацией, развязкой (прощание), при наличии актеров, зрителей и т.д.

При этом надо отметить, что этот текст (сценарная канва) этикетных ситуаций никем «нарочно» не написан. Он, по большому счету, стихийный продукт, рожденный самой практикой социальной жизнедеятельности человека. Его нормы, правила, запреты и дозволения не есть преднамеренно созданные, кем-то «придуманные». Напротив, они есть образования, которые уже «в обратном порядке» осмысливаются человеком, объясняются им и закрепляются в некоем этикетном кодексе. Фактически, этикет - одна из первичных форм бытия социального \ Кроме того, каждый народ заполняет этот «сценарный план» по-своему. Более того, внутри каждой социальной общности, в силу ее неоднородности, возникают этикетные субкультуры, обладающие всякий раз своими специфическими свойствами и характеристиками (например, этикет в местах лишения свободы, этикет партийно-государственной элиты, этикет фанатов и др.).

«Игра как представление, - отмечает А. Б. Демидов, - имеет два вида: а) репрезентация (например, спектакль) и б) воображение (себя самого кем- нибудь») . Применительно к этикету это означает следующее.

Как заметил Й. Хейзинга, само слово «представлять» по своей этимологии означает «ставить нечто перед глазами». Исходя из этого, человек в этикетных ситуациях не просто играет свою роль, он представляет («репрезентирует») ее своим партнерам по общению и возможным «зрителям».

Этикет всегда включает в себя моменты самопрезентации, основанные на желании понравиться себе и другим, быть подтвержденным другими. Можно даже сказать, что стремление выглядеть лучше - лучше других или даже лучше самого себя - коренная черта этикетного праксиса. В этикетных ситуациях люди не только упорядочивают свои отношения и действия, но и выражают себя перед другими. Особенно это заметно в ситуациях общения людей разного пола (гендера). 27 28

Что же касается представления как «воображения себя самого кем-то», то в этикете это есть ни что иное, как реализация потребности индивида в

социально-культурной идентификации с определенной группой, стремление к тому, чтобы принадлежащие к этой группе люди признали его «своим», тем, кем он сам себя воображаем, кем он стремится стать.

Но кроме игры-представления, как заметил Й. Хейзинга \ существует и другой тип игры - игра-соревнование. Может ли этикет быть отнесен и к этому типу игры? Думается, что да. Дух соперничества, состязательности,

связанный с желанием переиграть, оказаться впереди ( или - «на высоте»), завоевать право «места» и т.п. вполне присущ и «этикетным играм». Это, кстати, отмечал и сам Й. Хейзинга, когда приводил примеры китайских «состязаний в учтивости». «Соперники, - писал он, - стараются перещеголять друг друга в благородных манерах, уступая свое место либо дорогу. Состязание в учтивости, пожалуй, нигде так не формализовано, как в Китае, но встречается повсюду» 2.

Стремление с помощью соответствующих манер, речевой культуры и т.д. завоевать право быть среди «своих», т.е. среди определенного круга людей, или желание превзойти других по каким-либо признакам (например, удивить всех свои «нарядом», знанием норм столового этикета, формой гостеприимства и т. п.) - разве все это не есть игра-соревнование?

Но этикет - это не только игра -представление или игра-соревнование, это еще и «предметная игра» с использованием разнообразной этикетной атрибутики (своего рода «игрушек»). Как подчеркивал Й. Хейзинга, «во всех соревнованиях важно не только ради чего, но также в чем и с чем» 29 30 31. Не менее важно это и в этикетных ситуациях, в которых задействованы не только участники общения, но и вещи из предметного окружения человека, получившие здесь и свое название - «этикетная атрибутика» 32. При этом выделяют две группы вещей: а) вещи, которые в определенных ситуациях

могут приобретать этикетные смыслы и значения, но своим происхождением не связаны с этикетом (например, головные уборы, предметы одежды, домашней утвари и т.д.); б) сугубо этикетные вещи, т.е. вещи, обязанные своим

появлением на свет (например, визитные карточки, бутоньерки и т.д.).

При этом роль самих вещей в этикете определяется не ими самими, а тем, как с их помощью регулируются, выстраиваются отношения между людьми. В этом смысле, как справедливо замечает А. К. Байбурин, «из категории вещей они превращаются в знаки определенных отношений» \ Как в связи с этим не вспомнить поговорку о том, что «дорог не подарок - дорого внимание». Умение прочитывать текст, создаваемый этими знаками, всегда считался важной составляющей в этикетном воспитании 33 34.

В современном этикете роль этикетной атрибутики особенно заметна в ситуациях официального характера (на различных церемониях, приемах, официальных банкетах и т.п.), где существуют особые регламентации в сервировке столов, костюмах, оформлении пространства и т.д.

Продолжая разговор об игровых характеристиках этикета, следует отметить и то, что человек в пространстве этикета практически все время находится в ситуациях выбора вариантов своего поведения. Перед ним все время возникают разного рода оппозиции (слева - справа, стоя - сидя, первый - последний, на «ты» - на «вы» и т.д.), из которых он должен предпочесть ту, которая

соответствует его статусу и роли в этой ситуации, чтобы соответствовать подобающим ему приличиям. В этом смысле этикетная ситуация - это всегда некий каскад альтернатив, лабиринт возможностей, образующихся за счет пересечения разнообразного множества различий, сходящихся в конкретном пространстве и времени данной этикетной ситуации («здесь» и «сейчас»). И хотя число этих различий в принципе ограничено, но за счет того, что они могут пересекаться, накладываться друг на друга в разных сочетаниях, образуется множественность вариантов ситуаций, и, следовательно, возникает некое «игровое поле» этих возможностей, этих вариантов выбора. «Игра» заключается в том, чтобы выбрать («рассчитать») наиболее оптимальный («правильный», «приличный») вариант разрешения этой ситуации. И в этом контексте вполне можно говорить об этикете как некоем виде «модельной игры».

Кроме того, «игра в этикет» предполагает и наличие разных уровней овладения этой игрой (условно - от новичка до профессионала).

Кроме всего сказанного, мы можем добавить к характеристике этикета как игровой формы следующие моменты (присущие игре как таковой).

1. «Правила и порядок, предписывающие определенное заполнение игрового

пространства, - указывал Х.-Г. Гадамер, - составляют сущность игры»1.

Наличие этих характеристик в этикете не может вызвать сомнений.

1. Пространственно-временная замкнутость игры. А.Б. Демидов, вслед за Й. Хейзинга, определяет этот признак игры следующим образом. Он пишет: «Игра проходит в определенных границах пространства и времени, в которых существует «игровой мир»... У нее есть начало и конец, она проходит в пространстве, которое предварительно очерчено. На таких. территориях имеют силу особые правила»35 36.

Но то же самое можно сказать и в отношении этикета. Он тоже имеет свой хронотоп. В этикетных ситуациях обязательно есть начало и конец (вход - выход, встреча - прощание), а нормы, действующие на «особых территориях» (например, магазин, офис, ресторан, театр, в автобусе или на улице и т.д.) имеют свою специфику.

3. Повторимость и вариативность игры.

Очевидно, что и в этикете существуют эти признаки устойчивости, повторяемости, что позволяет ему воспроизводиться в стандартных, стереотипных ситуациях и действиях. И в то же время, этикетные формы поведения всегда несут в себе элементы вариативности, позволяя индивидам выбирать свой стиль поведения в рамках предлагаемых этикетом вариантов, вносить свои оттенки и нюансы в исполнение конкретных предписаний. В конечном счете, люди не роботы и не машины, и определенная доля вариативности и творчества присуща любым видам их действий, в том числе и связанным с реализацией стереотипных правил приличия.