Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экскурсия пушкин.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
4.41 Mб
Скачать

7. Грот

Гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, в XVIII веке были почти обязательной принадлежностью больших регулярных садов. Проект постройки Грота на берегу царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф.-Б. Растрелли. Работы по возведению здания проводились в 1755–1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.

Построение интерьера— скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, — характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и сами фасады, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Здание увенчивал пирамидальный фонтан со «стекающими» по граням купола струями; круглые окна обрамляли пышные композиции, состоявшие  из фигур путти, дельфинов, морских растений и раковин. Все эти украшения,  исполненные в середине XVIII века из дерева охтинскими резчиками, сохранились и находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село». Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией. Задуманная  Растрелли отделка интерьеров Грота морскими раковинами и пористым туфом если и была  исполнена, то просуществовала недолго.

В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди (1709–1794). Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней. В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди.

После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом. Тогда в нем разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа, куда попала и находившаяся здесь же статуя «Вольтера в креслах»  работы Ж.-А. Гудона.

Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните.

В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.

Летом 1790 года, когда в Санкт-Петербурге и Царском Селе слышна была «ужасная канонада» шведов, грозивших захватом русской столицы, а в России «сеяла заразу французскую» книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», на галерее появился бюст Ахилла (так считали в то время; лишь позднее он был атрибутирован как Арес) — любимого героя Александра Македонского, с которым Екатерина II чувствовала внутреннее родство. Александр — «завоеватель мира» — отличался безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием. Смелость, решительность, честолюбие определяли и характер русской императрицы.

В 1791 году Екатерина II заказывает бюст Цезаря — великого полководца и усмирителя галлов. Считая, что Франция в результате революционных событий может превратиться в полудикую страну, императрица предсказывала появление «нового Цезаря», который образумит «галлов». Не случайно в том же году Камеронову галерею украсили бюсты Геркулеса и победителя тьмы Аполлона, а также портреты «носителей света» — философов, ораторов, поэтов и писателей.

Наряду с «Минервой», «Аяксом», «Меркурием», образцы для которых были взяты из царскосельского Концертного зала, Екатерина II лично утвердила для отливки в меди бюсты великих полководцев и мудрых государей, умиротворявших народы: Сципиона Африканского, Германика, Септимия Севера, Марка Аврелия, Веспасиана, Тита. Заказ императрицы был выполнен в 1794 году. Двумя годами ранее из Академии художеств сообщали, что в соответствии с высочайшим пожеланием осталось отлить бюсты Митридата, Весты, Тиберия, Каракаллы и Брута. Однако с этим заказом венценосная заказчица не спешила и вскоре отказалась от повторения портретов не симпатичных ей Тиберия и Каракаллы и заказала бюсты понтийского царя Митридата и Брута (дань давним республиканским пристрастиям). Когда же 21 января 1793 года, после получения известий о казне французского короля, Екатерина II окончательно отвергла идею всеобщего братства, произнеся слова «Равенство — чудовище», Брут был изгнан с Камероновой галереи. Наконец, в июне 1793 года императрица приказала прислать для своего выбора реестр «лучших бюстов», достойных отливки для установки на ее колоннаде, и поместила в свой Пантеон бюст М. В. Ломоносова. Так собрание бронзовых кумиров Екатерины II пришло к логическому завершению.