Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

19

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Работа делится на две части. Первая часть включает одну главу. В ней дан критический обзор учений русских лингвистов о винительном падеже.

Прежде чем приступить к изложению взглядов ученых, мы изучили тексты художественной литературы, что дало возможность делать соответствующие выводы о полноте или недостатке освещения интересующего нас вопроса тем или иным ученым-лингвистом.

В процессе работы мы также изучили первоисточники (литературные произведения Фонвизина, Крылова, Карамзина, Грибоедова и др.), примеры из которых использовали грамматисты. Кроме того, к исследованию были привлечены художественные произведения, статьи и письма самих лингвистов (Ломоносова, Востокова, Буслаева) для того, чтобы определить, насколько полно освещены в их трудах факты современного им литературного языка.

Вторая часть состоит из двух глав. Первая глава посвящена исследованию значений беспредложных конструкций с винительным падежом, вторая глава – исследованию значений предложных конструкций с винительным падежом.

Основным материалом исследования явились произведения русских классиков и советских писателей:

А.С. Пушкина – «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Цыганы» и отдельные стихотворения; М.Ю. Лермонтова – «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри» и 164 стихотворения; Л.Н. Толстого – «Война и мир», «Анна Каренина» и повесть «Метель»; И.С. Тургенева – «Дворянское гнездо»; А.М. Горького – «Мать»; А. Фадеева – «Молодая гвардия»; Н. Островского – «Как закалялась сталь»; В. Маяковского – «Владимир Ильич Ленин»; Н. Пришвина – «Кладовая солнца», «Белый гриб». А также были использованы некоторые другие произведения русских классиков и советских писателей, в частности: «Поединок» А. Куприна, рассказы А.П. Чехова, «Через поле российское» А.Н. Толстого, «Дни и ночи» К. Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,

11

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

стихи С. Щипачева; из газет использованы: «Правда», «Комсомольская правда», «Учительская газета».

Кроме основных частей, даны два приложения: Приложение 1 «Синтаксическая синонимика».

Приложение 2 «Значения конструкций с винительным падежом и способы передачи этих значений в казахском языке».

В первом приложении показываем то, что в языке для выражения одного и того же значения могут быть использованы различные синтаксические способы. А также показываем развитие значений синонимических конструкций с винительным падежом.

Во втором приложении, сравнивая конструкции с винительным падежом и их эквиваленты в казахском языке, показываем, как разнообразные по структуре синтаксические построения различных языков выражают единое содержание и выполняют одинаковую функцию в предложении.

Изложенный в нем материал в известной мере отвечает запросам нашей республики, где пока что нет специальной работы, посвященной сравнительному изучению значений русских и казахских падежей, и наш опыт является первой попыткой в этом направлении.

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я

УЧЕНИЕ РУССКИХ ЛИНГВИСТОВ О ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

§1. М.В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765)

В 1755 году вышла «Российская Грамматика» М.В. Ломоносова, который, по словам А.С. Пушкина, был первым русским университетом.

Великий реформатор русского литературного языка, поэт, ученый М.В. Ломоносов на основе своих наблюдений создал первую грамматику русского языка, которая в течение XVIII в. и в первой четверти XIX в. продолжала оставаться единственным руководством по русскому языкознанию, отдельные предложения которой не только не утратили своего значения, но и остаются актуальными в наши дни.

«Российская грамматика» не имеет специальных разделов, посвященных падежным конструкциям, но некоторые правила об этих конструкциях находим в ее отдельных главах.

«Российская Грамматика»1 разделена на наставления. Всего наставлений шесть. Их содержание следующее: 1. О человеческом

1 Разделы, параграфы даются по «Грамматике русского языка академика М.В. Ломоносова, 1755 года, изданной Вторым Отделением Императорской Академии Наук в воспоминание столетия Русской Грамматики», С.-Петербург, 1855 г.

Следует заметить, что в издании параграфы по 498 (включительно) идут по порядку, затем опять повторяются, начиная с §439, и до конца выдерживается этот порядок, т.е. до §527. Это, думается, чисто техническая ошибка, такая же, как, например, после §498 идет §469, затем - §500; или вместо §526 стоят цифры «529». Однако параграфы нами взяты в той же последовательности, но каждый раз указывается номер наставления и главы.

13

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

слове вообще. 2. О чтении и правописании российском. 3. О имени.

4.О глаголе. 5. О вспомогательных и служебных частях слова.

6.О сочинении частей слова.

Каждое наставление в свою очередь делится на главы. Так, например, наставление шестое, которое представляет наибольший интерес с точки зрения нашей работы, состоит из пяти глав: первая – о сочинении частей слова вообще, вторая – о сочинении имени, третья – о сочинении глаголов, четвертая – о сочинении вспомогательных частей слова и пятая – о сочинении частей слова по разным обстоятельствам.

Говоря об употреблении имени при глаголе, Ломоносов пишет: «Предложенные вещи деяние относится к другой и на оную действует; или в ней самой остается. В первом случае требуется для наполнения разума другой вещи именование, напр. Облаки покрыли небо…» /Наст. 1, гл. 5, §79/.

Здесь не говорится об объекте, однако проводится мысль о том, что действие одного предмета может быть направлено на другой предмет. А в рассуждениях о глаголе находим указание на то, какие именно глаголы могут выражать действие, переходящее на предмет. «Действительный глагол значит деяние от одного к другому переходящее, в нем действующее: возношу,

сою» /Наст. 4, гл. 1, §270/.

Подобные примеры находим в произведениях самого Ломоносова:

«Так сильну возносил десницу! Так быстрый конь его скакал, Когда он те поля топтал,

Где зрим всходящу к нам денницу» /Ода, 1739 г./

или

«Испей и все забудь труды; Умой росой кастальской очи,

Чрез степь и горы взор простри И дух свой к тем странам впери» /там же/.

14

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Втретьей главе шестого наставления Ломоносов пишет: «Всякий глагол действительный требует винительного падежа, сверх именительного: Кто хранит законы, законы сохранят его взаимно» /§496/.

Из этого положения вытекает вывод о том, что Ломоносов ставит употребление падежей в зависимость от глаголов, в частности, употребление винительного падежа имени – от действительного глагола.

Почему Ломоносов употребление винительного падежа ставит в зависимость только от действительных глаголов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проследим за его употреблением винительного падежа имени без предлогов после

глагола. Возьмем «Оду 1742», являющуюся самым большим из всех его произведений этого жанра1.

Вуказанной Оде насчитывается 197 конструкций с винительным падежом, из них 144 конструкции без предлогов. В падежных конструкциях в основном употребление винительного падежа имени после действительного глагола подтверждается материалами языка его же произведений. Приведем характерные примеры:

«Тобой поставлю суд правдивый, Тобой сотру сердца кичливы, Тобой я буду злость казнить, Тобой заслугам мзду дарить…»

«Стокоголм, глубоким сном покрытый, Проснись, познай Петрову кровь.

Не жди льстецов своих защиты, Отринь коварну их любовь; Ты всуе Солнце почитаешь, И пред Луной себя склоняешь; Целуй Елисаветин меч, Что ты принудил сам извлечь:

1 Эта Ода имеет 440 стихов, тогда как обычно его оды состояли из 210-230 стихов. См. «Собрание сочинений М.В. Ломоносова», СПБ-1840, ч. 1.

15

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Его мягчит одна покорность, Острит кичливая упорность».

Итак, то, что имело место в языке произведений Ломоносова, нашло отражение и в составленной им грамматике.

Ставя употребление винительного падежа в зависимость от действительных глаголов, автор отмечает, что действительные глаголы, кроме винительного, могут принимать и другие падежи с предлогами и без них: «Кроме винитель-

ного

падежа, которого обыкновенно действительные гла-

голы

требуют, принимают они другие падежи с предлогами

и без предлогов: часто почитает народ неосмысленных разумными, беззаконных добродетельными; роскошь погружает землю в заключение» /Наст. 6, гл. 3, §439/.

Впроизведениях Ломоносова находим конструкции,

подобные приведенным в примерах; с глаголом «почитать»:

«Когда бы древни веки знали Твою щедроту с красотой, Тогда бы жертвой почитали

Прекрасный в храме образ твой» /Ода, 1742 г./

С другими глаголами: «Наполни воды кораблями, Моря соедини реками

И рвами блата иссуши…» /Ода, 1750 г./

«Созрелые плоды древа отягощают И кажут солнечным румянец свой лучам» /Письмо Шувалову/.

«Прекрасны летни дни, сияя на исходе, Богатство с красотой обильно сыплет в мир; Надежда радостью кончается в народе; Натура смертным всем открыла общий пир» /Письмо Шувалову/

Из прозаических произведений:

16

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

«Ювенал в 15 сатире о суеверии Египтян, которые огородные зелия за божество почитали…» /«Риторика»/.

«Разговор Лукиана между Александром великим и Ганнибалом, где говорит Сципион, Генерал Гимский и Миной, которого Еллинские идолослужители почитали адским судьею…» /«Риторика»/.

«Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают, под видом сладости, бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни» /«Риторика»/.

И эти примеры свидетельствуют о том, что Ломоносов в своей грамматике отразил факты современного ему языка. Однако это совсем не значит, что в грамматике Ломоносова нашли себе освещение все особенности литературного языка того времени. Об этом будет сказано ниже.

Как видно из привлеченного материала, учение Ломоносова о винительном падеже ограничивается конструкциями, означающими объектные отношения. Что касается других значений винительного падежа без предлогов, то он отмечает: «Времена, количества знаменующие, требуют имен числительных в винительном без предлога: жил девяносто лет; десятую зиму доживаю в удалении от дому» /Наст. 6, гл. 5, §520/.

Значение времени и количества Ломоносов связывает с наличием в конструкции числительного. В его же произведениях мы находим, во-первых, сочетание имени и числительного, вовсе не означающее время. Например:

«Кто победил пять полков, тот и одну роту прогнать может» /Риторика/.

«В возбуждении и утолении страстей, во-первых три вещи наблюдать должно» /там же/.

Во-вторых, немало таких конструкций, которые и без числительного означают время. Например:

«Нигде не знал, плывя, препятства. Красуется велик и мал;

17

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Жить хочет век, кто в гроб желал:

Влекут к тому торжеств изрядства» /Ода, 1739 г./.

«У Гомера говорят Агамемнону, что полководцу не должно спать целую ночь…» /Риторика/.

«Россия ревностно вздыхала

Исердцем всякий час взывала

Ктебе, защитнице своей…» /Ода, 1746 г./.

«Великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин

И в поле весь свой век живет» /Ода, 1747 г./.

«О сем едином безутешно Вздыхают россы всякий час!» /Ода, 1752 г./.

В-третьих, сочетания имен и количественных слов и их значения совершенно не отмечаются. Они в языке Ломоносова есть:

«И для того, последуя вкусу нынешнего времени, предлагаем здесь несколько правил о изобретении витиеватых речей…» /Риторика/.

«Как ток великия реки, Чем дале бег свой простирает,

Тем больше вод в себя вмещает И множество градов поит» /Ода, 1746 г./.

В-четвертых, сочетания имени и числительного означают не простое количество, а кратные соотношения, повторяемость явления. Например:

«Зефир, как ты по брегу дуешь, Стократ листки его целуешь

И сладкой те кропишь росой» /Риторика/.

«Пять крат под счастливой державой Цветами красилась земля…» /Ода, 1746 г./.

18

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

В произведениях Ломоносова находим такие конструкции с винительным падежом без предлога, значения которых он не отмечал в своей грамматике.

Значение места и пространства: «Пройдите землю, и пучину,

Истепи, и глубокий лес.

Инутр Рифейский, и вершину,

Исаму высоту небес,

Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет» /Ода, 1750 г./.

Мы изложили учение Ломоносова о винительном падеже без предлогов. Теперь перейдем к изложению его взглядов на сочетания с предлогами.

Ломоносов предлоги делит на прямые, т.е. такие, которые «…всегда в слитном или в раздельном сочинении употребляются: дохожу, до конца, зачинаю, за правду…»; и на такие предлоги, которые «…суть купно и наречия: за тем, что и с падежами сочиняются, и без оных вне сложения од не полагаются: сюда принадлежат прежде, внутри, вне, близко…» /Наст. 5, гл. 4, §455-456/.

В«Российской грамматике» неполно изложены конструкции

спредлогами. Все изложение этого вопроса заключается в нескольких правилах, содержащих указание на то, с какими падежами сочетаются те или иные предлоги.

Свинительным падежом, говорит Ломоносов, сочетаются предлоги «во, за, на, над, под, перед, со». «Когда ж движение с одного места на другое изображено быть должно, с винительным сочиняются: спешить во двор, выкинуть за окно, поставить на стол, взлететь над лес, подлезть под лавку, стать перед суд» /Наст. 6, гл. 4, §488-489/.

«Движение с одного места на другое», т.е. локальнопространственные отношения, Ломоносов понимает очень

широко. Это видно из его

примеров, куда вошли сочетания

с предлогами, имеющими

и неоднородные значения: один

 

19

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

предлог означает движение внутрь чего-нибудь, другой – на поверхность чего-нибудь, третий – направление движения вообще и т.д.

«Движение с одного места на другое» в понимании Ломоносова можно иллюстрировать примером с предлогами «в», «на», взятым нами из «Риторики»:

«Отвращенные лучи быстро ударяют то в стену, то в кровлю, и чуть успеют они блеснуть на одну вещь, уже устремляются осветить другую, и купно от ней отскакивают на иное место, однако и там не останавливаются» /из Камоэнса/.

Приведем примеры и на другие предлоги, тоже означающие движение.

Предлог «за»:

«Свою Полтавску вспомни рану, Что знать еще в груди твоей,

Игордость, при Днепре попранну,

Имногий плен твоих людей,

За Обские брега вселенный…» /Ода, 1742 г./.

Предлог «над»:

«Одеян в славу Аннин лик Над звездны вечность взносит круги; И правда, взяв перо злато, В нетленной книге пишет то,

Велики коль ея заслуги» /Ода, 1739 г./.

Предлог «под»:

«Тюмень в брегах своих мутится И воды скрыть под землю тщится» /Ода, 1742 г./.

«Врученный свет под скипетр свой, Подобно как орел парящий От самых облак зрит лежащи

Поля и грады под собой» /Ода, 1750 г./.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]