Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

19

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Проф. М.Н. Петерсон устанавливает три случая выражения отношений между словами. Третий из этих случаев касается падежных конструкций, и он определяется так: «Отношения между словами выражены формой падежа существительных (падежные конструкции)». Менее употребительными являются конструкции, при которых «отношения между словами могут быть выражены несамостоятельными словами», т.е. аналитические конструкции. Здесь названы также три случая, одним из которых является словосочетание, при котором «отношения между словами выражены предлогами». Двух других случаев, как не имеющих прямого отношения к нашей теме, мы не касаемся, равно как и способов, при которых «отношения между словами могут быть не выражены ни формами слов, ни несамостоятельными словами».

Употребительность тех или других конструкций не остается неизменной, раз навсегда данной. Она претерпевает изменения. «Аналитические конструкции (особенно предложные) становятся в русском языке все боле употребительными и вытесняют синтетические. Таким образом тип русского языка все время изменяется в направлении от синтетического к аналитическому.

Касаясь значений сочетаний слов, М.Н. Петерсон отмечает, что «Один и тот же тип соединения слов может выражать несколько смысловых отношений. Это зависит от лексических значений, соединяемых в речи слов и от контекста» /§135/, например:

1)Мальчик нес корзину с яблоками.

2)«Дворовый пес Барбос,

Который барскую усердно службу нес» /Крылов/. 3) «Мешок заговорил и начал вздор нести» /Крылов/.

Смысловые отношения, выражаясь разными типами сочетаний слов, отражают, обобщают и типизируют те отношения, которые существуют в материальной, окружающей нас действиительности: действие, состояние человека, его отношение к реальному миру, место, время и пространство происходящего, проявляющегося и т.п. /§136/.

101

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

В §137 разбираются различные типы сочетания слов. Разбор типов сочетаний слов предшествует анализу синтетических и аналитических конструкций. Эти конструкции изложены в следующем порядке: сначала разбираются падежные, затем предложные конструкции. К рассматриваемым значениям тех и других конструкций приводятся примеры из художественной литературы.

Впервые в русской грамматике М.Н. Петерсон рассматривает вопрос об употребительности падежных и предложных конструкций. И учение об этих конструкциях излагается в порядке их употребительности.

Значение конструкций с винительным падежом изложены в §140. Здесь же отмечается, что винительный падеж соединяется в русском языке только с глаголами.

Винительный падеж, как правило, употребляется после переходных глаголов, и только в редких случаях, когда обозначает время или место, винительный падеж может употребляться после непереходных глаголов.

В зависимости от значения соединяемых слов, определяются следующие функции конструкций с винительным падежом:

1.Действие и предмет, который этому действию подвергается в полном объеме: «Папочка! Не могу! Нельзя! Маме нужно чай кушать» /Ф. Достоевский/.

2.Отношение к предмету или к какому-нибудь явлению: «Княжна меня решительно ненавидит» /Лермонтов/.

3.Обладание предметом или каким-нибудь явлением: «Точно мне подарили что-то дорогое и красивое, такое, что я давно хотела иметь» /Горький/.

4.Совершение действия: «…Я свое дело сделаю» /Пушкин/.

5.Явление и время, в пределах которого оно проявляется: «Мы каждый день встречаемся у колодца, на бульваре…» /Лермонтов/; «…По валу день и ночь расхаживают часовые» /Достоевский/.

Учение о предложных конструкциях /§§148-157/ излагается в порядке употребительности тех или иных предлогов. Обращается также внимание на употребительность конструкций с

102

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

глаголами, с одной стороны, и с другими частями речи – с другой.

Предлог «в» в глагольной конструкции означает:

1.Движение и место, куда оно направлено;

2.Явление и время, когда оно осуществляется;

3.Действие и способ его совершения;

Конструкции с предлогом «на», как и предшествующая, обыкновенно употребляются с глаголами и очень редко неглагольными словами. Функции их:

1.Движение и место, куда направлено оно;

2.Явление и время, когда оно осуществляется;

3.Явление и время, в течение которого оно длится;

4.Действие и его цель;

5.Действие и способ его совершения.

Конструкции с предлогом «за». Глагольные конструкции и здесь более многочисленны, чем неглагольные. Их функции:

1.Движение и место, куда оно направлено;

2.Действие и предмет, которого оно касается;

3.Явление и его причина;

4.Явление и время, когда или в течение которого оно осуществляется;

5.Действие и способ его совершения.

Предлог «через» означает:

1.Движение и место, поверх которого или сквозь которое оно совершается;

2.Явление и время, после которого явление осуществляется;

3.Действие и способ его совершения;

4.Явление и его причина.

Далее излагаются значения конструкций с менее употребительными предлогами. «Про» после глаголов «говорить», «думать», «про» – винит. падеж имени обозначает то, о чем говорят или думают, т.е. обозначают содержание речи или мысли. При этих же глаголах «про» может означать способ говорения или думания.

Предлог «под»:

1. Движение и место, куда оно направлено;

103

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

2.Явление и время, когда оно осуществляется;

3.Действие и сопровождающее его обстоятельство; Предлог «по» и винительный падеж имеют функции:

1.Действие и степень его совершения;

2.Движение и его цель;

3.Явление и время, до которого оно длится. Предлог «о (об)» и винительный падеж означают:

1.Движение и предмет, которого оно касается;

2.Действие и способ его совершения.

Предлоги «сквозь», «перед», «с» с винительным падежом употребляются, но редко.

Профессор М.Н. Петерсон, изучая способы сочетания слов, приходит к заключению, что «они весьма различны по возрасту». Падежные конструкции восходят к очень древней эпохе; число их уменьшилось благодаря «вытеснению одних падежных конструкций другими, сходными по значению».

М.Н. Петерсон не ставит себе целью в указанном выше труде изложить все значения конструкций с винительным падежом, но тем не менее дал пространный анализ значений этих конструкций.

Как было уже отмечено, проф. М.Н. Петерсон обратил внимание на употребительность конструкций с тем или другим предлогом в современном русском литературном языке.

М.Н. Петерсон впервые в конструкциях с винительным падежом отмечает такие значения, как содержание речи, содержание мысли, значение отношения при глаголах «любить, ненавидеть» и т.п.

В своем труде проф. М.Н. Петерсон отмечает, что предложные конструкции развились из беспредложных. Это положение не подкрепляется соответствующими примерами.

Далее, выдвигая положение о происхождении предложных конструкций из беспредложных, автор не ставит вопроса, как это развитие произошло и чем оно было обусловлено. Таким образом, важная проблема, затрагиваемая автором, остается не

104

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

разрешенной. С этим связан и вопрос о многозначности предложных сочетаний. Проф. М.Н. Петерсон совершенно правильно отмечает многозначность. На этот вопрос ответов в указанном выше труде мы не находим.

Итак, ряд проблемных вопросов, важных и с практической, и с научной точки зрения, возникает в связи с теми положениями, которые выдвинуты проф. М.Н. Петерсоном в своей работе. Но эти вопросы не разрешены.

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

БЕСПРЕДЛОЖНЫЕ И ПРЕДЛОЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ С ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Общие замечания о винительном падеже имени

Слова соединяются в предложении для того, чтобы выражать определенные смысловые отношения. Соединение основных и дополнительных частей предложения проводится различными синтаксическими средствами, которые твердо входят в общественную практику.

Слова, соединенные в предложения, по своим функциям могут быть различными: одни из них выступают как главные члены предложения, другие же используются в качестве выразителя второстепенных членов предложения. И отношения между словами, входящими в предложение, также различны.

Одним из способов выражения синтаксических отношений является управление. «Управление относится к числу тех синтаксических приемов, которыми устанавливаются синтаксические группы. Господствующее в такой группе слово, будь то имя или глагол, уточняется определяющими словами, которые в строе предложения выступают в зависимом положении определений или обстоятельств. В отдельных случаях,

106

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

когда по семантике сказуемого и выступающего в нем глагола требуется наличие при нем объекта, и последний также получает зависимое положение»1.

Наряду с пониманием управления как подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в требуемой управляющим словом падежной форме, существует и другая точка зрения, которой придерживается А. Мейе. Он утверждает, что в индоевропейских языках «Каждое слово имеет ту форму, какой требует смысл, а не форму, зависимую от другого слова в предложении», что «самостоятельность слова есть основной прин-

цип, определяющий структуру индоевропейского предложения»2.

Акад. И.И. Мещаников подвергает критике это учение. Он, не отрицая полностью выводов Мейе, указывает, что при определенной структуре речи оформление членов предложения, каждого в отдельности, может зависеть от общего смысла всего высказывания.

_______________________

1Акад. И.И. Мещаников. «Члены предложения и части речи», М.Л. 1945, стр. 76; также стр. 21-22.

2А. Мейе. «Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков», 1938, стр.362 /русск.перевод/.

107

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

Г Л А В А П Е Р В А Я

БЕСПРЕДЛОЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ С ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Следовательно, постановка прямого дополнения в том или ином падеже может стоять в связи со смыслом всего предложения и от него зависеть.

Материалы современного русского литературного языка показывают: с одной стороны, не всегда господствующий член подчинительного словосочетания является по отношению к падежной форме «требующим» в зависимом члене именно данной формы, а не другой; с другой стороны, не всякая падежная форма может быть «требуемой» только данным господствующим словом, ибо такая форма может быть вызвана и другими обстоятельствами.

Вязыке происходит постоянное изменение. Так, например, целый ряд глаголов, раньше выступавших только с конкретным значением, благодаря расширению и развитию значений, стал выражать абстрактное, более общее понятие. Это частично видно из того, что некоторые переходные глаголы стали выполнять функцию непереходных глаголов, выступая в предложении

ибез соответствующих дополнений1.

Вязыке немало также переходных глаголов, которые не употребляются без соответствующих дополнений, выраженных именем. В таком случае наличие имени как выразителя объекта обязательно. Он вызывается семантикой глагола, который не сам, а только вместе с именем выявляет в предложении свое значение.

_____________________

1 См. раздел «винительный содержания действия», в котором даны глаголы, очень часто употребляющиеся без дополнения, как непереходные глаголы.

108

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

В тех случаях, когда наличие падежной формы (также и предложной) в качестве выразителя прямого (или косвенного) объекта обязательно, зависимая форма действительно может быть признана управляемой, а господствующее слово – управляющим.

Смысловая связь между управляемым и тем словом, которое оно обслуживает, может быть различной: в одних случаях связь бывает тесной, в других – менее тесной. Это зависит от лексического значения слов, входящих в данную конструкцию. Наиболее тесно связанными оказываются компоненты тех конструкций, которые в предложении выступают с единым значением, как одно целое. «Управление, так же как и согласование, может сближать соединяемые ими слова до степени лексического их объединения. В таком случае из синтаксического построения получается лексическое понятие»1.

Менее тесную связь получают падежные формы переходных глаголов в том случае, если падежные формы выступают не по семантике управляющего слова, а по смыслу предложения, т.е. появление падежной формы обусловливается смыслом высказывания. Такое дополнение занимает более самостоятельное место в предложении2, и имена, выражающие дополнение, менее тесно спаяны с теми словами, к которым относятся и которые они обслуживают.

Такая связь условно может быть названа управлением, по существу тут нет управления в тесном смысле слова, ибо зависимое слово не управляется господствующим членом, а как бы находится при нем, примыкает к нему. Такова, например, связь с господствующим словом имени в форме винительного падежа, выражающего пространственные, временные и т.п. отношения.

Непереходные глаголы для выражения своей собственной семантики не нуждаются в падежных формах. Постановка того или иного имени при непереходных глаголах обусловливается

______________________

1И.И. Мещанинов, «Члены предложения и части речи», стр.77, 85-87.

2И.И. Мещанинов, «Члены предложения и части речи», стр.77, 85-87.

109

Конструкциисвинительнымпадежомвсовременномрусскомлитературномязыке

не семантикой глагола, а значением всего предложения, смыслом высказывания в целом. Следовательно, подобная связь слов в предложении отличается от рассмотренного выше управления. Она также условно может быть названа управлением.

Итак, учение лингвистов, отрицающих синтаксический прием управления в индоевропейских языках, является односторонним, потому и неверным. Материалы языка доказывают, что прямое дополнение ставится в винительном падеже не только по общему смыслу предложения, но и по своему отношению к глаголу (сказуемому и другим членам предложения).

В русском языке прямое дополнение, помещаемое самостоятельным членом предложения, выступает со значительно большим выражением значения объекта, чем дополнение, управляемое глаголом (Мещанинов).

Рассмотрим значения прямого дополнения.

§1. Пережитки в значении конструкций с винительным падежом

Основная функция винительного падежа в современном языке – это обозначать объект действия при так называемых переходных глаголах. Но винительный падеж имени встречается при переходных и непереходных глаголах как обозначение места, времени и количества. Это значение винительного падежа весьма ограничено и является пережитком исторического прошлого1.

Вдревнерусском языке винительный падеж без предлога широко использовался для обозначения пространственных отношений. Даже на вопрос «куда?» ставился винительный падеж без предлога.

Всовременном литературном языке винительный падеж имени без предлога на вопрос «куда?» вовсе не употребляется, а некоторые пережитки других случаев сохранились и поныне.

______________________

1 Разнообразные значения пространства и времени передаются в современном языке предложными конструкциями (см. гл. 2).

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]