Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

15.4. Проведение приватизации в России

Процесс приватизации в России проходил в несколько этапов, принципиально различающихся между собой как по целям, так и по методам.

Первый, подготовительный — «разгосударствление» и «малая приватизация» — начался в конце 1980-х — начале 1990-х гг., нередко стихийно, продолжался три-четыре года. Чаще всего имущество государственного предприятия переписывалась как составная часть имущества вновь создаваемого акционерного общества. Госимущество также могло стать частной собственностью в результате нехитрой операции «аренды с выкупом». «Малая приватизация» не требовала каких-либо существенных изменений законодательства и не затрагивала чьих-либо интересов. Она происходила стихийно, не очень заметно, мирно.

На следующем этапе (1992—1994 гг.) — этапе ваучерной приватизации были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Новое правительство стало осуществлять курс на проведение быстрой приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Идея использования приватизационных чеков (ваучеров) в качестве главного пункта экономической реформы была выдвинута летом 1992 г. В августе 1992 г. был издан Указ президента РФ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Осенью 1992 г. каждый гражданин РФ получил по месту жительства приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. По этому документу он юридически имел право приобрести на указанную сумму акции денационализированных предприятий. Но уже в 1992 г. в результате инфляции покупательная способность приватизационных чеков снизилась в 26 раз. К концу 1993 г. ценность ваучера упала до 40 рублей. К тому же президент России отказался от введения именных приватизационных счетов, заменив их анонимными бумажками. Они были «документами на предъявителя» которые могли продаваться и покупаться без ограничений. Таким образом, изначально чеки предназначались для широкой купли-продажи. Как отмечал А. Б. Чубайс, «мы рассчитываем, что через 1,5—2 года 90 % акций приватизированных предприятий будут находиться в руках 15—20 % населения». В целом, замысел чековой приватизации состоял в том, чтобы при видимости справедливого распределения государственной собственности среди всех граждан России сконцентрировать капитал в руках узкой группы людей.

Значительная часть населения сразу же стала добровольно продавать свои ваучеры мелким скупщикам дешевле их номинала — по 5—7 тыс. руб. Их через биржу крупными пакетами покупали банки, торговые и другие фирмы, у которых были «свободные» деньги. Другая часть населения, не желавшая легко расставаться со своим потенциальным богатством и не имевшая практической возможности обменять чеки на акции, передала их в трастовое обслуживание в специально созданные чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). В России было зарегистрировано 650 фондов. ЧИФы собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров составило более 22 млн чел.

Предполагалось, что ЧИФы будут стремиться в своей деятельности к макроэкономической стабильности, к реальному инвестированию капиталов в производство. Но действительность опровергла замыслы правительства. Чековые инвестиционные фонды так же, как и коммерческие банки, оказались заинтересованы не в развитии производства, а в росте своих дивидендов. Так, например, в начале 1993 г. около 75 % средств чековых фондов были направлены на спекуляцию ваучерами и только 15 % — непосредственно в акции приватизированных предприятий. После завершения чековой приватизации большинство ЧИФов, продав ваучеры, незаметно ушли с рынка.

Чековая приватизация сопровождалась криминализацией и скупкой акций наиболее рентабельных отраслей народного хозяйства различными иностранными компаниями и фирмами. По данным МВД, только за 11 мес. 1994 г. в сфере приватизации было объявлено 1684 преступления, 127 из которых совершены в крупных и в особо крупных размерах. Как отмечал назначенный в ноябре 1994 г. председателем Госкомимущества Владимир Поливанов: «В частных руках иностранных и криминальных структур уже к 1995 г. оказались такие основополагающие для России отрасли, как машиностроение, нефтедобыча и переработка, производство электроэнергии, водный, речной и авиационный транспорт, объекты связи. Фактически было потеряно государственное влияние в цветной металлургии, более 90 процентов акций предприятий которой принадлежали западным компаниям».

В процессе чековой приватизации правительству, несмотря на все негативные проявления, удалось решить основную задачу — денационализировать общественную собственность. Это позволило начать создание институциональных основ рыночной экономики на базе развития негосударственного сектора.

Более сложно проходил процесс рыночных преобразований в аграрном секторе. Он осложнялся целым рядом факторов: огромными масштабами и отсутствием регистрации земельных угодий, противостоянием чиновников агропромышленного комплекса всех уровней и психологией «советского крестьянина» и др. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую существующую форму ассоциаций, что позволило создать юридическую и экономическую основу для появления независимых от государства крестьянских хозяйств.

Одновременно в стране шел процесс становления фермерских хозяйств. Нерешенность вопросов о продаже земли, залоге, кредитах оказывали тормозящее влияние. Более быстрыми темпами шел процесс приватизации личных подсобных хозяйств, земельных участков в садоводческих товариществах. В целом реформа в сельском хозяйстве продвигалась гораздо медленнее, чем в других секторах экономики.

Одновременно с рыночными преобразованиями в промышленности и аграрном секторе в России осуществлялась приватизация жилья. В июле 1991 г. был издан Акт о приватизации жилья, в соответствии с которым граждане России за чисто символическую плату смогли приобрести в собственность государственные квартиры. Всего к 1995 г. в стране было приобретено в собственность более 10 млн квартир, которые граждане могли теперь продавать, отдавать в наем. В городах возник рынок жилья, что стало признаком развития рыночной экономики.

Новый этап приватизации начался в 1995 г. и был связан с деятельностью залоговых аукционов. В конце августа президент России подписал указ о проведении залоговых аукционов. Через месяц Госкомимущество утвердило список из 29 предприятий, акции которых предполагали передавать в залог. Форма залогового аукциона предполагала не продажу пакета акций государственных предприятий, а передачу его в доверительное управление на определенный срок. Залоговые аукционы проводились с многочисленными нарушениями, без поддержки законодательных органов. Так, в результате проверок Счетной палаты вскрылся факт сращивания интересов власти и коммерческих банков. На период проведения залоговых аукционов Минфин России разместил на счетах шести коммерческих банков, участвовавших в аукционе, более 600 млн дол. США. Сумма средств, полученных государством от проведения залоговых аукционов, была практически равнозначна той, что была размещена Минфином России на счетах коммерческих банков. Выходит, что государство получило свои же деньги от выставленной на аукцион федеральной собственности. Причем полученные средства зачислялись не на бюджетные счета в Центральном банке России, а на специальные счета Минфина России в коммерческих банках, принимавших участие в аукционах. Счетная палата РФ по результатам своей проверки настаивала перед президентом и правительством на признании залоговых аукционов незаконными и расторжении этих сделок. Но правительство не пошло на принятие решительных мер, процесс проверки результатов залоговых аукционов принял вялотекущий характер.

В 2005 г. Госдума приняла закон, ограничивший срок давности судебных исков по ничтожным сделкам до трех лет. Фактически она амнистировала участников «залоговых аукционов», которые мошенническим путем завладели крупнейшими государственными активами. Интересы олигархического капитала превысили народные интересы.

В результате процесса приватизации в России в середине 1997 г. более 70 % российских предприятий уже относилась к частной форме собственности.

Период 90-х гг. ХХ в. характеризовался разгосударствлением собственности, переходом к рыночным отношениям и использованием частного капитала. Это привело к ломке существовавшего хозяйственного механизма и формированию новой социально-экономической системы. Процесс сопровождался политическими и экономическими кризисами, ухудшением материального положения основной массы населения и обогащением других. Достижение на рубеже XXXXI вв. определенной макроэкономической стабильности и политической консолидации позволило приступить к решению вопроса о том, что делать дальше, заняться программой экономических преобразований.