Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
variant_metodicheskogo_posobia_po_realizmu_dlya...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
139.78 Кб
Скачать

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

В зарубежной литературной теории Хх века понятие «реализма» является чуть ли не самым одиозным; нечто подобное проявилось и последнее двадцатилетие русской литературной теории и эстетики.

Слово «реализм» даже для обыденного сознания ассоциируется со словом «роман».

Какова взаимосвязь этих категорий в литературном процессе?

Как вы понимаете, вопрос о сути литературы, о ее взаимоотносительности с реальностью, или «действительностью» (как говорили в 19 веке), - это ключевой вопрос, служивший стержнем самоопределения для писателей в эпоху «рефлективную» – т.е. в эпоху «постаристотелевскую».

Реализм как литературное направление немыслим без эстетических завоеваний романтизма, которым он наследует. Условно все эстетические завоевания романтизма были обозначены исторической поэтикой как наступление эпохи «рефлективного антитрадиционализма», или «нетрадиционализма» (Аверинцев).

Это уже перестроенные романтиками представления о человеке и об искусстве.

1) Взаимоотношение «прозы» / «поэзии»; «эпоса» – «драмы» – «лирики».

Литература со времен Аристотеля называлась «поэтическим искусством», хотя собственно поэзия (как род литературы) была практически «вне» игры – Аристотель положил начало аргументированному выделению эпического и драматического искусства (он считал, что «мелос», «лирика» лишена условного начала, которое создает художественный эффект в драме и эпосе). «Поэтическим искусством» литература называлась преимущественно из-за поэтического языка.

Современное литературоведческое разграничение «прозы» и «поэзии» возможно применять в истории литературы только начиная с Романтизма. Именно Романтики начали разрушать классическую традицию разведения в разные сферы «поэтического языка» как языка искусства и поэзии как рода литературы. Одним из парадоксов романтической эпохи был тот, что и у них любой Творец прежде всего назывался Поэтом. Но, как вы помните, содержание этого названия было несколько иным, чем в эпоху Николя Буало.

Т.е. романтики, во-первых, открыли собственно «прозу» – оба рода литературы (эпос и драма) все больше отказываются от стиха и обращаются к прозе.

Это определило господство прозы во второй половине 19 века.

Во-вторых, они осознали ценность лирики как рода литературы: то, что отвергал Аристотель – «высказывание поэта от первого лица» - они сделали ценностью. Род литературы, в котором личность в центре мира высказывается от первого лица, они сделали главным в системе родов.

Романтики воскресили модель индивида, возникшую в средневековье. Она опиралась на классическое определение искусства, данное Горацием. Согласно ему, одна двойная цель искусства – «поучать и доставлять удовольствие», т.е. согласно такой гуманистической модели искусства существует особое знание, полученное нами из литературного опыта. Это сформировало героя и читателя постромантической эпохи – это Читатель, прокладывающий себе жизненный путь сквозь книгу. (Вспомните Паоло и Франческу, которые влюбляются, читая романы).

Т.о. реалистический европейский роман усвоил такую гуманистическую модель: обучающийся, формирующийся индивид стал его героем. Это определило особый тип сюжета – так называемый «роман воспитания» / «роман становления», традиция которого заложена Филдингом и Гете («Годы учения Вильгельма Мейстера»). Это же породило целую череду героев-читателей в романах эпохи реализма: Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля), Дэвид Копперфильд (у Диккенса), мадам Бовари (у Флобера).

2) Неклассический способ авторства и чтения.

Романтики, как вы помните, отменили понятие «канона», определявшего понятие «классической литературы». Они ввели понятие «гения» в определение «классики». Это обусловило появление «неклассического» авторства и чтения. На первое место было поставлено понятие индивидуальной, личностной оригинальности творца. Следовательно, «великое» – это то произведение, которое добавляет нечто новое в восприятие мира современниками и потомками.

Таким образом, в открытую романтиками эпоху «антитрадиционализма» по-особому взаимодействуют «центр» и «периферия» литературы. Как вы помните, романтики выдвигают с периферии жанры – балладу, песню, новеллу и т.д. Реалисты по отношению к романтикам должны были сделать тоже самое; так и происходило. Поэзия из центра уходит на периферию, в центр выдвигаются новые жанры - р о м а н, п о в е с т ь (которая находилась на периферии потому, что вообще не была определена как жанр – вспомните поэму Байрона, которой было предпослано «повесть»). С подачи натурализма на центральное положение выходят жанры очерка, путевых заметок, трактата. Смена центра и периферии проявляется не только в «оттеснении», но и в явлении пародии (пародия Пушкиным в «Евгении Онегине» «элегии» и «романтизма», а также облика байронического героя в «Барышне-крестьянке»).

Таким образом, можно говорить, что в этот период вполне реализуется теория, предложенная русскими формалистами в 20 веке – теория «литературной эволюции».

Очертив схематично место реализма в литературной эволюции, надо охарактеризовать его как литературное направление. Определение Поспелова предлагает описывать «направление» с точки зрения «единства метода и стиля». Следовательно, нужно определить

  1. метод как определенный способ разрешения исторических типов коллизии (т.е. описать определенную картину мира, определенный тип сознания, запечатленный в тексте);

  2. особую модель построения художественного образа;

  3. особенности взаимодействия автора и читателя (т.е. некие нарративные – повествовательные особенности, особенности построения дискурса и образа «идеального» и «реального» читателя в тексте).

1. Реализм как литературное направление специализируется на анализе характеров и обстоятельств в их взаимосвязи.

Следовательно, необходимо описать, как понимается человек и «обстоятельства».

Если для романтизма был характерен культ личности, Гения, Оригинального, Экзотического, то реализм выдвигает на первый план Тип, Характер, а вместе с тем и «типичное», «характерное». Характер понимается как феномен, творимый историческими событиями. Если романтизм открыл само понятие «историзма», осознал историю как органический процесс развития, при этом уделяя внимание в основном, прошлому, то реализм главной своей установкой имел установку на «современность». Основная задача художника-реалиста – проследить «историчность современности» (т.е. современность рассматривается как фрагмент истории). Одновременно открытием реалистов было то, что действительность была осознана как единство сложных и многообразнейших деталей и свойств, причем основным открытием было изображение повседневной жизни в ее мелочах. Это была одновременно историческая повседневность, исторические мелочи – то, что формировало человеческий тип и одновременно определялось самими характерами. Поэтому своим произведениям, наполненным конкретными героями - характерами и типами, – писатели-реалисты предпосылают обозначения: «этюды о нравах 19 века» (Бальзак в «Человеческой комедии»), «Хроника 19 века» (Стендаль в романе «Красное и черное»).

М. Бахтин определяет структурные особенности романа через три аспекта:

-слово и стилистический мир (стилистическая многомерность романа, связанная множеством сознаний, реализуемых в нем)

-хронотоп и сюжет

-«зона построения образа» («зона максимального контакта с современностью в ее незавершенности»)

Стендаль (письмо Бальзаку):

характер – определяется тем, что человек понимает под «счастьем», и тем, как он отправляется «на охоту» за этим «счастьем».

БахтинМ.М.:

“Если характер устанавливается по отношению к последним ценностям мировоззрения, <...> выражает познавательно-этическую установку человека в мире <...>, то тип далек от границ мира и выражает установку человека по отношению к уже конкретизованным и ограниченным эпохой и средой ценностям, к благам, т.е. к смыслу, уже ставшему бытием (в поступке характера смысл еще впервые становится бытием). Тип — пассивная позиция коллективной личности”.

“Тип не только резко сплетен с окружающим его миром (предметным окружением), но изображается как обусловленный им во всех своих моментах, тип — необходимый момент некоторого окружения (не целое, а только часть целого). <...> Тип предполагает превосходство автора над героем и полную ценностную непричастность его миру героя; отсюда автор бывает совершенно критичен. Самостоятельность героя в типе значительно понижена...”

(Гинзбург Л.) - Центральная для реализма - проблема обусловленности (об этом пишет Гуковский):

-новая концепция действительности – новое понимание обусловленности. В соответствии с господствующими научными, философскими, социологическими идеями  в. реализм открыл художественному познанию конкретную, единую, монистически понимаемую действительность: бытие не распадается больше на противостоящие друг другу сферы высокого и низкого, идеального и вещественного. Принципы до-реалистической мотивировки персонажей были предварительно заданными. Художественный детерминизм  века должен был сам отыскивать закономерности, управляющие действительностью и человеком. Обусловленность, от самой широкой, исторической и социальной, до обусловленности мельчайших душевных движений в позднем психологическом романе, - это теперь предмет изображения, единичный и обобщенный, как всякий эстетический предмет. … Причинно-следственные связи реализма предельно индивидуализированны, потому что художник всякий раз открывает их заново, применительно к бесконечному, непредвиденному многообразию явлений конкретной действительности.

В произведениях реализма обнаруживается анализ загадок поведения героя, его непредвиденности, несовпадение между поведением и чувством . – Прямая, односторонняя обусловленность сменилась многосторонней. Равнодействующую поведения образует теперь множество противоречивых, разнокачественных воздействий.

Видимо, наиболее сответствующим такой концепции действительности и человека становится жанр романа.

Ю.М.Лотман:

Поэтика сюжета в романе – это, в значительной степени, поэтика героя, поскольку определенный тип героя связан с определенными же сюжетами. Носителями сюжетного развития становятся персонажи, обладающие способностью к активному поведению, совершению поступка.

Особенность сюжетообразующего персонажа – его активность и относительная свобода по отношению к обстоятельствам.

2. Модель построения художественного образа.

Р. Якобсон (в ст. 1921 «О художественном реализме»)

Предложил охарактеризовать реализм через преобладание в его художественных произведениях метонимии и синекдохи (в отличие от метафоры, характерной для романтизма). Речь идет об «отношениях смежности» как способе организации художественного образа (в широком понимании – всего произведения): автор по ходу повествования метонимически отклоняется от фабулы к обстановке, от персонажей к пространственно-временному фону.

Как вы помните,

Метонимия отличается от метафоры тем, что между прямым и переносным значением этого тропа существует какая-нибудь вещественная зависимость, т.е. самые предметы или явления, обозначаемые прямым и переносным значениями, находятся в причинной или иной объективной связи” (Жирмунский, с. 64).

В метонимии изменение значений основано не на сходстве, а на тех или иных логических отношениях. Общее и частное или единичное, часть и целое — таков тип метонимических изменений значений” (Томашевский, с. 308).

Это предположение можно иллюстрировать множеством примеров (Бальзак в описании пансиона мадам Воке; Флобер в описании каскетки Шарля Бовари; Толстой в описании красного мешочка в сцене гибели Анны Карениной).

3. Особенности построения дискурса и образа «идеального» и «реального» читателя в тексте

Как вы помните, для романтизма был характерен особый тип эстетической дистанции между сферой изображающей и изображенной, определяющий дистанцию между автором и читателем (эта дистанция была минимальна – Байрон «Корсар»). Как правило, в романтическом произведении отсутствует возможность оценки по отношению к персонажу с романтическим типом сознания – что непременно создало бы ощутимую дистанцию между героем и читателем.

Для реализма также характерен особый способ взаимодействия автора и читателя. Как правило, можно говорить об особой «стратегии текста», создающей эстетическую дистанцию между субъектной и объектной сферами реалистического произведения. Это проявляется в наличии в этих произведениях особой повествовательной инстанции: повествователя / рассказчика или образа читателя (зафиксированного в тексте в виде прямого обращения к «просвещенному читателю», «любезному читателю» и т.п.).

В реалистических произведениях традиционной нарратолоргической особенностью являются повествовательские, текстовые комментарии, указания, вопросы, провоцирующие в читателе различные эмоциональные, интеллектуальные и интерпретаторские реакции, обращающие его внимание на различные стороны повествования и – зачастую – на несовпадение авторской точки зрения и позиции персонажа.

Практическое занятие №1

Реалистическая новелла:

Стендаль «Ванина Ванини,

или Некоторые подробности относительно

последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области»

  • Выделите и проанализируйте ценностно-смысловые характеристики В.В. в сцене на балу: обратите внимание на портретное описание В.В., на оценку Ливио Савелли «в глазах Ванины», на ее оценку поступка бежавшего карбонария. Как вы думаете, что больше всего поразило В.В. в поступке карбонария? Почему она испытывала «презрение к римлянам»? какое значение для характеристики Ванины имеет упоминание мнения исторического персонажа (диктатора Суллы) и то, что его слова набраны курсивом?

  • Как смысловую позицию Ванины характеризуют те причины, которые она придумывает, чтобы понять, почему «раненая незнакомка» оказалась в доме ее отца?

Почему Ванина первая признается в любви? Сравните характер ее чувств, с любовью Гюльнар к Корсару, доньи Соль к Эрнани, сестры Рене к нему.

Можно ли назвать Ванину Ванини героиней с «романтическим типом сознания»?

  • Проследите, что движет Ваниной, когда она в течение одного диалога пытается сделать из Пьетро «римского князя» и восхищается им как «великим древним римлянином» (сцена первого расставания). Рассмотрите также, чем обусловлены душевные движения самого Пьетро в этой же сцене, а также на протяжении всего произведения. Почему готовность князя Ливио Савелли по желанию Ванины поджечь Ватикан, не вызывает в ней любви?

  • Сравните наполнение такой ценности, актуальной для Пьетро Миссирилли, как свобода, с романтическим смыслом этой категории. Какую роль в очерчивании ценностно-смысловой позиции Пьетро играет «одна фраза генерала Бонапарта»? проанализируйте его самохарактеристику «слуга родины», его размышления о понятиях «родина и свобода». Определите (докажите), являются ли поступки, высказывания Ванины и Пьетро свободными, или они обусловлены? Если обусловлены, то чем? Разрешается ли оппозиция «любовь к женщине» / «любовь к родине» на протяжении новеллы? Можно ли говорить о таком типе коллизии применительно к предыдущим литературным эпохам? Какие сходные типы коллизий и способы их разрешения вы можете вспомнить?

  • Определите моменты, в которые происходит изменение ценностно-смыслового отношения к миру и к самой себе у В.В. Является ли «предательство» Ванины «событием»? Определите все события / событие, обозначьте смысловое движение сюжета в новелле.

  • Проследите, как повествователь рассказывает о превращении в Ванине «привязанности», порожденной «сладостной близостью», к «Клементине» в любовь к Пьетро Миссирилли. Попробуйте определить сходство / отличие от встречавшихся вам описаний любви в произведениях романтиков (н-р, у Гофмана, Байрона, Шатобриана, Б.Констана, А. де Мюссе).

Как характеризует тип любви, описанный Стендалем в «В.В.», такое выражение Пьетро Миссирилли / повествователя, как «тактика, примененная, чтобы заставить полюбить»?

  • Какую роль играют в повествовании «комментарии автора»? Определите также роль подзаголовка в смысловом целом новеллы.

ЛИТЕРАТУРА: Стендаль. Ванина Ванини (любое издание)

(выделенное чертой – для обязательного чтения).

  1. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. – Л., 1978.

  2. Стендаль. О любви. – М., 1978. – с.11-13, 14-21, 23-28, 37-38, 45-46, 53-56, 67-68, 131-135.

  3. Фрид Я.В. Стендаль. М., 1967.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]