Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
да винчи и утв опыта как основы познания.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
45.26 Кб
Скачать

Леонардо да винчи и утверждение опыта как основы познания

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центр своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце XV—начале XVI в. Именно эта область науки стала в XVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент,

==232

что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452—1519)'. «Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы»2. Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не выходящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. «И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности»3. Опыт, в понимании Леонардо, тесно связан с чувственным восприятием: «Все наше познание,—писал он,—начинается с ощущений». И далее: «Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую...»4. Но конкретное, чувственное познание мира—лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками — проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

Отстаивая новый метод познания, ученый утверждал, что ошибки никогда не рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: «Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти»5. По убеждению Леонардо, опыт—лучший

 Литература о Леонардо да Винчи огромна; среди трудов на русском языке отметим: В. И. Лазарев. Леонардо да Винчи. М., 1952; В. П. Зубов. Леонардо да Винчи. 1452—1519. М„ 1962; M. A. Г у к о в с к и и. Леонардо да Винчи. М„ 1967.

' В. H. Л а а а р е в. Указ. соч., стр. 76.

»Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955, стр. 12.

 Т а м же, стр. 10, 14.

 Т а м же, cip. II.

 

==233

учитель и его не заменят никакие книги: «мудрость есть дочь опыта»... «Не доверяйте же, исследователи, тем авторитетам, — призывал он, — которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы» '.

Возвышая роль эксперимента, Леонардо не отрицал, однако, важности теоретической мысли, полагая, что конкретное видение вещи или явления и абстрактное суждение о нем — две стороны одного и того же процесса познания.

Опыт открывает путь к проникновению в законы природы, но в конечном итоге они познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно, полагал Леонардо, веря в неизменность «принципов», лежащих в основе вещей и явлений. Природа наполнена «разумными принципами» (ragioni), но не все они присутствуют в эксперименте, утверждал он. Если понят «принцип», то отпадает необходимость в самом опыте. Практика, по убеждению ученого, «должна быть основана на хорошей теории». «Увлекающийся практикой без науки—словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса»2, — замечает он. Постичь начала, принципы, причины, основания—все эти значения далеко не исчерпывают термина «ragioni», означающего в конечном итоге естественный закон, природную необходимость—ту высшую истину, к которой и должна устремляться человеческая мысль, наука в понимании ее Леонардо.

Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, ибо сама «книга природы» написана на «языке математики». Как и флорентийские неоплатоники (Фичино, Пико), Леонардо видел в математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей. «Никакой достоверности нет в науках там, — утверждает он, — где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математи-

Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. 1. M., 1935, стр.49—51.

2 Т а м же, стр. 52,

==234

кой» '. Не случайно как ученый Леонардо отдавал предпочтение механике—наиболее «точной» из наук2.

Когда читаешь рассуждения Леонардо об «истинной науке», роли опыта в процессе познания, математических основах знания, невольно задумываешься над тем, кто тот незримый противник, с которым ученый полемизирует на страницах своих записных книжек. Схоласт? Но, может-быть, философ-гуманист? Ведь Леонардо отрицает всякую книжную премудрость, изолированную от практики, и ратует за принципиально новую науку. Нет ли здесь открытого разрыва с гуманистической традицией? Отвергнув софистический метод схоластики, гуманисты не сумели, однако, создать иного универсального научного метода, хотя к концу XV в. пришли к .четкому выводу: исследовать природу согласно ее собственным основаниям.

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной традиции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Фичино, Пико, особенно Альберти) и открывал новый этап в ее развитии. Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека. В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру. Подчеркнут и глубокий этический смысл стремления к знанию: «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать»3.

В духе гуманистической морали Леонардо воздавал хвалу virtu — добродетели, доблести, ставя ее несравненно выше материальных благ в иерархии человеческих

г Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные

произведения, стр. 12.

2 «Совершенно несомненно, — подчеркивает В. Н. Лазарев, — что Леонардо первый отводит такое исключительное место опыту и эксперименту, он первый пьпается найти математическое обоснование законов природы, он первый выдвигает понятие природной необходимости, он первый тщательно анализирует взаимоотношения между отдельными явлениями и породившими их причинами» (В. Н. Лазарев. Указ. соч., стр. 79).

3 Леонардо да Винчи.  Избранные естественнонаучные произведения, стр. 12.

 

==235

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510. Королевская библиотека. Турин

ценностей. «Куда много больше слава доблести смертных, — писал он, — чем слава их сокровищ. Сколько ушло императоров и сколько князей, и не осталось от них никакого воспоминания! А они добивались государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе. И сколько было тех, кто жил в бедности, без денег, чтобы обогатиться доблестью! И желание это настолько же больше осуществлялось для доблестного, чем для богатого, насколько доблесть превосходит богатство» '.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека — ив этом он был прямым продолжателем идей Альберти. «Там, где природа кончает производить свои виды,—замечал Леонардо,—там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей»2. В человеке-

' Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. II, стр. 95, №501.