Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синтез А и МИ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
137.22 Кб
Скачать

3. Условия пространственной взаимосвязи архитектуры и монументального искусства

Пространственное богатство композиционных приемов современной архитектуры требует ясного взаимопонимания зодчего и художника. Многообразие средств организации пространственной среды, активное включение природы в сферу художественного воздействия предусматривает широкую творческую инициативу художника в создании запоминающегося выразительного монументального произведения или целой серии произведений, раскрывающих и конкретизирующих образное содержание ансамбля.

В многообразии композиционных приемов пространство либо доминирует над сооружением или монументом, как бы обогащая его своими качествами, либо преобладают пластические свойства архитектуры и скульптуры, а пространство подчинено архитектуре или монументальному произведению.

«Курган Славы»памятник победы советских войск под Минском в Великой Отечественной войне (арх. Л. Мицкевич, О. Стахович, скульпторы А. Бембель. А.Артимович, 1969).

Суровая и острая простота четырех грандиозных штыков-обелисков и кольца над гигантским зеленым холмом вот остро лаконичная форма монумента. Вертикали штыков символизируют боевое содружество четырех фронтов, а кольцо с изображением воинов, партизан и тружеников тыланерушимое единство народа.

Величественная композиция воинам-освободителям на 21-м километре Минского шоссе является примером такой взаимосвязи, когда художественные средства архитектуры и скульптуры слились в единую композицию. Пространство доминирует здесь над материальной формой, а произведение монументального искусства становится элементом организации окружающей среды.

Ансамбль площади Синьории во Флоренции построен на активном взаимодействии пластики архитектурной формы и скульптуры.

Здания тесно обрамляют замкнутое пространство, а скульптура располагается в наиболее обозримых местах, в узлах пересечений осей ведущих на площадь улиц.

Фигура «Давида» (скульптор Микеланджело, 1501—1504) и группа «Геркулес и Какус» (скульптор Баччо Бандинелли, 1534) читаются на фоне стены палаццо Веккьо. Памятник Козимо Медичи (скульптор Джован-ни да Болонья. 1594) и фонтан «Нептун» (скульптор Бартоломео Амманати, 1571) имеют круговой обзор. Размеры и конфигурация площади в известной мере предопределили разнообразное расположение скульптуры этого постепенно складывавшегося ансамбля. Зритель, попадая на площадь, как бы переходит из поля «притяжения» одной скульптуры в поле другой. Фактурное противопоставление тонко обработанного белого мрамора и бронзы статуй с грубо сколотыми квадрами камня стен палаццо Веккьо, служащего контрастным фоном скульптуре, значительно усиливает ее воздействие.

В элементарном пространстве, сформированном на основе простейших фигур (круг, квадрат и т. п.), геометрический центр зачастую становится местом установки памятника. В пространствах более сложных монумент соподчиняется основному пространству или объему, здесь возможно возникновение взаимосвязанной системы из нескольких произведений.

Масса и выразительность главного элемента композиции должны быть таковы, чтобы он был соразмерен пространству ансамбля.

Восприятие памятника с портретной скульптурой во многом определяется степенью различимости черт лица и других характерных деталей. Наблюдения показывают, что предельные расстояния обзора в ансамблях старых итальянских городов находятся в пределах 10—12 высот фигуры памятника, что позволяет различать даже черты лица статуи (угол обозрения не менее 5°).

Полезно также иметь в виду, что предельное приближение к памятнику или монументу, с тем чтобы его очертания воспринимались без нарушающих искажений и были хорошо видны детали, определяется одной высотой сооружения (что соответствует <= 45°). Для фигур, расположенных на высоких пьедесталах и зданиях, особенно опасными бывают близкие точки осмотра с углами, превышающими 45°. Поэтому, если неблагоприятные точки обзора не представляется возможным исключить, то необходимо, обычно с учетом возникающих ракурсных сокращений, увеличивать высоту статуи. Наиболее благоприятное обозрение объекта в целом на расстоянии, равном его удвоенному большему размеру (что соответст-вует <= 28°), на расстоянии трех высот памятник хорошо воспринимается в ансамбле с окружением, но не заполняет поле зрения. В ансамбле, пространство которого не замкнуто и лишь фиксируется зданиями и монументами, выступают иные формы взаимосвязи. Здесь чаще встречается преобладание средств архитектурымонументом является здание, арка, обелиск, колонна, фонтан, наконец, фигура на высоком постаменте.

В характеристике таких доминант решающее значение имеет четкий силуэт. Однако здесь следует иметь в виду, что границы четкой видимости силуэта скульптуры находятся в пределах примерно 60 высот статуи.

Так же как и монументально-декоративная скульптура, произведения настенной живописи, участвующие в организации пространства, подчинены закономерностям восприятия, определяемым соответствующими углами зрения и расстояниями: они должны согласовываться с масштабными закономерностями архитектуры и окружающего пространства. Например, в декоративном керамическом панно К. Портинари на здании министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро можно отчетливо проследить три масштабных шкалы.

Мелкий ритм глазурованных плиток с изображением рыб и морских коньков перебивается более крупными плитками с изображением морских звезд, объединенных прихотливой волнистой линией в крупные пятна. В качестве третьей градации выступают большие локальные цветовые поверхности, создающие крупный рисунок, масштабный зданию в целом. Участвуя в организации пространства, роспись должна восприниматься цельно крупным рисунком, соизмеримым основным членениям архитектуры. С близких расстояний она становится сюжетно как бы центром здания или ансамбля, так как на первый план выступает композиция росписи.

Ансамбль университетского городка в Мехико представляет систему взаимосвязанных площадей, образованных корпусами учебных и административных зданий. Перетекающее пространство открытых незамкнутых площадей лишь фиксируется свободно расположенными зданиями. Общая протяженность их составляет более километра. Активную роль в организации пространства играет здесь живопись в синтезе с архитектурой.

Стены книгохранилища главной библиотеки стали полем грандиозной мозаичной композиции из цветных камней (архитекторы X. 0'Горман, Г. Сааведра, X. Мартинес де Ве-ласко, мозаика X. 0'Гормана, 1953). Эта настенная живопись своей декоративной плоскостностью напоминает росписи древней Мексики. Персонажи древних легенд соседствуют с рассказом о современных идеях научного прогресса. Благодаря своей эмоциональной насыщенности и положению в пространстве здание фундаментальной библиотеки становится тем ключевым компонентом, вокруг которого развивается построение ансамбля. Ее колористический характер задал определенную цветовую тональность всему комплексу. Ее отзвуки можно проследить в мозаиках факультетских зданий, рельефной мозаике олимпийского стадиона. Цветовая гамма каменных мозаик библиотеки перекликается с окружающим ландшафтом, цветом камней замощения террас, лестниц, подпорных стенок, наконец, с естественным выходом лавовых пород и контрастирует с яркими локальными цветами зелени газонов, цветных дорожек, архитектуры зданий.

При размещении произведений монументального искусства нужно учитывать не только соразмерность их габаритов с окружающим пространством, архитектурой, но и проектировать планировку горизонтальной плоскостиплощади, парка, сквера, улицы, интерьерав соответствии с тем, куда обращен памятник или где находится произведение монументального искусства.

Планировка горизонтальной плоскости организует пути зрителя и в конечном счете определяет возможные точки зрения: важно, чтобы пешеходные пути, транспортные трассы вплоть до остановок и переходов у перекрестков были построены так, чтобы создавались наилучшие условия восприятия памятника с наиболее выгодных точек зрения, и наоборот,все невыгодные точки зрения по возможности исключались.

Выбор места для произведения монументально-декоративного искусства, определение необходимого ему пространства, естественного или искусственного освещения, размеров и степени детализации оказывают решающее влияние на композиционную взаимосвязь с архитектурой, все более и более обосновываются не только опытом, но и экспериментом и даже расчетом. Предварительный анализ будущего места установки памятника с учетом его расположения по странам света и географической широты позволяет определить характер естественного освещения, дает возможность рассчитать и создать в мастерской освещение, при котором памятник будет находиться в условиях, близких к натуре. Это помогает избежать неудач, когда произведение, хорошо смотревшееся в мастерской, при случайном освещении, «пропадает» на пленэре.

Характер естественного освещения значительно изменяется от географической широты—так, на севере преобладают длинные падающие тени и почти совсем нет собственных из-за низкого стояния солнца. Наоборот, в южных широтах при солнце в зените чрезвычайно увеличиваются собственные тени и почти нет падающих. Эти обстоятельства оказывают большое влияние на проработку пластики скульптурной формы.

Климатические условия преобладание солнечных и пасмурных дней, прозрачность воздуха и т.п. имеют большое значение и должны учитываться на самых первых этапах

работы. Например, мягкий туманный климат Ленинграда с его дождливой погодой, большим количеством пасмурных дней и знаменитыми «белыми ночами» требует более рельефной проработки формы и четкости силуэта, активности цвета. Именно эти качества и характерны для лучших памятников города и его декоративной скульптуры.

Развитие городского транспорта рождает новую проблемувосприятие пространства в движении; это не снимает ни в коей мере прежних проблем (так как пешеход все равно остался главным зрителем), но создает определенную специфику, не учитывать которую нельзя. Для пассажира открываются необычные точки зрениявосприятие им объектов связано с очень короткими промежутками времени.

Развитие транспорта неминуемо вызвало увеличение пространства магистралей. Они задают более крупный масштаб городу, с ними сопоставимы лишь крупные памятники.

В этих условиях архитектору и художнику необходимо учитывать специфику восприятия произведений монументального искусства. Место и размер памятника на магистрали или площади должны быть сообразованы с возросшими масштабами пространств и путями движения транспорта. На магистралях и транспортных площадях рекомендуется располагать памятники в пешеходных зонах или в связи со зданием так, чтобы основные точки обзора располагались по оси движения, а размеры и расстояния создавали возможность беспрепятственного восприятия. Но чтобы фигуры, сопоставимые с обширными пространствами современного города, не выросли до размеров колосса Родосского, предпочтительно проектирование крупномасштабных памятников с преобладанием средств архитектуры.

Роль и значение произведений изобразительного искусства в ансамбле с архитектурой определяется характером их пространственных взаимосвязей.

В замкнутых пространствах, словно вырезанных в материальной массе, произведения монументально-декоративной живописи и скульптуры подчинены прежде всего закономерностям построения структур, ограничивающих эти пространства.

В системах связанных перетекающих пространств, где необходимая обособленность сочетается с многообразием взаимосвязей, произведения монументального искусства могут стать связующими элементами композиции.

И, наконец, там, где пространство преобладает над материальной формой, произведения монументального искусства становятся ориентирами в организации пространства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]