Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фукс, Энтони гл 9-10 ГРУППАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИ...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
287.23 Кб
Скачать

4. Некоторые эквиваленты психоаналитических процессов

Я думаю, что в группе имеются эквиваленты процессов, которые нам известны из психоанализа. Однако было бы интересно подумать о них с другой точки зрения, а именно как о процессах, имеющих место в группе в целом, в групповой сети, а не происходящие в интрапсихологическом поле каждой личности.

Мы можем начать с концепции группового сознания. Мы уже упомянули, что мы можем следовать метапсихологическим формулировкам Фрейда в отношении соединения между сознательным и словом репрезентация (представительство). Таким образом, мы можем сказать, что то, что является сознательным в группе, это то, что озвучивается кем-то. То, что было сказано и услышано и понято всеми, будет полностью сознательным.

«Предсознательное» может быть точно представлено чем угодно, что может быть озвучено и понято всеми, но с чем этого не происходит. Конечно, группа не может говорить обо всем, и существует множество вещей, которые могут быть сказаны в группе, но которые по какой-то причине не говорятся. Это будут предсознательные идеи.

«Бессознательные» - это те мысли, которые присутствуют в одном или более членах группы, но эти члены группы чувствуют, что им что-то мешает озвучить эти мысли и привлечь к ним внимание всех.

Эти модели точно соответствуют психоаналитическому сознательному, предсознательному и динамическому или вытесненному бессознательному. Мы можем спросить, что было бы эквивалентом вытеснения в групповой модели. Например, это могло бы быть, когда что-то не озвучено, не в том состоянии, чтобы быть озвучено, потому что все боятся думать об этом или говорить это, или потому что имело место понимание в свете настоящего или было выражено отношение определенных людей.

Мы очень легко можем увидеть на этой модели, что здесь действуют те же механизмы, которые описывал Фрейд. Определенные вещи, которые должны быть выражаемы, не могут выражаться, и не озвучиваются из-за других сил, которые действуют в группе, которые имеют большую величину и более высокий заряд (реактивная формация).

«Отрицание» образуется похожим образом, и оно может быть представлено в групповой модели. Что-то касающееся группы или членов группы может горячо отрицаться, игнорироваться или пропускаться.

Механизмы расщепления, реактивной формации и драматизации тоже могут быть представлены в групповой модели. Здесь также имеется групповой эквивалент символизации. Кто-нибудь может, например, символизировать совесть группы (Суперэго) или импульсивные желания, «ужасного ребенка» (enfant terrible) (Оно), и т.д. Это только чтобы упомянуть несколько подобных механизмов, особенно механизмов защиты. Я хотел здесь показать принцип размышления о групповых моделях, о моделях, которые. Действительно, принадлежат группе.

Память в группе. Другого рода пример следующий, он может пролить свет на развитие «памяти» или «воспоминаний». Часто интересно наблюдать, когда и как группа достигает такой стадии, в которой кто-то может сослаться на предыдущее событие, в которой кто-то спрашивает: «А вы помните…?», таким образом, обращаясь к памяти группы о прошлых событиях. Это имеет некоторое отношение к типу группы (открытая, закрытая и т.д.). Удивительно наблюдать начало воспоминания, работу памяти, обращение к памяти; когда, как, через кого и в какой стадии это может возникнуть; каковы минимальные предварительные условия, дистанция во времени, которая необходима для того, чтобы событие переживалось как воспоминание.

Каждая группа, особенно закрытая, будет делать замечания вроде: «А вы помните, прошлый раз кто-то спросил то-то?», «Вы помните, вы на меня сердились по поводу того-то?»: такие вещи не ощущаются как воспоминания, мы еще живем в них. Что я имею в виду под воспоминанием, это обращение к тому, что полностью находится в прошлом, как, например. В случае, когда участник группы говорит: «Я до сих пор помню – не знаю, помнит ли кто-нибудь еще – как когда вы впервые пришли, вы сказали, что Х – очень славный парень, и что вы им восхищаетесь…»

Можно сказать, что память это, в конце концов, собственность индивидуальной психики или механизм мозга и что не обязательно переводить ее в групповую модель. Я в этом не уверен. Иногда я чувствовал, хотя я систематически это еще не изучал, что в действительности все наоборот: что мы в действительности использовали такие наблюдения, которые исходят из нашей социальной «совместности», и наш опыт социальной ситуации, чтобы проиллюстрировать, что происходит в нашей психике или в мозге.

В этой связи мы можем вспомнить, что Фрейд говорил о цензоре, беря в качестве образца совершенно преднамеренно функции внешнего политического цензора. Или когда он описывал вытесненное и сказал, что вытесненное не может войти в область сознательного, потому что там есть сторож.

Подобные иллюстрации показывают, я надеюсь, не только, как могут действовать такие функции психики как память, как функция групповой совместной работы, но так же как группа отдается изучению процесса, который до этого рассматривался как внутренний психологический процесс индивидуальной психики.

5. РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ ЛЕЧЕБНОЙ ГРУППЫ

In sitl (на месте). Группаналитическая психотерапия и группаналитическое исследование являются отраслью такой терапевтической группы, которую мы сделали предметом настоящего изучения во многих связанных областях. Это применимо к ситуации in situ, как в группе оркестра, которую мы описывали (стр. 238-241) в качестве примера группы, где возникает нарушение, такие группы как семья, спортивная команда, рабочий персонал на фабрике, которые мы собираемся исследовать. Это группы, в которых проявляется нарушение пациента, но в которых оно не создается, к которым оно относится в живом настоящем.

Корневая группа. И наоборот, мы можем сделать членов нарушенной области взаимодействия объектами терапии в нашем кабинете. Я предлагаю отнести этот тип группы к «корневой» группе, чтобы указать на то, что в группе имеются нарушенные корни, по крайне мере, в настоящее время. Конечно, обычно конфликт является перенесенным из первоначальной генетической корневой группы, как правило, из семьи. Иногда первичная генетическая корневая группа и настоящая группа являются идентичными. Терапия в корневой группе осуществляется только в узком масштабе и путем эксперимента, но является многообещающей. Эти типы групп противостоят лечебным группам, которые мы описывали, которые являются группами переноса, где каждый участник является потенциальным осевым Эго и фокусом проекций, и где каждое отношение может быть моделью отношений во внешнем обществе. Перенос и проекция, конечно, действуют в каждом типе групп, но в этих терапевтических группах они легче возникают.

Наша концепция заболевания как функции отношений предполагает признание принципа рамификации, что каждая болезнь возникает как следствие отношений в повседневной жизни. Отсюда логично будет сказать, что наша техника терапии должна это все принимать и быть готовой включить в терапевтический сеттинг всех людей, которые имеют терапевтически значимые отношения с пациентом, но этому мешают пока еще значительные практические препятствия.

При лечении группы корневого типа наш пациент может быть женат, и тогда в терапию мы будем вынуждены включить его жену. Потом мы можем обнаружить, что друг жены тоже сильно вовлечен в этот процесс, а еще позднее, что мачеха мужа также играла очень важную роль. Наша идея будет состоять в том, чтобы отслеживать и принимать расширения зоны нарушения, если они являются соответствующими, и увеличивать нашу группу, включая в нее всех этих людей либо одновременно, либо в различных сочетаниях и в разных сеттингах.

Группаналитическая группа. Мы давно рассматривали возможности групповой ситуации и особенно ситуации терапевтической группы (Т-группы) как метод изучения для всех видов проблем. Исследования, сделанные Stanton и Schwarz в Chestnut Lodge (A.H.Stanton and M.Schwarz, : The Mental Hospital: A study of institutional participation in psychiatric illness and treatment, Tavistock Publications, 1954), являются чрезвычайно интересными примерами такого подхода в клинической больничной области, а также являются интересными примеры, полученные в терапевтическом сообществе в Нортфилде. Идеи, развитые в Нортфилде, были вновь обнаружены, подтверждены и применены (хотя только частично) в различных местах, но, похоже, эти идеи не были поняты и развиты с той полнотой, с которой это было в первичном эксперименте.

Группа может стать основным посредником терапии. Эта идея была применена в амбулаторном психотерапевтическом отделении больницы Maudsley в Лондоне (S.H.Foulkes и A.Parkin: “Out-Patient Psychotherapy: A contribution towards a new approach”, International Journal of Social Psychiatry, vol. 3, pp.44-48, 1957). Пациенты принимаются в предварительную группу. Затем они присоединяются к подготовительной группе, после чего они могут стать членами различных специальных групп. Терапия, начатая в заместительной (Т) группе, может быть продолжена в корневой группе (К) или в группе in situ, или в индивидуальной ситуации с терапевтом, или наоборот.

Заместительные группы. В полете фантазии я даже подумал, что при определенных обстоятельствах может быть полезно реконструировать действительные межличностные ситуации только в заместительной группе. Например, предположим, что у нас был ряд пациентов, которые были взаимосвязаны, и каждый из них получал терапию в индивидуальной ситуации у своего терапевта. Давайте предположим, например, что один терапевт проводит терапию отца семейства, второй – его жены, третий – их дочери, а четвертый – их близкого друга. И каждую пациент получает индивидуальную терапию. В таком случае, терапевтам может быть очень интересно увидеть проблемы этих отдельных личностей в общей перспективе. Будет нежелательным нарушать индивидуальность терапевтического ситуации каждого, но их можно соединить через встречу терапевтов. На этой встрече каждый терапевт будет представлять своего пациента, каждый будет общаться исходя из знания реакций своего пациента, и все вместе терапевты смогут воспроизвести изначальную социальную ситуацию в драматической форме.

Социальная терапия. Можно увидеть, что групповая техника будет постепенно включать в терапию целые сообщества и соединять всех, вовлеченных в проблему, а не только терапевта и пациента. Короче говоря, это приведет к тому, что невроз вернется в ту ситуацию, в которой он развился, потому что эти проблемы являются проблемами всего сообщества, как мы можем видеть в случае делинквентности или других социальных и психологических сложностей, которые встречаются в нашем обществе.

Применение групповой техники может принимать определенные различия форм, которые различаются по значению и интенсивности и подчеркивают как более полезные либо аналитическую, либо поведенческую сторону. Эти техники ставят весь вопрос социальной терапии еще более широко. Мы стараемся разработать развитие техник, чтобы они были более соответствующими ситуациям со своими применениями и взаимодействиями. Мы рассматриваем, как проблемы выражаются и сочетаются, как эти техники воздействуют друг на друга, и какие возможности каждого метода исследования поведения еще не выявлены.

Изучение в действии. В заключение я бы хотел вернуться к некоторым соображениям, касающимся теории. Психоанализ исторически был основан на предположении, что мы имеет дело с состояниями, которые имеют определенные причины, определенное время, в которое они возникли, и у которых определен диагноз, прогноз и лечение. Позже психоанализ сильно продвинулся в другом направлении, в изучении динамики отношений между терапевтом и пациентом в качестве центрального звена в терапевтическом процессе. С этим мы согласны.

В нашей концепцией психотерапии мы находим не столь важным определить и диагностировать историю развитию заболевания, а считаем более важным изучать, как болезнь пациента проявляет себя сейчас, в каком направлении и какими способами мы можем надеяться изменить ход заболевания. Концепции, которыми мы оперируем (мы подчеркиваем, что это операционный процесс), имеют дело с инсайтом, со способностью к инсайту, с сотрудничеством и с отношениями. Отношения, как мы знаем из нашей повседневной практики, являются очень важными для того, что мы делаем. Они направляют наши решения к тому, что мы можем и должны делать, наши взгляды к перспективам каждого случая и к тому, как нам нужно лечить этих пациентов.

Имеется потребность в динамической науке психотерапии, которая использует операционные концепции и которая изучается, формулируется и применяется в действительном процессе терапии. Она будет изучать процессы изменений через клиническое наблюдение в терапевтической ситуации, полностью принимая и применяя идею о том, что терапия является исследовательской наукой и что исследование в этой области является одновременно терапией.

Высказывались возражения против психоаналитических и психотерапевтических наблюдений, основанные на том, что они непременно субъективны и не точны. Такие требования «точной науки», собирающей данные для точных измерений и статистической обработки, основаны на устаревших физических концепциях 19-го века, которые напрасно застряли в нашей области изучения, несмотря на то огромное значение, которое они могли иметь для исследования материала, когда их применяли адекватным образом. Это стало совершенно очевидным в различных исследованиях общения, на которые мы ссылались. Наши непосредственные клинические наблюдения являются базовыми элементами, с которых мы начинаем. Это наблюдение, которое можно сделать только во взаимодействии терапевта и пациента, или в ситуации терапевтической группы, в которой участвует терапевт. Тем не менее, мы подчеркиваем, что они являются простейшими наблюдениями, с которых требуется начинать.

Мы проводим эти наблюдения для исследования группы. Таким образом, мы применяем к ним тестирование и процессы, которые определяют, что является истинным и ложным, правильным и неправильным с точки зрения людей. В какой степени эти значения, эти ценности являются относительными или универсальным, также устанавливается по ходу работы в группе, так же как и индивидуальные отклонения в этих ценностях.

Я бы хотел проиллюстрировать этот момент еще раз простым примером.

Терапевтическая группа наблюдается тремя наблюдателями, кроме ведущего. Одна из этих наблюдателей – миссис А. Все наблюдатели соглашаются, что на этой сессии мужчины открыто обсуждали, в основном, вопросы брака, но за этим стоит страх перед женщинами, и что женщины в группе очень неохотно говорили на эту тему. Наблюдательница миссис А добавляет к этому свою личную точку зрения, а именно: «Женщины боялись Боба С.». Теперь вместо того, чтобы спросить, было ли это наблюдение правильным, и если это так, были ли неправильными другие объяснения поведения женщин, мы бы лучше поставили следующий вопрос: А что именно означает утверждение миссис А? Вопрос не в том, является ли оно правильным или неправильным, вопрос в том, на что оно проливает свет. Например, может быть, это просто ее личная реакция в том, что она подчеркивает этот аспект по своим собственным соображениям или она как женщина идентифицируется с другими женщинами в группе и, следовательно, видит определенный аспект правды, которые другие наблюдатели-мужчины не заметили. Чтобы определить это, понадобится дальнейших анализ с участием всех, и именно это происходит в группанализе в терапевтической группе.

Кстати, просто для интереса можно отметить некоторые моменты, связанные с этим примером.

  1. Боб С. уже напугал группу раньше, особенно когда обуреваемый эмоциями он выбил оконную раму.

  2. По крайней мере, одна из женщин в группе выражала свой страх перед Бобом, и страх перед Бобом присутствовал у терапевта.

  3. Ведущий в своем обзоре этой сессии (который был продиктован до замечания миссис А), констатировал следующее: «Дискуссия на этой стадии имеет тенденцию происходить в основном в мужском лагере, пока Боб С. не отметил, что замужняя женщина должна тоже вносить свой вклад, и в ответ на это миссис С. сказала…».

Здесь важно, что именно Боб С. обратился к женщинам и таким образом вовлек их в участие, возможно, выражая какие-то чувства по поводу того, что он сам их подавляет. Между прочим, интерпретацию миссис А. в этом случае совсем не трудно было связать с тем, что уже сказали другие наблюдатели.

Концепции, которые мы формулируем в качестве результата такого исследования в действии, соответствую новому инсайту (пониманию) природы мотивации человека, действий и взаимодействий человека.

создан:04.12.2006 23:01:00 изменен:28.12.2006 11:14:00 PM печать: