Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2012.Выразительные средства.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
247.3 Кб
Скачать

Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Чаще всего риторические восклицания встречаются в художественной речи, публицистике и ораторской прозе. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому.

Примеры:

«Славно, Митя! Молодец, Митя! – крикнула Грушенька, и страшно злобная нотка прозвенела в её восклицании» (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы); * «Но довольно! Надо много терпения, чтобы читать эти ростовщические фантазии, которым давал значение и силу судья, живущий в наше время и творящий суд по уставам 20 ноября. Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди!» (Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в стилистически значимом пропуске какого-либо члена предложения или его части.

Примеры:

* «Как нежный шут о злом своём уродстве,

Я повествую о своём сиротстве…

За князем – род, за серафимом – сонм,

За каждым – тысячи таких, как он <…>»

(М. Цветаева).

* «Давай ронять слова,

Как сад – янтарь и цедру,

Рассеянно и щедро,

Едва, едва, едва»

(Б. Пастернак).

Эллипсис – фигура, часто использующаяся в поэтической речи, где с его помощью создаётся ритмический рисунок текста, особая мелодика, выделяются значимые элементы мысли автора:

* «Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мёртвому – дроги.

Каждому – своё.

Женщине – лукавить,

Царю – править,

Мне – славить

Имя твоё»

(М. Цветаева. «Стихи к Блоку»).

Усиливать создаваемый эллипсисом стилистический эффект может анафора:

* Песня без слов – ночь без сна,

Всё в свое время – зима и весна,

Каждой звезде – свой неба кусок,

Каждому морюдождя глоток.

Каждому яблокуместо упасть,

Каждому ворувозможность украсть,

Каждой собаке палку и кость,

Каждому волкузубы и злость

(В. Цой. «Песня без слов»).

Период – стилистическая фигура, представляющая собой структурное и смысловое единство, образованное простым и сложным предложением или сложным синтаксическим целым (сочетанием нескольких предложений, характеризующимся относительной завершённостью микротемы, смысловой и синтаксической спаянностью компонентов). Период разделяется на две интонационно противопоставленные части протазис (повышение, восходящее движение тона) и аподозис (понижение, нисходящее движение тона). В первой части периода часто наблюдается синтаксический параллелизм. По смысловой связи между протазисом и аподозисом выделяют такие типы периодов: временные (в протазисе – время действий, событий, явленпий), причинно-следственные (в протазисе – причина), определительные (в протазисе –определение, предмета речи), предикативные (в протазисе – подлежащее, в ападозисе – сказуемое), соединительные (в аподозисе – дополнение к сказанному в протазисе), сопоставительные (между протазисом и аподозисом – отношения сопоставления), сравнительные (между протазисом и аподозисом – отношения сравнения), условные (в протазисе – условие), уступительные ( в протазисе указываются обстоятельства, препятствующие совершению того, о чём говорится в аподозисе).

Примеры:

* «Счастие или грусть –

Ничего не знать наизусть

В пышной тальме катать бобровой,

Сердце Пушкина теребить в руках,

И прослыть в веках –

Длиннобровой,

Ни к кому не суровой –

Гончаровой»

(М. Цветаева);

* «За то, что на свете я жил неумело,

За то, что не кривдой служил я тебе,

За то, что имел небессмертное тело,

Я дивной твоей сопричастен судьбе»

(А. Тарковский).

Каламбур – игра слов, основанная на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.

Примеры:

«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего полезнее полоскать рот» (К. Прутков);

* «Пайковые книги читаю,

Пеньковые речи ловлю

И грозное баюшки-баю

Колхозному баю пою»

(О. Мандельштам).

Сравнение – грамматически оформленное образное уподобление одного предмета или явления другому предмету или явлению с целью выделения важного для автора признака объекта речи. Лингвистический статус сравнения спорен: с одной стороны, оно обычно имеет структурную организацию и формальные показатели (союзы как, словно, будто, точно, чем, нежели, как будто, глаголы походит, напоминает и т. п.), с другой стороны, образность при использовании сравнения создаётся по большей части за счёт значений слов (компонентов уподобления).

Способы грамматического оформления сравнения:

сравнительный оборот – обособленный оборот, вносящий дополнительное значение и занимающий относительно самостоятельное и свободное положение, чаще – трёхчленная конструкция со сравнительным союзом. Члены такой конструкции – обозначения обоих сравниваемых понятий (сопоставляемое и сопоставляющее), основания сравнения (признак, по которому они сопоставляются) и сравнительный союз: * «Нерасцепленные звенья, / Неосиленная тень, – / И забвенье, но забвенье, / Как осенний мягкий день» (И. Анненский);

сравнительная степень имени прилагательного или наречия: * «Вы сегодня бледнее луны...» (А. Вертинский);

творительный падеж существительного со значением сравнения: * «И падает шёлковый пояс / К ногам его – райской змеёй» (М. Цветаева);

лексические средства со значением сравнения (похож, сходен с, походит, напоминает и др.): * «Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной: / Напоминают мне оне / Другую жизнь и берег дальный» (А. С. Пушкин).

Развёрнутое сравнение охватывает весь текст и представляет собой несколько сравнений, указывающих на большое количество общих признаков у сравниваемых предметов и явлений, в результате возникает несколько параллельно выписанных образов: * «То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит» (Русская народная песня).

К особой разновидности относится отрицательной сравнение, в котором явления сопоставляются через отрицание их тождества: * «Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится, Под ногой сучки трещат» (Н. А. Некрасов).

Развёрнутое и отрицательное сравнение, как показывают примеры, приведённые выше, могут контаминировать.

Основная функция сравнения – изобразительная. И действительно, поэтические и прозаические примеры использования сравнения показывают, что этот приём создаёт яркие образы, а также усиливает впечатление, создаваемое другими приёмами:

* «Образ твой, мучительный и зыбкий,

Я не мог в тумане осязать.

«Господи!» – сказал я по ошибке,

Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,

Вылетело из моей груди!

Впереди густой туман клубится,

И пустая клетка позади...»

(О. Э. Мандельштам);

* «Помоги, Господь, эту ночь прожить,

Я за жизнь боюсь, за твою рабу...

В Петербурге жить – словно спать в гробу»

(О. Э. Мандельштам).

Высок потенциал сравнения в выражении оценки, создании портрета персонажа, положительных и отрицательных характеристик, отображении психологического состояния персонажа, а также создании комического эффекта:

* «Тут Рашпиль спрятал глаза под бровями, и теперь стало казаться, что у него вообще нету глаз, как, например, у репы» (Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова»);

* «И вот, когда Болдырев махнул рукой, Вася наконец успокоился, сердце его шмыгнуло на своё законное место, точь-в-точь кошка, которая вбегает в дом с мороза и первым делом – на печку» ((Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова»));

«Я тоскую по соседству / И на расстоянии. / Ах, без вас я, как без сердца, / Жить не в состоянии!» (А. Фатьянов);

* «Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула» («Папаша»).

* «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Окказионализмы (авторские неологизмы, индивидуально-авторские слова) – речевые единицы (чаще всего слова), созданные индивидуально с определённым стилистическим заданием по моделям, существующим в языке; окказионализмы представляют собой авторское словотворчество.

Примеры:

* «Что, Александр Герцевич,

На улице темно?

Брось, Александр Сердцевич, –

Чего там? Все равно!»

(О. Э. Мандельштам);

* «О бабочка, о мусульманка,

В разрезанном саване вся, –

Жизняночка и умиранка,

Такая большая – сия!

С большими усами кусава

Ушла с головою в бурнус.

О флагом развернутый саван,

Сложи свои крылья – боюсь

(О. Э. Мандельштам).

Функции окказионализмов многообразны, но в основном как стилистическое средство они используются с целью создания комического эффекта (юмор, ирония, сатира, сарказм): «Братец Павлик фыркнул: «Фи, как немарксична эта Фийка <…>»» (В. В. Маяковский. «Идиллия»); «И мне с эмблемами платья. / Без серпа и молота не покажешься в свете! / В чём сегодня буду фигурять я / на балу в Реввоенсовете» (В. В. Маяковский. «О дряни»). Высок стилистический потенциал окказионализмов в создании языковой игры, и здесь, конечно, их использование не ограничивается только сферой комического. Окказионализмы способствуют усилению выразительности текста, создают образность, служат привлечению внимания читателя или слушателя. Сфера создания окказионализмов – поэтическая речь и художественная проза, хотя встречаются они не только в художественном стиле, но и в разговорном, публицистическом. Некоторые авторы тяготеют к их изобретению, например В. В. Маяковский, О. Э. Мандельштам, А. Вознесенский и др.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопросительное предложение со значением эмоционально усиленного утверждения или отрицания. Риторический вопрос не требует быстрого ответа «здесь и сейчас», а задаётся чаще всего с целью заставить слушателя или читателя задуматься, призывает его к соразмышлению. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.

Примеры:

* «Как могу я, бедный, в нынешнее время все сие житие описать? <…> Где найти мудрость для этого рассказа?» (Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского);

«И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды... / Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?... / А годы проходят – всё лучшие годы!» (М. Ю. Лермонтов);

«О сердце глупое, когда ж ты перестанешь

Мечтать и отзыва молить?

О мысль суровая, когда же ты устанешь

Всё отрицать и всё губить?» (С. Я. Надсон).

Вопросно-ответная форма изложения – фигура, в основе которой лежит диалогизация монологической речи; представляет собой вопросно-ответную конструкцию или её фрагменты. Использование этого приёма частотно для публицистики и художественной литературы со следующими стилистическими заданиями: активизация мыслительной и эмоционально-чувственной сфер адресата, а также восприятия речи; придание речи элементов интимности и разговорности, непринуждённости; выделение содержательно значимых компонентов речи; привлечение внимания; создание и поддержание контакта автора и читателя или слушателя и др.

Примеры:

*– «Добро любила ль, всем сердцем, страстно?

Зло – возмущало ль тебя оно?»

– « О Боже правый, со всем согласна!

Я так устала. Мне всё равно!»

(М. И. Цветаева);

Что видят они? – Пальто

На юношеской фигуре.

Никто не узнал, никто,

Что полы его, как буря»

(М. И. Цветаева).

Риторическое обращение – фигура, представляющая собой условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи.

Примеры:

*«О, Волга!...колыбель моя

Любил ли кто тебя, как я?»

(Н. А. Некрасов);

«Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь»

(А. А. Блок).

Одна из основных функций риторического обращения – выделительная: в большинстве случаев риторическое обращение выделяет значимый компонент мысли, понятие, идею произведения. Значима роль риторического обращения и в выражении эмоций и чувств автора, его настроения.

Парцелляция – интонационно-смысловое разделение предложения на самостоятельные части, оформляющееся знаками препинания: парцеллированная часть оформляется как самостоятельное предложение, в конце которого ставится точка.

Примеры:

*«Кинематограф. Три скамейки.

Сентиментальная горячка.

Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки»

(О. Э. Мандельштам).

* «Мы познакомились перед самым отъездом. В аэропорту». (В. С. Токарева. «Сентиментальное путешествие»).

* «Прошли светловолосые девушки, похожие на русских. А возможно, и русские» (В. С. Токарева. «Стечение обстоятельств»).

Парцелляция естественна для разговорной речи, что отражается в художественных произведениях, например, при имитации диалога:

* – Нет, не забыла. Мерси. Здорова. Кланяется» (Теффи. «Подарок»).

Основные функции парцелляции как средства выразительности: выделение значимого отрезка текста; выражение авторского отношения к сообщаемому; имитация устной речи; усиление изобразительности (выделение деталей картины).

48

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]