Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие Горская Г.Б..doc
Скачиваний:
130
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

3.2. Целеполагание, его регулирующее влияние на поведение спортсменов

Мотивация спортивной деятельности реализуется через сложную систему целей. Способность к постановке целей, соподчинению перспективных и текущих целей представляет собой важный компонент психической регуляции спортивной деятельности. Р. Мартенс (1987) относит целеполагание к группе наиболее важных психологических умений, необходимых спортсменам, наряду с навыками оперирования зрительными образами, концентрации внимания, регуляции уровня активации, преодоления стресса. Р. Мартенс обращает внимание на то, что цели привлекают сознание к тому, над чем необходимо работать, мобилизуют энергию спортсменов, увеличивают настойчивость в достижении желаемых результатов, активизируют поиск эффективных путей продвижения к поставленной цели. Формирующий эксперимент, поставленный Д. Бертоном и Р. Мартенсом (1986), посвященный развитию у юных пловцов навыков целеполагания, показал, что те спортсмены, которые умеют ставить цели, менее тревожны, более уверены в себе, лучше концентрируют внимание, испытывают большую удовлетворенность от тренировок, от процесса подготовки и достижения высоких спортивных результатов, чем те, кто не имеет развитых навыков целеполагания.

Стимулирующее влияние целей зависит от ряда их особенностей: сложности, временных характеристик их достижения, содержания (направленности на результат или процесс достижения цели). Проанализируем прежде всего специфику влияния на деятельность результативных и процессуальных целей, которые соотносимы с внешней и внутренней мотивацей деятельности. Проводя такое сопоставление, Р. Мартенс (1987) приводит ряд аргументов в пользу преимущества процессуальных целей над результативными. Прежде всего он видит его в том, что достижение процессуальных целей спортсмен в большей степени контролирует, чем достижение результативных целей. Победа в соревнованиях, особенно, с ростом их ранга зависит от многих факторов, которые недоступны контролю спортсмена. Постановка даже в условиях соревнований процессуальных целей (продемонстрировать мастерство, как можно более полно использовать свою техническую и тактическую подготовленность, принести команде как можно больше или заданное число очков) в большей степени поддается контролю. Чувство контроля ситуации создает предпосылки необходимой спортсмену уверенности в себе. Концентрация на результативной цели (победе в соревнованиях) может привести к снижению самооценки в случае, если цели достичь не удалось. Если же спортсмен действовал под влиянием процессуальных целей, даже в случае неудачи в соревнованиях она не нарушает самооценку, так как причина неудачи объясняется недостатком усилий, а не недостатком способностей, низкими возможностями.

Продуктивность постановки процессуальных целей в спорте связана с тем, что она способствует сохранению надежности соревновательной деятельности. Акцентирование результативных целей с большей вероятностью вызывает неуверенность в себе, повышение тревожности. То, что процессуальные цели не вызывают повышения тревожности в такой степени, как результативные, связано, как уже было сказано, с тем, что их достижение более доступно контролю, чем реализация результативных целей. Еще один фактор, обусловливающий позитивное влияние процессуальных целей на эффективность деятельности в эмоционально напряженных условиях, высвечивается когнитивными концепциями тревоги; они привлекают внимание к такому источнику ее повышения, как оценка человеком вероятности достижения цели. Естественно, что выше должна быть уверенность в достижении цели, которая достигается действиями, выполнение которых на должном уровне зависит в основном от собственных усилий действующего человека. Но важно то, что когнитивные концепции тревоги связывают разрушительное действие высокой тревоги не только с повышением уровня активации, как это делается в активационных теориях тревоги, но и с нарушением концентрации внимания. Последнее вызывается появлением двух значимых объектов, одновременное сосредоточение на которых оказывается невозможным. Один объект концентрации внимания - это решаемая задача, а другой - так называемые "негативные мысли", выражающие сомнения в достижении поставленной цели, опасения последствий неудачи, неблагоприятного впечатления, которое она может произвести на других. (Дж. Д.Вайн, 1982). Вероятность появления негативных мыслей выше при постановке результативных целей. Вследствие этого более вероятно нарушение концентрации внимания, которое негативно сказывается на результатах выступлений в соревнованиях. Действительно, исследования показывают, что высокорезультативные спортсмены отличаются способностью концентрироваться во время соревнований исключительно на задаче, на технической и тактической стороне выступлений, в то время как неуспешные спортсмены чаще концентрируют внимание на себе, на том, какое впечатление они производят со стороны (М. Дж. Махони, М. Авенер, 1977).

В подтверждение полезности концентрации спортсмена на задаче

Р. Мартенс (1987) приводит выдающегося легкоатлета К. Льюиса, который, по его собственным словам, не принадлежит к атлетам, которые волнуются из-за побед или поражений. Он беспокоится лишь о том, чтобы его подготовка была на уровне, при котором можно выступать достойно, и никогда не ступит на беговую дорожку, если не может качественно бежать. Р. Мартенс расценивает ориентацию К. Льюиса на процессуальные цели как важную предпосылку не только успешности, но и достаточной продолжительности его спортивной карьеры, возможной лишь при успешной профилактике психических перегрузок. А она при преимущественной ориентации на процессуальные цели вполне возможна.

Стабилизирующее влияние процессуальных целей на эмоциональное состояние спортсменов во время соревнований осознают многие тренеры. Они часто используют такой прием снятия чрезмерного эмоционального напряжения, как концентрация внимания спортсменов на технике и тактике выступления при одновременном отвлечении их мыслей от возможных результатов спортивной борьбы. Об успешном применении этого приема на Кубке Европы по плаванию 1976 года рассказал С. М. Вайцеховский. Видя, что отлично подготовленный, но отличающийся эмоциональной неустойчивостью пловец И. Омельченко сильно нервничает перед стартом, он подошел к нему и сказал, что операторы итальянского телевидения попросили указать техничного пловца, который мог бы продемонстрировать идеальную технику. "Ну, я, естественно назвал тебя, - обратился тренер к ученику, - ведь в технике с тобой никто из наших ребят не сравнится. Результат твой нам абсолютно не важен - мы уже получили запланированные очки и медали, так что не волнуйся и помни: твоя задача показать не рекордные секунды, а техническое совершенство, красоту". И. Омельченко выполнил указания тренера, заняв при этом первое место и улучшив национальный рекорд.

Таким образом, постановка процессуальных целей оказывается продуктивной по нескольким причинам. Во-первых, уже в самой формулировке процессуальной цели содержится указание на способ ее достижения, на то, что именно должно быть объектом активности спортсмена. Во-вторых, достижение процессуальной цели в большей степени доступно контролю спортсмена, чем достижение результативных целей. Чувство контроля ситуации придает спортсмену уверенность, которая так необходима во время соревнования. В-третьих, постановка процессуальных целей способствует концентрации спортсмена на поставленной задаче и снижает вероятность появления у него негативных мыслей, нарушающих эту концентрацию.

Стимулирующее влияние целей зависит от того, сколько времени требуется для их достижения. С этой точки зрения цели можно подразделить на текущие, этапные, перспективные. Побудительная сила разных по срокам достижения целей зависит от возраста спортсменов. Детей 8-10 лет активизируют в основном текущие цели. По мере того, как юные спортсмены становятся старше и осознают временную перспективу, для них приобретают значимость этапные и перспективные цели. Принятая юным спортсменом перспективная цель активизирует работу над реализацией текущих целей.

На каждом этапе подготовки спортсмены ставят перед собой реальные и идеальные цели. Последние являются более сложными, вероятность их достижения ниже, чем вероятность достижения реальных целей. Субъективная вероятность достижения цели может рассматриваться как оценка спортсменом ее сложности. В наибольшей степени мобилизуют спортсменов цели с оптимальной сложностью, т. е. такой, когда их достижение требует усилий, но все-таки воспринимается спортсменом как нечто реальное.

В исследовании, проведенном О. В. Дашкевичем и В. А. Зобковым с группой юных легкоатлетов, получены количественные характеристики оптимальной сложности целей, в качестве которой выступает уверенность в достижении намеченного. Оптимальная, т. е. оказывающая наибольшее мобилизующее действие уверенность в достижении реальной цели, по их данным, составила 70%, а оптимальная уверенность в достижении идеальной цели - 30%. Эти данные подтверждают характеристику оптимальных по сложности целей как трудных, но воспринимаемых как в принципе достижимые.

О сформированности у спортсменов навыков целеполагания говорит реалистичность в постановке целей, опирающаяся на адекватную самооценку и точный анализ реальных условий, в которых ведется подготовка. Спортсмены, как показывает практика, не всегда реалистичны в постановке целей. Некоторые из них ставят цели ниже своих возможностей, другие неоправданно завышают цели. По мнению Р. Мартенса, это происходит по ряду причин. Занижение целей может быть связано с желанием получать поощрения за победы, пусть даже незначительные. Другой причиной занижения целей может быть страх перед неудачами. К нереалистичному завышению целей спортсменов могут побуждать родители, друзья, тренеры. Завышение целей может иметь защитный характер, когда повышенная сложность цели выступает как заранее подготовленное оправдание возможной неудачи. Постановка чрезмерно высоких целей может быть следствием единичного большого успеха, повышенной заинтересованности в славе и популярности. Нереалистичность в постановке целей вызывается недостаточной информированностью спортсмена, неумением объективно соотносить сложность ситуации и собственные возможности.

Каковы бы ни были причины нереалистичности в постановке целей, она мешает росту спортсменов, является источником тягостных эмоциональных переживаний. Избавить спортсменов от этих трудностей можно за счет развития навыков постановки целей. Один из вариантов методики обучения целеполаганию предлагает Р. Мартенс. Суть ее состоит в том, что тренер представляет работу на тренировках как серию задач, каждая из которых заключается в достижении определенной цели. Первым шагом в решении задачи является подробное описание тех условий, от которых зависит ее решение и которые нужно принять во внимание. Значимые условия задачи анализируются с точки зрения того, каким образом следует их учитывать, какие действия нужно предпринять, чтобы подойти к решению задачи. Следующий шаг решения задачи состоит в разработке способов измерения эффективности действий, предпринимаемых для решения. Если возможно использование для этого объективных измерений (измерение расстояния, времени, веса и т. д. ), то особых затруднений этот этап решения задачи не вызывает. Сложнее оценивать качественные характеристики действий, совершенство исполнения. В этом случае тренеру приходится проявлять изобретательность, разрабатывать подходящие критерии и способы количественной оценки. В качестве примера Р. Мартенс приводит способ оценки техники выполнения штрафных бросков в баскетболе, применяемый одним из тренеров. Одно очко спортсмен получал, если мяч ударялся о кольцо, но не попадал в корзину после удара о кольцо или щит. Тремя очками оценивался бросок, при котором мяч оказывался в корзине, не касаясь кольца или щита.

Следующий шаг решения задачи - постановка цели перед спортсменами. При этом Р. Мартенс рекомендует руководствоваться следующими правилами: ставить процессуальные, а не результативные цели, активизирующие, а не легкие цели; ставить реалистичные цели, выделять особо текущие, кратковременные цели, подчеркивать значимость цели для каждого спортсмена, ставить перед каждым индивидуальные цели.

Поскольку решение задачи может быть связано с работой над несколькими целями, необходимо цели ранжировать по значимости, устанавливать последовательность их достижения. Если спортсменам трудно сделать это самим, тренеру следует помочь им. Если перед спортсменами команды ставятся различные цели, и их усилия должны быть скоординированы, необходимо уделять внимание и этому.

Когда цель поставлена, начинается работа по ее достижению. Степень активности спортсменов зависит от того, насколько они принимают цели, поставленные тренером, как свои собственные, а не навязанные им против их желания. Если цели приняты спортсменами как личностно значимые, это повышает ответственность за их достижение, стимулирует поиск эффективных путей продвижения к желаемому результату. В этих поисках хорошо помогает мысленное представление целей и способов их достижений.

Активность спортсменов в работе над целью повышается, если тренер объясняет смысл ее постановки, привлекает спортсменов к планированию работы, поощряет их за успехи в продвижении к цели, поддерживает их самооценку. Эти меры гораздо эффективнее принуждения и угроз, использование которых недопустимо.

Существенным условием успеха в достижении цели является обратная связь, которую спортсмены получают от тренера. Обратная связь должна быть систематической, оперативной, содержательной. Одной из ее форм могут быть учебные карты, в которых постоянно фиксируются итоги работы спортсменов. Как показывают исследования, при отсутствии обратной связи эффективность работы по достижению цели снижается даже при удачной ее постановке и детально разработанных планах действий, направленных на решение поставленной задачи.

Если цели, поставленные перед спортсменами достаточно сложны, работа над ними может закончиться неудачей. В этом случае задача тренера заключается в том, чтобы помочь спортсменам извлечь из нее уроки, преодолеть трудности, сохранить самооценку.