Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК ЗАЕМСКОГО - ООН и миротворчество.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Афганистан

После свержения режима талибов СБ ООН единогласно принял резолюцию 138340, в которой было одобрено подписанное в Бонне под эгидой ООН соглашение о временных органах власти в Афганистане.

Специфика афганской модели ооновского миротворчества состоит в том, что параллельно с коалицией действуют многонациональные силы, санкционированные СБ ООН. С 2001 года в Афганистане продолжается антитеррористическая операция «Несокрушимая свобода», которую проводят коалиционные силы (КС) во главе с США. Помимо американских военнослужащих, насчитывающих в настоящее время порядка 20 тыс. человек, в состав КС вошли незначительные воинские контингенты из 15 других государств.

В декабре 2001 года41 СБ ООН санкционировал операцию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ) в целях обеспечения безопасности в Кабуле и его окрестностях. 11 августа 2003 г. командование воинским контингентом МССБ в Афганистане перешло из совместного ведения ФРГ и Нидерландов к НАТО. Численность этих сил, предоставленных 31 государством, составляет 5537 человек (всего в антитеррористической операции коалиционных сил в Афганистане принимают участие около 13,5 тыс. военнослужащих, в том числе более 8 тыс. американцев). Основные участники МССБ –Канада, Германия, Франция, Италия, Великобритания.

В марте 2002 года СБ ООН учредил42 Миссию ООН по содействию Афганистану (МООНСА) на начальный период в 12 месяцев. Среди задач, возложенных на миссию, - наблюдение и предоставление информации об общей политической ситуации, положении дел в области прав человека, мониторинг выполнения положений Боннского соглашения, выработка концепции помощи ООН в Афганистане, разработка комплексной гуманитарной программы ООН и др.

В марте 2003 года мандат МООНСА был единогласно продлен43 и в соответствии с резолюцией к существующему мандату МООНСА добавилась деятельность по поддержке проведения в Афганистане всеобщих выборов.

Функции специального представителя Генсекретаря ООН по Афганистану и руководителя МООНСА с сентября 2001 года осуществлял Лахдар Брахими (Алжир), которого в феврале 2004 года сменил гражданин Франции Жан Арно.

Одним из важных достижений в деятельности МООНСА стало то, что в ходе добровольно репатриации под эгидой ООН в страну вернулись 1,7 млн. беженцев, находившихся в Пакистане, Иране и центральноазиатских государствах.

Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается Афганистан, по-прежнему остается отсутствие безопасности. В этой связи в ООН исходят из того, что создание армии и сил безопасности, приемлемых для большинства афганцев, является «наиболее жизненно важным национальным проектом». В настоящее время МООНСА тесно сотрудничает с афганскими представителями и членами международного сообщества в деле достижения договоренности между центральным правительством и региональными лидерами относительно будущей численности, структуры и развертывания новых афганских вооруженных сил. Совместно с Японией миссия также играет основную роль в разработке и осуществлении плана демобилизации и реинтеграции участников вооруженных формирований как одного из основных компонентов процесса создания новой афганской армии.

МООНСА совместно с ПРООН и в сотрудничестве с МВД Афганистана осуществляет управление специальным целевым фондом для обеспечения правопорядка и таким образом содействует созданию национальной полиции.

Афганская независимая комиссия по правам человека совместно с МООНСА направила в ряд провинций страны специальные группы по установлению фактов их нарушений. Действующая в рамках МООНСА группа по правам человека рассмотрела более 40 случаев заявлений о серьезных нарушениях прав человека, включая акты запугивания руководителей политических группировок и организаций гражданского общества.

МООНСА предпринимает последовательные усилия по выполнению содержащихся в ее мандате обязанностей, но особое внимание этой организации (после спешного принятия афганской Конституции) было сосредоточено на проведении президентских и парламентских выборов в Афганистане. В силу ряда причин, в том числе проблем с регистрацией избирателей, Х. Карзай, глава переходной администрации – правительства Афганистана, и МООНСА пришли к выводу о целесообразности их раздельного проведения – таким образом, осенью 2004 года состоялись президентские выборы, а парламентские прошли в 2005 году.

Экономика Афганистана практически полностью зависит от внешней помощи, значительная часть которой уходит на зарплату чиновникам и сотрудникам иностранных неправительственных организаций. Как крайне тяжелое оценивается положение в основной отрасли –сельском хозяйстве. Значительная часть населения занята выращиванием наркокультур и наркопроизводством, которое дает более 50 % ВВП страны. Предпринимаемые властями и международным сообществом меры по борьбе с наркоиндустрией ощутимых результатов не принесли. По оценкам ООН, в 2005 году при официальном снижении на 21 % посевных площадей в целом по стране (с 131 тыс. до 104 тыс. га) урожай опия-сырца в Афганистане практически остался на прежнем уровне и составил 4100 тонн (в 2004 г. – 4200 тонн), что обусловлено значительным повышением урожайности. В 2006 году, по оценкам УНП ООН, основанным на результатах аэрофотосъемки, площади наркопосевов увеличились на 59 % (со 104 тыс. до 165 тыс. га). В связи с этим урожай наркокультур увеличился с 4,1 тыс. до 6,1 тыс. тонн. В настоящее время 92 % опиума в мире имеет афганское происхождение. Чистая прибыль от производства наркотиков в Афганистане в 2006 году составила около 2,7 млрд. долл. США.

17 июня 2003 г. в Нью-Йорке по инициативе и под председательством России состоялось открытое заседание СБ ООН по проблеме наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана. По итогам заседания было принято заявление Председателя, подтверждающее необходимость разработки под эгидой ООН комплексного подхода к нейтрализации «афганской» наркоугрозы на основе Устава ООН и норм международного права.

Нет сомнения в том, что подрывная деятельность экстремистов подпитывается главным образом за счет наркоторговли. Террористы и наркобароны тесно координируют свои действия и совместными усилиями все активнее пытаются «подмять» под себя провинциальные власти, создать себе оплот на обширных территориях Афганистана. Производство наркотиков, ставшее результатом как деятельности талибов, так и просчетов в управлении и обеспечении законности, представляет собой серьезную угрозу усилиям по восстановлению и строительству государственности в Афганистане.

24-25 марта 2003 г. состоялся визит в Москву специального представителя Генсекретаря ООН по Афганистану Л. Брахими. В ходе состоявшихся переговоров министр иностранных дел России И.С. Иванов предложил идею о созыве во время «министерской недели» в рамках 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН международной встречи по Афганистану с участием мининдел и высокопоставленных представителей государств – постоянных членов СБ ООН, «большой восьмерки», соседей Афганистана, ЕС, ряда других заинтересованных стран, а также Х. Карзая. Встреча состоялась 24 сентября 2003 г. и стала одним из центральных событий в повестке дня 58-й сессии ГА ООН. Принятое по ее итогам совместное коммюнике зафиксировало приверженность дальнейшему содействию государственному и экономическому обустройству Афганистана в интересах возрождения мирного и независимого афганского государства, свободного от терроризма, экстремизма и наркотиков. Другим весомым результатом состоявшегося мероприятия явилась поддержка ее участниками выдвинутого К. Аннаном с подачи России предложения о созыве в 2004 году широкоформатной международной конференции для разработки программы помощи постпереходному правительству Афганистана.

31 января –1 февраля 2006 г. в Лондоне под сопредседательством Афганистана, Великобритании и ООН состоялась Международная конференция по Афганистану, которая определила стратегию мирного обустройства страны на очередной пятилетний период. На конференции было принято Соглашение по Афганистану (Afghanistan compact), представляющее собой рамочный документ, определяющий в широком плане направления взаимодействия между правительством ИРА и международным сообществом, и представлена Стратегия национального развития Афганистана – развернутая программа мира по основным направлениям деятельности правительства ИРА. В Соглашении по Афганистану зафиксирован конкретный срок (конец 2010 г.) завершения подготовки Афганской национальной арии и полиции и передачи им всей полноты ответственности за обеспечение безопасности в стране и тем самым обозначен рок пребывания иностранных военных присутствий на территории ИРА. На конференции страны-доноры объявили о выделении в течение пяти лет помощи Афганистану в размере 10,5 млрд. долл. США.

За годы после свержения талибов СБ ООН неоднократно направлял в Афганистан свои целевые миссии. Так, в ноябре 2003 года приезд миссии СБ ООН совпал с важным политическим событием – опубликованием проекта Конституции страны. Среди достижений переходной администрации выделялось начало реформирования Министерства обороны, запуск пилотного проекта разоружения и демобилизации 1 тыс. человек с последующим доведением в течение 2004 года результатов демобилизации до 40 тыс. (начавшаяся в середине того же года демобилизация в десяти провинциях страны шла в среднем темпе – 3,3 тыс. человек в месяц). Параллельно продвигалось, хотя и крайне медленными темпами, создание афганской национальной армии, которую имеется в виду довести до 70 тыс. при одновременном расформировании отрядов плевых командиров. Налицо еще одна болевая точка – реформа полиции, деятельность которой в настоящее время ограничена в основном столицей. При лидерстве Германии осуществляется программа подготовки полицейских контингентов, состав которых должен быть доведен до 62 тыс. человек (из них 12 тыс. – пограничная полиция). В ходе встреч с миссией многие афганские собеседники призывали к более активной роли международных сил в деле подавления исходящей от талибов угрозы, которые совершают террористические вылазки с территории Пакистана. Руководство переходной администрации активно приветствовало решение СБ ООН о расширении мандата МССБ за пределы Кабула. Указывалось также, что создание провинциальных восстановительных команд способствует повышению безопасности и создает благоприятную основу для послевоенного восстановления и развития экономики провинций.

Следующая миссия СБ ООН побывала там в ноябре 2006 года. В целом следует признать, что к этому моменту, несмотря на некоторые успехи в деятельности афганских властей, общая обстановка в области безопасности сильно деградировала. Так, значительно увеличилось число талибов, способных вести организованную вооруженную борьбу против правительства и международных сил безопасности, а также существенно улучшились их тактика и подготовка. Несмотря на большие потери в живой силе, налицо все признаки того, что талибы скорее воодушевлены своими стратегическими успехами, чем огорчены тактическими неудачами.

Мирное соглашение, заключенное 5 сентября 2006 г. между Пакистаном и местными талибами в Северном Вазиристане, не предотвращало использование этого населенного племенами района в качестве плацдарма для нападения на Афганистан, хотя решение этой проблемы было одним из центральных вопросов в достигнутом соглашении. Напротив, например, в период с сентября по ноябрь 2006 года количество инцидентов, связанных с угрозой безопасности со стороны талибов, возросло на 50 % в провинции Хост и на 70 % в провинции Пактика, причем они сопровождались более активной пропагандистской деятельностью в форме распространения листовок, целенаправленного похищения людей и проповеднической деятельности уличных мулл.

Ключевым фактором, подпитывающим движение «Талибан», остается недовольство населения, вызванное непопулярными правительственными назначениями, племенным кумовством и монополизацией власти, а также маргинализацией тех, кто не входит в доминирующие социально-политические группы. Зачастую терпимое отношение центрального правительства к неэффективному управлению подорвало доверие населения к его способности реагировать и готовности спрашивать со своих должностных лиц за допущенные ими просчеты.

В последнее время резко возросло количество нападений террористов-смертников. Нападения направлены в основном против иностранных военных автоколонн, но все чаще жертвами их становятся и мирные жители. Подрывы бомб террористами-смертниками – это наиболее наглядная связь между повстанцами и международным терроризмом. Судя по имеющимся сведениям, многие из этих нападений финансируются из-за границы. По информации национальных и международных органов безопасности, лагеря по подготовке террористов-смертников расположены за пределами Афганистана.

Вместе с тем, очевидно, что такого развития событий можно было бы избежать, если бы проблемам Афганистана уделялось должное внимание после свержения режима талибов. В этом отношении показательно то, как в декабре 2002 года в Москве проходило заседание Российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом. В частности, обратил на себя внимание очевидный диссонанс в оценках положения в этой стране со стороны американских и российских военных. Американцы давали подчеркнуто оптимистичную и чуть ли не радужную характеристику ситуации в Афганистане, в то время как наши военные, опираясь на конкретные факты, указывали на тревожные тенденции по целому ряду направлений. В частности, говорилось о том, что в религиозных школах-медресе в пограничной с Пакистаном зоне ежемесячно готовят до трехсот боевиков, и это серьезно укрепит боевой потенциал талибов уже в ближайшее время. Члены американской делегации во главе с первым заместителем госсекретаря США Р. Армитеджем демонстрировали при этом «олимпийской спокойствие». Более того, они не исключали возможности сокращения своего контингента. По мнению российской делегации, такая постановка вопроса выглядела совершенно нелогичной.

Логика американского подхода прояснилась несколько месяцев спустя, когда стало очевидным, что Вашингтон намеренно рисовал благостную картину положения дел в Афганистане, чтобы не брать на себя новых обязательств по явно необходимому противодействию талибам накануне своего вторжения в Ирак. Уже на следующем заседании Российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом американцы в значительной степени солидаризовались с нашими оценками афганской ситуации.

Тем не менее, администрация США еще длительное время не отваживалась на признание последовательного ухудшения положения в Афганистане. По сути дела лишь в 2006 году американцы вновь всерьез обратились к этой проблеме.

Тем временем в рядах НАТО выкристаллизировались разногласия относительно участия в афганской операции. Большинство натовских партнеров США остаются глухи к призывам Вашингтона направить туда подкрепления. Кроме того, они предпочитают выполнять миротворческие обязательства лишь в зоне своей ответственности.

В этом отношении характерен пример Франции, 14 % вооруженных сил которой уже задействованы в миротворческих операциях за рубежом, и потому французы убеждены, что сполна выполняют свой долг. Максимум, на что готов пойти Париж, - это направить в Индийский океан свои корабли во главе с авианосцем «Шарль де Голль» для авиаобеспечения операции МССБ.

Показательно и выступление Дж. Буша в начале 2007 года, в котором он назвал действия в Афганистане важнейшей совместной операцией в натовской истории и предупредил, что если альянс не справится с поставленными перед ним целями, то последствия будут весьма серьезными. Американский президент напомнил, что НАТО создавалось по принципу «если напали на одного, то напали и на всех остальных». Тем самым Франции, Германии, Италии и Испании послан недвусмысленный сигнал, что с национальными ограничениями на использование их военнослужащих в наступательных операциях пора кончать и если эти страны будут по-прежнему ограничивать сферу деятельности своих контингентов в Афганистане, то может быть поставлен вопрос о нарушении ими обязательств по Вашингтонскому договору.

Симптоматично, что одновременно США наконец-то признали серьезность наркоугрозы в Афганистане. Администрация Дж. Буша пришла к выводу, что необузданный рост наркопроизводства может на корню подрубить миротворческие и стабилизационные усилия. Прибыль от торговли героином позволяет талибам закупать новое оружие и вербовать новобранцев в свои ряды.

Эти положительные изменения в подходе США, тем не менее, не отменяют того факта, что именно линия Вашингтона на последовательное ослабление «северного альянса», в конечном счете, и привела к активизации талибов.