Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иконоборческое движение.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
43.98 Кб
Скачать

2.1.3. Иконоборческая политика при Льве IV.

Наследник престола Лев IV (775-780) по прозванию Хазар, как родившийся от матери хазарского происхождения, имел 26 лет от роду, когда умер его отец

Константин V(70). Его пятилетнее правление, по сравнению со временем его отца, является некоторым успокоением во внутренней жизни империи. Будучи сам сторонником иконоборства, Лев не чувствовал острой вражды к монахам, которые при нем снова начали иметь некоторое влияние. В свое кратковременное царствование он не успел ярко проявить себя и как иконоборец. Весьма вероятно, на Льва оказывала влияние молодая супруга, афинянка Ирина, известная сторонница иконопочитания, на которую с надеждой обращали свои взоры сторонники последнего направления. Со смертью Льва IV (780) окончился первый период иконоборчества(71).

2.2. Политика иконопочитателей первого периода иконоборчества

2.2.1.Теоретики иконопочитания первого периода иконоборчества.

Основной вклад в развитие теологической основы иконопочитания внес Иоанн Дамаскин (675-749 гг.). Дамаскин принимал активное участие в борьбе иконоборцев и иконопочитателей в Византии, хотя сам он жил не в Византии, а в уже отобранной арабами у византийцев Сирии, где он родился, и в Палестине, где он умер. Сам он был сирийцем, и его жизнь прошла в Дамасском халифате, где отношение к христианам было вполне терпимым. Отец Дамаскина, будучи христианином, занимал в этом халифате пост премьер-министра при халифе, воспитателем Иоанна был пленный калабрийский монах. Иоанн Дамаскин сам сначала занял высокий пост своего отца, но затем ушел в монахи, стал пресвитером и большую часть своей жизни провел в монастыре близ Иерусалима. Оттуда он и вмешивался в развернувшуюся тогда борьбу между иконопочитателями, которых арабы высмеивали как идолопоклонников, и иконоборцами, будучи защитником иконопочитания(72).

Дамаскину был особенно интересен вопрос о том, что иконы говорят нам о Христе; его главная идея заключалась в том, что если человеческая сторона Иисуса Христа – реальная, и если материальный мир (т.е., Божье сотворение) – хорош (а он и есть хорош, особенно после прихода Христа, который освятил материю), тогда надо признать иконопочитание. Учение о Боговоплощении и учение о Евхаристии говорят о том, что Божественное можно чувствовать, видеть и знать через материальные вещи, и христианин имеет полное право видеть и почитать образ, который не есть сам в себе Божественный, но который передает Божественное. Как говорил он сам: «в прежние времена Бог, не имеющий тела или вида, никоим образом не мог быть изображен. Но сегодня, после того, как Бог явился во плоти и жил с человеками, я могу изобразить то, что видимо в Боге. Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу в веществе, Который соделался плотью ради меня, усвоив Себе жизнь во плоти и через вещество совершив мое спасение»(73).

Другой важный момент для Иоанна был практическим – он считал, что они (иконы) сильно помогают, особенно неграмотным - «отцы, зная, что не все умеют читать или имеют время для этого, одобрили изобразительное описание» священной истории «дабы оно служило кратким комментарием»(74). Иоанн считал что, по сути, нет большой разницы между устными образами и визуальными.

Иоанн Дамаскин сформулировал христианское понимание иконы, и его концепция впоследствии утвердилась в Православной Церкви. Его основное сочинение – «Источник Знания», третья часть которого – «Точное изложение православной веры» - является попыткой систематического изложения основных положений христианской веры и догматики. Благодаря этому изложению, Иоанн дал в руки иконопочитателей мощное оружие в борьбе со своими оппонентами какового они не имели в начальной стадии иконоборческого движения(75).