Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч5 гл2 (ОС Пироженко)_11 стр.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
126.98 Кб
Скачать

4. Крестьянская война Тонхак года кабо (1894 г.)

1) Первый этап крестьянской войны (февраль – 11 июня 1894 г.)

Среди верующих Тонхак наблюдались идейные разногласия, причем представители провинции Чхунчхон (Северная группировка Пукчоппха) придерживались умеренного курса, а представители Южной школы (Намджоппха) из провинции Чолла стояли на радикальных позициях. Если верующие из провинции Чхунчхон, большинство которых составляли разорившиеся янбаны, жили в сравнительно сносных условиях и не хотели выходить за рамки борьбы за свободу вероисповедания, то сектанты провинции Чолла, где преобладали представители мелкого и беднейшего крестьянства и мелкие торговцы, предпочитали более радикальную политическую борьбу. Почти одновременно с собранием в Поыне в 1893 г. Со Джанок и другие руководители Южной группировки провели отдельное собрание в местечке Кымгу провинции Чолла.

Провинция Чолла, являвшаяся житницей страны, подвергалась наиболее жестокой эксплуатации со стороны местной администрации и центрального правительства, испытывавшего финансовые трудности в связи с проведением после открытия страны политики модернизации, и больше других районов страдала от японских купцов, осуществлявших грабительский вывоз зерна. Здесь было чрезвычайно тяжелым бремя поборов со стороны центрального правительства и местных властей, устанавливавших всевозможные налоги на воду и поля, на грузовые перевозки и пр. Поэтому ненависть народа к правительству, местным властям и японцам необычайно возросла, и атмосфера в провинции была накалена до такой степени, что в любой момент могло вспыхнуть восстание.

Непосредственным поводом к выступлению крестьян провинции Чолла стали бесчинства правителя уезда Кобу Чо Бёнгапа. Он установил незаконный налог мансокпо на воду за пользование плотиной, присвоил сумму в 1000 лян на строительство памятника на могиле своего отца, а также совершил много других преступлений. Когда возмущённые этим крестьяне во главе с Чон Бонджуном, руководителем (чопчу) ячейки Тонхак уезда Кобу, посетили несколько правительственных учреждений уезда и канцелярию губернатора в Чонджу с требованием прекратить беззакония уездного начальника, они везде получили отказ, и это, в конце концов, стало толчком к началу крупномасштабного восстания.

Во 2-м месяце 1894 г. Чон Бонджун во главе 1000 крестьян атаковал административные учреждения Кобу, наказал его чиновников (аджон), экспроприировал собранное зерно и вернул его законным хозяевам, а также захватил оружие из арсенала. Представители занявшей уездный центр Кобу крестьянской армии предъявили правительству список своих требований из 13 пунктов, главными из которых были прекратить беззакония Чо Бёнгапа и запретить проникновение в провинцию иностранных купцов.

Страшно напуганное этими событиями, правительство предало суду Чо Бёнгапа и назначило в Кобу инспектора по чрезвычайным ситуациям Ли Ёнтхэ для расследования положения. Он свалил всю ответственность за происшедшее на членов Тонхак и приступил к арестам и репрессиям в отношении их. Возмущенные этим крестьяне во главе с Чон Бонджуном, разослав повсюду воззвания с призывом к восстанию во имя «спасения государства и успокоения народа» («Погук анмин»), сформировали 8-тысячную армию и начали организованное сопротивление. Все руководящие посты в ней заняли представители секты Тонхак. Главой восстания стал Чон Бонджун, его заместителями (чхонгваннён) – Сон Хваджун и Ким Гэнам, пост начальника штаба занял О Джиён, а большинство участников восстания были обычными крестьянами. Религиозная организация Тонхак служила для формирования крестьянской армии и для укрепления дисциплины в её рядах. Подняв желтые знамёна и вооружившись бамбуковыми кольями и дубинками, повстанцы заявили, что будут сражаться за то, чтобы, изгнав японцев, европейцев и представителей привилегированных слоёв, установить в стране идеальную монархию.

После захвата г. Кобу повстанцы двинулись на север, заняли г. Пэксан и превратили его в свою базу, где привели в порядок свои ряды, а затем в 5-м месяце разгромили в битве у перевала Хвантхо (к югу от Кобу) отряд правительственных войск, высланный губернатором из Чонджу. Затем они двинулись на юг, заняли один за другим города Чонъып, Кочхан, Муджан и Ёнгван, а затем, пройдя через Хампхён, Муан и Наджу, вновь повернули на север. В это время правительство, назначив Хон Гехуна карателем двух провинций – Чолла и Чхунчхон, отправило его во главе отряда столичных войск в 800 человек на подавление восстания, однако он был разбит при Чансоне, т.к. правительственные войска ни по численности, ни по боевому духу не могли сравниться с крестьянской армией.

Победоносно наступавшей крестьянской армии удалось в 5-м месяце 1894 г. без труда захватить г. Чонджу, центр провинции Чолла, а в первой декаде 6-го месяца вся территория и Южной, и Северной Чолла фактически полностью оказалась под контролем повстанческой армии.

Правительство, почувствовав ограниченность своих возможностей в подавлении восстания, обратилось к Цинам с просьбой о присылке военной помощи. В связи с этим Япония под предлогом защиты своих резидентов также ввела свои войска в Корею, и через 10 лет после событий 1884 г. вновь началось военное противостояние Цинской империи и Японии. В этих условиях правительство Кореи и крестьянская армия начали переговоры о перемирии, стремясь решить все вопросы без вмешательства извне, и в результате 11 июня 1894 г. в Чонджу было заключено мирное соглашение (Чонджу хваяк). Хотя вначале повстанцы представили содержавший более 30 пунктов план реформирования существующих недостатков в управлении, в действительности были согласованы лишь 12 пунктов.2

Согласно Чонджускому мирному соглашению, Чон Бонджун вместе с губернатором провинции Чолла Ким Хакчином образовал в 53 уездах органы управления Чипкансо (Канцелярии по исполнению программы реформ), во главе каждого из которых стоял начальник (чипкан), а его сотрудниками были секретари, ревизоры, делопроизводители, посыльный. В Чонджу учредили Тэдосо – высокий орган, руководивший деятельностью всех Чипкансо. В это время Чон Бонджун контролировал правую (северную) часть провинции Чолла, а Ким Гэнам – левую (южную) половину.

Поскольку содержание проекта реформ ограничивалось проблемами сельского общества, то главное место занимал аграрный вопрос наряду с проблемами сословного неравенства, а также бдительности в отношении японцев. В программе реформ не нашли отражения проблемы обороны, финансов, промышленности, торговли, науки, техники, также важные при строительстве современного государства. Хотя в требованиях крестьян не было пунктов, необходимых для превращения Кореи в современное государство, но в них ставились задачи стабилизации и улучшения жизни беднейшего крестьянства и мелких торговцев.

В то время, когда правительство и крестьяне вместе искали пути решения проблем, по просьбе правительства в порту Асан высадился трёхтысячный отряд цинских войск, и почти одновременно с этим семитысячный японский экспедиционный корпус прибыл в Сеул через Инчхон и 23 июля 1894 г. занял ванский дворец. Японские военные отстранили от власти приближенных императрицы и родственников вана и объявили о возвращении власти Тэвонгуну. А затем, неожиданно атаковав цинские войска, они развязали японо-китайскую войну. Это была провокация, рассчитанная на восстановление позиций, утерянных после провала попытки переворота в 1884 г. (капсин).

2) Второй этап крестьянской войны (октябрь 1894 г.)

Возмущённая захватом японскими войсками ванского дворца, крестьянская армия в 10-м месяце 1894 г. возобновила восстание под антияпонскими лозунгами. Теперь выдвигалась задача не осуществления внутриполитических реформ, а борьбы с внешним врагом, сопротивления японским захватчикам. С этой целью более 100 тысяч вооруженных крестьян собрались севернее Чонджу в Самне. В Нонсане к ним присоединился со своей армией Сон Бёнхи, который ранее не поддерживал восстание Чон Бонджуна, но теперь с согласия главы секты Чхве Сихёна возглавил 100 тыс. крестьян провинции Чхунчхон («северная группировка»), собравшихся в Чхонсане. Объединённая крестьянская армия (северная и южная), поставив своей целью изгнание японских оккупантов, атаковала их опорные базы и перерезала коммуникации (телеграфные линии), повела наступление на север в направлении Сеула и вступила в кровопролитное сражение с правительственными и японскими войсками при Угымчхи южнее Конджу. В течение примерно недели крестьянская армия провела более 50 ожесточенных атак, но не смогла одолеть преимущество противника в вооружении и потеряла большую часть живой силы, а около 500 выживших бойцов отступили к Кымгу и Вонхёну к югу от Чонджу. Предводитель крестьянской армии Чон Бонджун был схвачен в Сунчхане и отправлен в Сеул, где по приговору суда японского посланника его казнили в апреле 1895 г. Остальные крестьянские вожаки также были схвачены и убиты. Так, через год после начала крестьянская война Тонхак окончилась поражением.

Крестьянская война Тонхак отличалась от предыдущих народных волнений тем, что она была возглавлена представителями религиозной организации Тонхак, а также тем, что, хотя и с опозданием, она выдвинула лозунг борьбы против иностранных захватчиков. Однако в тех исторических условиях крестьянская война Тонхак в силу своей ограниченности не могла не закончиться поражением. Во-первых, если принять во внимание то, что важнейшей задачей того времени было создание сильного в экономическом и военном отношении современного государства, способного остановить проникновение великих держав, то выдвижение на первый план проблем деревни и конфронтация со всеми политическими силами центра можно охарактеризовать как недопонимание приоритетных задач в реформировании страны. Во-вторых, крестьянская армия нападала на помещиков, богатых крестьян, янбанов и других влиятельных в деревенском обществе людей, которые не были её главными врагами, а им в свою очередь пришлось создавать «отряды самообороны» (минбодан), которые вступали в борьбу с крестьянской армией. Это была ошибка, приведшая к расколу сил местного сельского общества. В-третьих, ошибочным было стремление привести к власти Тэвонгуна, который, при всей своей решительности, был весьма слаб в понимании новой эпохи. Следовательно, хотя крестьянская война Тонхак поднялась на волне патриотических побуждений и любви к народу, она все же не была продуманным народным революционным движением, участники которого могли четко осознавать диктуемые временем задачи и вытекающие из них стратегические цели.

В результате эта крестьянская война не могла не стать жалкой борьбой политически наивных патриотов-крестьян за свое существование. Однако опыт, извлеченный из этого поражения, позже позволил антияпонскому патриотизму крестьян обрести зрелость в форме движения Ыйбён последующего периода, в котором крестьяне участвовали вместе с янбанами и конфуцианскими учёными, а крестьянские требования внутренних реформ нашли частичное отражение в реформах года кабо.