Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grebennikova.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
134.66 Кб
Скачать

27

На правах рукописи

УДК 746.346

Гребенникова Дина Александровна

ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ДРЕВНЕЙ РУСИ XIV-XVI ВВ.

Специальность 17.00.04 —

изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2011 год

Работа выполнена на кафедре искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

секции теории и истории

архитектуры и искусств

Корнилова Анна Владимировна

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор ведущий научный сотрудник Российского Этнографического музея

Калашникова Наталья Моисеевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного текстиля Санкт-Петербургской государственной

художественно-промышленной академии Цветкова Наталия Николаевна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов кафедра искусствоведения

Защита состоится «21» февраля 2012 г. в 15.00 ч. на заседании совета Д 212.221.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д.13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д.13.

Автореферат разослан «__» _____________ 2011г.

Ученый секретарь совета,

кандидат искусствоведения, доцент Т.В.Ковалева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Древнерусское лицевое шитье – значительное явление отечественной художественной культуры. В силу особенностей исторического развития и интенсивности художественной жизни в период средневековья оно имело самое широкое распространение, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVII веков, а также упоминания в монастырских и храмовых описях. Характерно и то, что лицевое шитье в Древней Руси было гораздо более известно, чем в других странах восточнохристианского мира. Именно этим отчасти объясняется особое внимание исследователей к данному виду искусства.

Произведения шитья – плащаницы, покровцы на литургические сосуды, «воздухи» – были неотъемлемой частью убранства православного храма, без которых не могла совершаться литургия. Ткани для покрытия престола и аналоя, тканые и вышитые украшения икон, части облачений священников и архиереев – все это создавало сложный, красочный, насыщенный христианской символикой ансамбль, корреспондирующий с другими элементами церковного убранства.

Актуальность темы во многом определяется возросшим в последнее время вниманием к православной культуре, возрождением интереса к истории церкви и «храмовому действу», а также недостаточной степенью изученности предмета исследования. Несмотря на то, что лицевое шитье, как один из традиционных видов древнерусского искусства, неоднократно привлекало к себе внимание специалистов, лишь отдельные аспекты этого феномена получили отражение в трудах отечественных исследователей. В то время как столь значительное и многообразное явление требует глубокого исследования и комплексного подхода к его изучению.

Недостаточное осмысление этого многопланового явления позволяет говорить об актуальности проведения строгой научной систематизации и искусствоведческого анализа произведений лицевого шитья, а также изучения этого явления с общекультурных позиций в целом.

Степень научной разработанности темы. История изучения искусства церковного шитья насчитывает около полутора столетий. Хронологически можно выделить четыре основных периода исследований: первый из них – 1850-1920-е годы – характеризуется пристальным вниманием к отдельным предметам лицевого шитья, хранящимся в ризницах монастырей, храмов и частных коллекциях. Характерный для второй половины ХIХ – начала ХХ века интерес к народному творчеству, национальной культуре направил усилия специалистов на сбор материала, изучение и осмысление конкретных уникальных произведений. Это направление связано с именами таких ученых, как А.И. Одобеско, П.И. Савваитов, В.К. Клейн, В.Т. Георгиевский и других. Данный период интересен также большим количеством уникальных фотофиксаций конкретных произведений древнерусского шитья, многие из которых ныне утрачены. В таких случаях работы фотографов И.Ф. Барщевского, С.М. Прокудина-Горского и других, не только привлекают высоким художественным достоинством, но и приобретают статус подлинного документа эпохи. Несмотря на то, что большинство публикаций Х1Х – начала ХХ вв. было во многом переосмыслено современным искусствознанием, это нисколько не умаляет их безусловной объективной ценности.

Второй период – 1920 – 1950-е годы – можно обозначить как новый этап в изучении древнерусского искусства и в том числе лицевого шитья. Одним из главных направлений этого периода стало изучение и описание материалов и техник выполнения, что позволило, в свою очередь, выделить отдельные мастерские, рассмотреть их деятельность и подчеркнуть стилистические особенности создаваемых ими произведений лицевого шитья. В данном направлении следует отметить работы Н.П. Шабельской, Т.Н. Александровой-Дольник, Е.В. Калининой, Е.Э. Кнац и других.

Третий период – середина 1950 – 1980-е годы – характеризуется значительными изменениями в методологии изучения и популяризации средневекового лицевого шитья. Именно с этого времени ему отводятся специальные разделы в общих монументальных трудах по истории русского искусства, что, прежде всего, было заслугой таких известных ученых, как А.И. Некрасов и Д.В. Айналов, А.Н. Свирин и другие. Несмотря на несомненный общий интерес к предмету исследования, мнения специалистов разделялись. Одни из них, объединяя памятники изобразительного и орнаментального шитья, относили их к декоративно-прикладному искусству, другие рассматривали лицевое шитье во взаимосвязи с иконописью и изобразительным искусством в целом. Основные научные открытия этого времени представлены в трудах Т.В. Николаевой и Т.Н. Манушиной, А.В. Силкина, Л.Д. Лихачевой, Е.В. Игнашиной, Н.А. Хлебниковой и других.

Важному аспекту нашей работы – роли лицевого шитья во внутреннем пространстве храма – посвящены статьи В.И. Антоновой, Т.А. Бадяевой, В.А. Меняйло. Несомненным является и вклад Н.А. Маясовой, сотрудницы Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и Государственных Музеев Московского Кремля, чьи многочисленные труды вошли в золотой фонд исследований древнерусского искусства.

Работы таких известных культурологов и литературоведов по эстетике средневековой культуры как С.С. Аверинцев, В.В. Бычков, Д.С. Лихачев, А.М.Панченко и другие дают ценный материал для исследования лицевого шитья как феномена древнерусской культуры. Исследования специалистов по литургике И.Д. Мансветова, прот. К.Никольского, Н.Ф. Красносельцева, архимандрита Киприана (Керна) стали основой для выявления роли и значения лицевого шитья в литургическом пространстве православного храма.

Четвёртый период – 1990-2010 годы – характерен несколькими различными направлениями исследований. Обострился интерес к изучению происхождения отдельных видов, иконографии и функции предметов лицевого шитья. Продолжается научная работа по уточнению атрибуции отдельных памятников, что находит отражение в публикациях научных статей, материалах конференций, а также диссертационных работах. Однако по-прежнему остаются не решенными проблемы обоснования расцвета искусства лицевого шитья в контексте исторических, геополитических, а также функционально-прикладных особенностей этого феномена отечественной художественной культуры.

Объект исследования – древнерусское лицевое шитье XIV – XVI вв.

Предмет исследования – формирование, становление, бытование и роль искусства лицевого шитья в русской культуре XIV – XVI вв.

Цель работы – рассмотрение процесса возникновения и эволюции древнерусского лицевого шитья XIV – XVI веков, выявление его функционально-прикладных особенностей, а также попытка обоснования значения и расцвета этого вида искусства в контексте исторических, геополитических задач Московского государства.

Задачи исследования – для объективного раскрытия темы были поставлены следующие задачи:

-определить место лицевого шитья в общей классификации теории искусства;

-обозначить основные методики и аспекты в истории изучения древнерусского лицевого шитья;

-рассмотреть византийские истоки происхождения и символики лицевого шитья, а также проследить традицию использования отдельных произведений этого вида искусства в отечественной церковной практике;

-выявить своеобразие и специфику ранних памятников русского лицевого шитья XIV века;

-определить роль предметов лицевого шитья в литургическом пространстве православного храма, а также выявить его ведущие функции в сакральном и прикладном аспектах;

-проследить взаимодействие искусства лицевого шитья и иконописи XIV-XVI вв.;

-обосновать причины доминирования декоративности в предметах лицевого шитья в XVI веке;

-проанализировать процесс развития творческой практики отдельных мастерских и исторических лиц, занимавшихся лицевым шитьем.

Хронологические рамки диссертации – XIV-XVI столетия – определены во многом историей культуры Древней Руси. Церковные ткани домонгольского периода не сохранились, т.к. все они погибли в войнах и пожарах, до нас дошли лишь единичные произведения XIV века. XV – XVI столетия становятся временем расцвета лицевого шитья, эта эпоха чрезвычайно богата разнообразными художественными направлениями и техническими решениями. Рубеж XVI – XVII вв. (перед Смутным временем), который выбран в качестве верхней хронологической границы исследования, как известно, связан с наступлением новой эпохи, новыми художественными предпочтениями.

Источники. В основе исследования лежит изучение собраний древнерусского лицевого шитья отечественных музеев: Сергиево-Посадского музея-заповедника, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Рязанского музея-заповедника, Новгородского Государственного объединенного музея-заповедник, Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А.Л. Штиглица, ризницы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Территориальные границы определяются регионами основных культурных и художественных центров Древней Руси периода становления и развития Московского государства (XIV – XVI вв.).

Методы и методика исследования. В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к изучению феномена древнерусского лицевого шитья. Он включает в себя: герменевтический метод, позволяющий разъяснить и уточнить специальные профессиональные формулировки терминов и понятий; источниковедческий анализ и историко-описательный метод, опирающийся на историческую, искусствоведческую и богословскую литературу, опубликованные церковные документы; метод художественно-стилистического анализа.

Методика исследования определялась задачами изучения и систематизации эмпирического материала, сведений о деятельности мастерских, а также материалами из фондов музеев России. Обширность материала заставила выбрать наиболее значительные мастерские и произведения, однако, вместе с тем, при рассмотрении некоторых общих вопросов искусства лицевого шитья возникла необходимость привлечь также памятники других исторических эпох.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]