Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IRL_-_letnyaya_sessia_-_otvety.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
148.11 Кб
Скачать

1. Периодизация русской литературы 20 в., ее своеобразие, художественные особенности, темы, идеи. Обзор литературы этого периода.

Серебряный век – небольшой период в литературе. 1890-е -1921 (22) гг.

I период – 1890-е – 1900-й г. (лит-ра 1890-х годов)

II период – 1900-е – 1910 г. (лит-ра начала 20 в)

III период – 1910 – 1920 (21) гг. (лит-ра 1910х гг).

Н. Бердяев назвал это время Серебряным веком русской культуры. (возможно, такую фразу предложил его секретарь Николай Оцуп). Мемуары С.К. Маковского «На Парнасе Серебряного века». Анна Ахматова любила называть себя и друзей серебряными. В конце жизни в «Поэме без героя» она вспоминает былое: Были святки мостами согреты…/ И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл… М. Цветаева: «Мы – дети «Серебряного» времени». За рубежом тоже долго называется Серебряным веком, а в России это название стало применяться с 90-х годов 20 в. Это качественное название. Сын Ахматовой сказал, что если в 19 в. писатели говорили о других, то поэты Серебряного века говорят всё о себе да о себе. Золотой – солнце. Серебряный – Луна. Отображенный в центре – поэт, его внутренний мир. Отображение основных исторических событий. Россия входит в новый 20 в. Она на рубеже веков. Все ощущают, что век этот будет грандиозным, трагическим. Предчувствие трагического века. Ощущение нового хода мировой истории. С. Маковский говорил: « Серебряный век… мятежный, богоищущий, мятежный, бредящий красотой». Это время расцвета русской культуры (русская музыка, живопись, балет, литература, наука). Время ренессанса, Возрождения. Ощущение чего-то рокового, неслыханных перемен, рубежей. Они были.

Особенности русской литературы этого периода.

В 19 веке человек и среда всегда были неразрывно связаны между собой. И вдруг человек начинает рассматриваться не как продукт среды, а, оказывается, он принадлежит самым разным сферам – земной и космической. Принадлежит старому и новому миру, материальному и духовному, миру быта и бытия, конечному и бесконечному. «Человеку задувают в спину «космические сквозняки из необозримых просторов вселенной» А.Белый. Божественное величие вселенной. Появляется новое понимание человека как часть единого мирового природного целого.

  1. Полифоническое единство. Целостное явление, разные типы сознания.

  2. Складывается несколько типов худ.-философского сознания:

    • Реалистический тип

    • Модернистский (декадентский) – с двух сторон в нем: символисты и акмеисты.

    • Авангардистский тип сознания ( футуризм). Неонатуралистический тип сознания.

Складывается новое представление о назначении писателя, о роли его в обществе, о его назначении. Интересные образы самих поэтов и писателей. Солнечный аргонатизм Андрея Белого; демонические маски и позы Брюсова; огромный бриллиант в волосах и белое платье с большими белыми крыльями за спиной – З. Гиппиус; поза воина и конквистадора Ник.Гумилева; орхидеи в теплице К. Бальмонта; желтая кофта Маяковского; знаменитая наволочка Велимира Хлебникова, из которого он высыпает рукописи в костер, чтобы согреть замерзающую девочку. Всё это непременно составляет часть искусства Серебряного века.

Жизнестроение, жизнетворчество занимает иногда гораздо более важное место, чем художество. А.Белый ( Борис Ник. Бугаев). Каждый выстраивал определенный образ и выстраивали свою жизнь по законам творчества. Стремление к синтезу искусств. Соборность. Скрябин соединяет музыку, природу, вокал. Понятие катарсиса – понимание жизни через искусство. Истина искусства заключена в стихах А.Блока: Тащитесь, траурные клячи! / Актеры, правьте ремесло! / Чтобы от истины ходячей / всем стало больно и светло. Интеллигенция собиралась в Таврическом саду. Собирались ночью, читали стихи. Обращение к МХК, сознание связи времен. Блок любил фр. Средневековье, Цветаева – Испанию. Творчество их многослойно. Амбивалентность (внутреннее соединение трагедии и комедии) искусства. Эпатаж – установка на лит. скандал. Игра. Мистификация. Форма творчества. Поиски новых форм творчества, новых слов. Слово – это символ, знак. Музыкальность стихов в ущерб содержанию. (Бальмонт). Соединение литературы с философско-эстетическими исканиями.

Вывод: Испепеляющие годы Серебряного века ознаменовались созданием грандиозных культурных ценностей общенационального и общечеловеческого масштаба. Голоса поэтов, вступавшие в полемику с русской традицией и др. с др. сейчас слились и стали русской классикой.

2. Неореализм конца 19-го - начала 20 в.; его особенности и место в литературном процессе. Основные представители, их идейно-художественные искания, направленность (на выбор: Вересаев, Серафимович, Зайцев, Шмелев, А. Толстой, С. Черный, Н. Тэффи, А. Аверченко и др.)

Продолжают писать Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, Короленко. В литературу вступает новое поколение реалистов со своими разнообразными художественными исканиями, с поисками слова. Главная черта их творчества – стремление проникнуть в глубинный смысл быстротечного времени. Особенности: 1. Не столько отношения человека со средой, а соотношение человека с мировым бытием, немотивированное поведение человека. Человек связан с: Бог, Дьявол, смерть, любовь, жизнь, Рок. Бездны. На первом плане бытийные, а не бытовые проблемы. Творческая установка – сломать зависимость человека от среды. 2. Стремление создать нетипичную ситуацию, вырвать героя из типичной обстановки, взять экстремальную ситуацию..Например: Бунин «Легкое дыхание». Автор заставляет читателя при помощи сложной композиции пейзажа осмыслить не только жизнь Оли Мещерской, но говорит и о красоте, о мире, о том, как она м/быть растоптана. «Бездна» Л. Андреева. Герои нетипичны. Автор хотел показать те метафизические бездны, которые вскрываются в глубине души человека, о которых он даже не подозревает. Экстремальная ситуация. Писатель – реалист показывает зыбкость человеческой души, подспудные начала. Часто внимание неореалистов привлечено к темной, подсознательной стихии, к глубинным, неуправляемым импульсам человеческой души, подсознательной стихии, интуитивные жизненные порывы. В бытие писатели обнаруживают начала, враждебные человеку. Герой вызывает сочувствие, т.е. автор показывает трагическую незащищенность человеческой души от ее же греховных побуждений. 3. Отказ от поисков положительного героя. Считают, что такого человека нет. Вместо этого – пафос поиска человеческого идеала в мире. Это вечно обновляющаяся жизнь, божественная жизнь, слияние с гармонией природы, души человека. Многогранное представление об идеале. ПОЯВЛЕНИЕ СИМВОЛОВ. 4. полностью отказываются от постижения закономерностей бытия, загадок, тайн. Они пытаются понять жизнь как экзистенцию. 5. На первом плане – состояние души человека. Внимание к непроявленной душевной оттеночной гамме эмоциональной жизни человека. Роман «Жизнь Арсеньева».

Появляются НОВЫЕ ФОРМЫ ПИСЬМА: 1. объемность психологической бытовой детали. Символизация. СИМВОЛ СМЕНЯЕТ АЛЛЕГОРИЮ. У Бунина – образ Дьявола.

2. Всегда есть подтекст, который выражен в богатстве ассоциаций, реминисценций (прямых цитат), аллюзий(намеки). Этого не было в 19 в. При помощи этих приемов автор вводит второй слой культуры

Вывод: природа реализма Серебряного века синтетическая. Плодотворно сочетает достижения реализма и модернизма. 1) неоднозначность, зашифрованность, использование мифа, притчи, архетипа. 2) изображение состояния вместо привычного события. 3) насыщенность цветописью, звукописью, колоритом, стремление к музыкальной гармонии прозы ( Бунин). 4) Обращение к идее святой Руси. 5) сложная композиционная организация текста: четко выстроенная («Братья), свободная («Сны Чанга»).5) интерес к подсознанию, сновидению, грезам; приемы импрессионизма, экспрессионизма. 6) большая работа с хронотопом (время и пространство); 7) стремление к привлечению читателя к произв-ю, сложное написание. 8) емкость, насыщенность, сжатость языка - НОВЫЙ ХУД. ЯЗЫК.

НЕОРЕАЛИЗМ – одухотворенный реализм, обновленный реализм, расширенный реализм, сквозящий. Идея кризиса реализма рубежа веков. Но он не умер. Просто стал новой художественной системой с новыми эстетическими возможностями.

Тэффи (настоящая фамилия - Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 - 1952), прозаик.

Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения". В 1905 - 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя. В 1908, с момента основания А.Аверченко журнала "Сатирикон", Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово" и других изданий. В 1910 выходят два тома "Юмористических рассказов" Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники "И стало так..." (1912); "Дым без огня" (1914); "Неживой зверь" (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.

Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Этики Б.Спинозы, который точно определяет тональность многих ее произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо». В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла». В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь, – сказано в одной из ее первых парижских миниатюр Ностальгия (1920). –... Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда». Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего,что «сама жизнь... столько же смеется, сколько плачет»: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными. В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались безусловными, пока не грянула историческая катастрофа, истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде – эта тема преобладает во многих рассказах, составиших Книгу Июнь и сборник О нежности, – а также самоотверженная любовь. Все о любви (1946) озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под конец своего творческого пути – сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.

Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках – от Куприна и Бальмонта до Г.Распутина. Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.

3. Революционно-романтические произведения М.Горького 1890- н.1900-х гг. Рассказы Горького о «босяках». М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. В раннем творчестве Горького выделяют произведения романтические и реалистические. В основе романтических рассказов лежат легенды, сказки, мифы. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Девушка и смерть», «Песня о соколе» и др.) Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного,красивого, свободного Ларры («Старуха изергиль»), который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко. Данко и Ларра – две альтернативные версии свободы. Ларра воплощает в себе крайний индивидуализм. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М.Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой". Г.утверждает героя, который будет не над людьми, а для людей.Реалистические рассказы Горького – «Челкаш», «На плотах», «Супруги Орловы», «Вывод» и др. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками. Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, - это были преимущественно разорившиеся крестьяне. Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. В рассказах о босяках Горький не только обличил «благопристойное» общество, но и отразил зревшие в народе чувства и стремления, протест против лжи и фальши современной жизни, хотя и показал, что это протест стихиен и не обретает четкие формы сознания.«Босяцкую» тему писатель выводит за рамки этнографизма и бытописательства, вскрывая социальную природу босячества, которое было результатом трагического положения народа и было связано с проблемой труда при капитализме. В рассказе «Челкаш» противопоставлены Челкаш – вор, босяк и тихий, законопослушный крестьянин Гаврила, который всё же решается пойти на преступление вместе с Челкашом. А после решает забрать у Челкаша его деньги, думая о том, что он их всё равно пропьёт. Челкаш сам, с презрением, бросает деньги Гавриле. Челкаш- свободолюбивый, нарушающий соц.нормы оказывается выше Гаврилы. Горький презирает крестьянина, его возмущает его спокойствие и терпеливость. Босяки ранних рассказов Горького — вольные, смелые люди, неугомонные перелетные птицы, зараженные удалью, поисками опасных дел. В таких рассказах, как «Два босяка», «Мой спутник», «Коновалов», «Бывшие люди», «Мальва», «Супруги Орловы», «Дед Архип и Ленька», явно ощутимо стремление Горького запечатлеть то характерное, что отличает «отверженных» от сытого, самодовольного мещанства, от собственников и накопителей. Лучшими произведениями Горького о людях, выброшенных из жизни, являются именно те, в которых раскрывается напряженная внутренняя борьба между «анархизмом отчаяния» обездоленных и тяготением к созиданию, к подвигу. И Горький показал, что в этой борьбе неизбежно и неумолимо побеждал «анархизм отчаяния». Именно этой мыслью проникнуты рассказы «Коновалов» и «Супруги Орловы».В хождениях по Руси Горький нередко наблюдал тип бродяги, в котором сочетались невежество и наивная тяга к познанию, отказ на практике от норм морали, установленных обществом, и слепое преклонение перед догматами церкви, внезапные порывы к созиданию при органическом отвращении к повседневному труду.За пределами общества эти люди оказались именно потому, что они были в чем-то лучше обывателей, неспособных понять, какое духовно нищее существование они влачат. Но и порвав с обществом, они ничего не достигли. Их продолжала снедать тоска. Неуемное стремление к достижению призрачного счастья, цели в жизни срывало их с места, заставляло бродить по необозримым просторам России, искать забвения в пьяном разгуле.Именно это и составляет основу натуры Григория Орлова («Супруги Орловы») и Коновалова (одноименный рассказ). В рассказе «Коновалов» показана трагедия трудового человека в капиталистическом обществе. Коновалов, натура незаурядная, талантливая, таящая огромную энергию, жаждущая созидать, гибнет, не найдя своего «внутреннего пути» в условиях капиталистического общества. Протест людей «дна», как показал Горький, не являясь протестом революционным, осознанным, нес черты народного недовольства и возмущения. Среди обитателей подвалов, ночлежек, пристаней писатель увидел людей сильных, честных, свободолюбивых и самобытных. К числу «босяцких» рассказов Горького примыкает рассказ «Дед Архип и Ленька», значительный по своим художественным достоинствам и идейному содержанию. В этом рассказе писатель обращается к теме украденного детства - теме, так остро прозвучавшей в повести В. Короленко «В дурном обществе». Горький повествует о странствующих нищих - деде Архипе и его внуке Леньке. С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.Основу рассказа составляет столкновение различных нравственных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания существования - воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и справедливой.Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного. Горький своими «босяцкими рассказами» открыл новый метод изображения действительности, который получил название «романтического реализма». В. Ходасевич писал о романтических типах Горького: «...у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих. Мысленно очищая эти зачатки от налипшей дикости, грубости, злобы, грязи и творчески развивая их, он получил полуреальный, полувоображаемый тип благородного босяка, который, в сущности, приходился двоюродным братом тому лагородному разбойнику, который был создан романтической литературой».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]