Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
moya_genialnaya_rabota_po_NB_pro.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
376.32 Кб
Скачать

1. Подходы основных научных школ к безопасности

РЕАЛИЗМ. Вопросы обеспечения безопасности всегда находились в центре внимания теории и практики международных отношений. Одним из влиятельных и разработанных теоретических направлений, которое внесло существенный вклад в исследования проблем международной безопасности, было и остается направление политического реализма, основанное на взглядах Фукидида, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, геополитических теориях Ф. Ратцеля, Х. Маккиндера, Н. Спайкмена, и окончательно оформившееся в работах Г. Моргентау и его последователей.Акторы:государства. Природа МО-анархическая- отсутствие верховной власти,господство принципа-помоги себе сам. Цель- защита нац. Интересов, максимальная безопасность государства( усиливать свое влияние в мире). Средства- сила,баланс сил(стратегия и дипломатия). Теория реализма рассматривает силу как фундаментальное преимущество в международных отношениях, национальные интересы — как ведущие принципы политиков, баланс сил — как средство реализации данных интересов без ведения войны, а государства — как единственно значимые акторы в международных отношениях .

Исследователи выделяют также так называемый «наступательный» неореализм и «оборонительный» неореализм, которые по-разному видят логику дилеммы безопасности в международных отношениях. Представителями «оборонительного» реализма являются К. Уолтц (концепция баланса сил), С. Уолт (теория баланса угроз) и др. Сторонники «оборонительного» реализма -длительные периоды стабильности и сотрудничество между государствами вполне достижимы и реальны.

Представителями «наступательного» реализма являются Р. Гилпин (теория гегемонии), Дж. Кулгар (теория перехода силы), Р. Швеллер (теория баланса интересов), Ф. Закария (государственно-центристский реализм), У. Уолфорт (теория гегемонистской внешней политики). В рамках «наступательного» реализма утверждается, что анархия является постоянным стимулом для экспансии, поэтому государства стремятся наращивать свои силы по сравнению с силами других государств и прибегают к экспансии в тех случаях, когда выгоды от подобной политики превосходят затраты

Дилемма безопасности возникает, когда «государство, стремящееся к повышению своей безопасности посредством наращивания вооружений, непреднамеренно приводит в действие цепь событий, которые в конечном итоге снижают его безопасность

М. Дойль, Б. Рассет и Дж. Рэй предложили теорию демократического мира (ТДМ), в соответствии с которой отношения внутри группы демократических государств всегда более мирные и чаще основаны на компромиссах, нежели отношения между недемократическими государствами или внутри смешанной группы как демократических, так и недемократических государств. Поэтому распространение в мире демократических режимов будет способствовать повышению безопасности в международных отношениях. Третья волна демократизации должна оказать прямое воздействие на мир и безопасность, поскольку даже конфликт интересов между демократическими странами будет разрешаться такими способами, как посредничество или судебное разбирательство. Теория демократического мира была разработана в рамках неолиберального направления. Природа МО- ограниченная анархия, благодаря деятельности м/н орг. Цель- м/н безопасность, когда не противоречит национальным интересам. Средства- распространение идеалов либеральной демократии и свободного рынка.

ПОСТМОДЕРНИЗМ. В последних десятилетиях XX в. С. Вебер, С. Делби, Д. Кемпбел, Р. Уолкер переосмысливают концепции международной безопасности, говоря о расширении источников угроз, невозможности отделить проблемы безопасности от проблем окружающей среды и прав человека. безопасность не может быть локализована в одном месте, не важно идет ли речь о государстве или международной организации; безопасность необходимо создавать во множестве мест и на множестве уровней. Оно все меньше и меньше касается военной сферы Многогранность угроз безопасности на разных уровнях — от индивидуального (личности) до всеобъемлющего (общество) — требует, по мнению постмодернистов, плюрализма концепций безопасности. государство не только не способно обеспечить безопасность в традиционном ее понимании, но и само становится источником угроз для общества и для личности. Постмодернисты полагают, что всеобщая безопасность будет обеспечена только тогда, когда в качестве ее субъектов будут рассматриваться просто люди как отдельные индивиды, а не граждане какого-либо государства и, тем более, не сами эти государства.

2.Морское пиратство как новая угроза безопасности в юва

В настоящее время международными морскими организациями пиратство рассматривается как составляющая часть терроризма. Наиболее вероятными объектами атаки со стороны террористов рассматриваются Суэцкий и Панамский каналы, Малаккский, Сингапурский и Аденский проливы. Здесь также пролегают важные морские и воздушные пути в Южную Азию и на Ближний Восток .

В Китае, Сомали, на Филиппинах и в Сьерра-Леоне пиратство имеет в определенной степени скрытую поддержку местных властей. На Филиппинах из-за нищенских заработков морские офицеры не прочь заняться рэкетом. В Сомали, где с 1991 г. фактически отсутствует центральное правительство, пиратством откровенно занимается служба береговой охраны. При этом пираты, как правило, имеют значительно более быстроходные катера, нежели морские полицейские службы, и оснащены самым современным оружием, включая тяжелое.

В Юго-Восточной Азии антипиратские меры принимаются главным образом странами региона. Так, в конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Впоследствии к нему присоединились Китай, Южная Корея, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш.

в настоящее время возникла необходимость быстрого внедрения законодательства на уровне национальных государств. Основной причиной этого является крайне незначительное количество доведенных до суда дел о пиратских нападениях, несопоставимое с числом преступлений на море. Это происходит из-за того, что национальные законодательства прибрежных государств не имеют статей, направленных против пиратства. Внедрение нового унифицированного законодательства поможет решению этой проблемы.

Еще один документ был подписан в мае 2005 г. по инициативе правительства Японии – «Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии» . Впоследствии его подписали Республика Корея, КНР, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш. Основной целью – в центре поиск ин-фы по подготовке к нападению пиратов. Он находиться в сингапуре.

Наиболее эффективным средством борьбы с пиратством служат военно-морские силы. Однако ни РФ ,ни США и Великобритания уже не патрулируют эти воды.

осознание Индонезией, Малайзией и Сингапуром объективной необходимости осуществлять охрану пролива собственными силами.В результате стартовало скоординированное патрулирование морского и воздушного пространств пролива тремя государствами (несколько позже к ним присоединился Таиланд). Из наиболее значимых мероприятий можно выделить MALSINDO, Eye in the Sky, the Malacca Strait Surface Patrols и др. Одновременно были инициированы шаги, направленные на согласование интересов участников этого взаимодействия.

Можно сделать вывод о том, что страныЮго- Восточной Азии пытаются активно бороться с таким явлением, как морское пиратство, но есть еще одна проблема: эти государства очень серьезно озабочены охраной своего суверенитета. Даже здесь, в Юго-Восточной Азии, где проводятся совместные патрульные операции,

никогда не было примеров преследования пиратов в чужих территориальных водах. Если пиратов начинал преследовать малазийский патруль, то они могли быстро скрыться в водах Индонезии. Так как законы государственного суверенитета в Юго-Восточной Азии – святая святых, малазийцы никогда не решатся нарушить их, что, естественно, играет на руку пиратам. То есть мировое сообщество пытается решить проблему пиратства XXI в., используя концепцию государственного суверенитета, созданную в XVI столетии. До тех пор, пока мировое сообщество не подымется выше этого – не только по отношению к пиратству, но и ко всем транснациональным угрозам, – оно никогда не сможет окончательно разобраться с этими проблемами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]