Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ранний железный век.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
341.5 Кб
Скачать

Глава 2. Археология важнейших культурно-исторических областей раннего железного века вне зоны античных государств и восточных цивилизаций

Вследствие широкой распространенности и сравнительной легкости разработки железных руд бронзолитейные центры постепенно стали утрачивать монополию на производство металла. Многие ранее отсталые территории, бедные медными рудами, используя железные руды, стали догонять по своему технологическому и социально-экономическому уровню традиционные очаги цивилизации. Соответственно несколько изменилось районирование ойкумены. Если для энеолита и бронзового века основным культурообразующим фактором являлась дифференциация по металлургическим зонам (провинциям), имеющим центр и периферию, то в раннем железном веке более важным стало дробление ойкумены на такие культурно-исторические области, в формировании которых решающую роль играют этнополитические и хозяйственно-культурные факторы. В рамках каждой такой культурно-исторической области группируются различные народы, объединенные сходными формами экономики, быта, материальной культуры, что в археологическом проявлении выражается в возникновении соответствующих групп сходных археологических культур. Во многих случаях на основании данных палеолингвистики и письменных источников можно говорить и о доминировании в рамках конкретных культурно-исторических областей определенного этноса или нескольких близкоязычных этносов.

2.1. Западная и Средняя Европа

Начало железного века на территории Западной и Средней Европы (вне зоны античной цивилизации) связано прежде всего с так называемой гальштатской эпохой, поскольку в этом регионе бронзовый век сменяется эпохой железа первоначально только в районе гальштатской культурно-исторической области. Последующее же развитие древних культур на указанной территории происходит при доминанте латенской культурно-исторической области. Именно поэтому ранний железный век Западной и Средней Европы рассматривается ниже на примере этих областей.

2.1.1. Гальштатская культурно-историческая область и зона ее влияния

Эта область в период своего расцвета занимала значительную территорию, имела межплеменной характер и состояла из ряда самостоятельных археологических культур. В дальнейшем она для краткости, в соответствии со сложившейся традицией, будет условно именоваться гальштатской культурой.

Гальштатская культура возникла еще в конце II тыс. до н.э., в эпоху бронзы, на основе так называемой курганной культуры и культуры полей погребальных урн. При этом ее расцвет связан именно с наступлением эпохи железа в Западной и Средней Европе, начиная с VIII в. до н.э., и мы, тематически ограниченные рамками раннего железного века, будем рассматривать гальштатскую культуру в хронологических рамках VIII-V вв. до н.э. При этом единый для всей гальштатской культуры финальный рубеж определить невозможно, ибо в начале V в. до н.э. в ее западной зоне начинается постепенный переход к наследующей ей латенской культуре, завершающийся в одних регионах уже к середине V в., в других - лишь к началу IV в. до н.э.

Ареал гальштатской культуры на протяжении ее развития постоянно расширялся. Первоначальным ядром гальштатской культуры была территория Верхнего и Среднего Придунавья и югославских Балкан. Затем эта культура стала распространяться на прилегающие территории, став совокупностью археологических культур - т.е. культурно-исторической областью. Итоговый ареал данной области в ее максимальных границах может быть разделен на восточную и западную зоны в соответствии с господствующими этносами.

Карта. Гальштатская культурно-историческая область

К восточной зоне относятся: большая часть Чехии, Словакии, Венгрии и территория Балкан в пределах Югославии (в ее первоначальных границах), т.е. регион, ограниченный на севере верховьями Эльбы и Одера, на юге - Адриатикой, на западе - Альпами, на востоке - Карпатской котловиной. В этой зоне основной этнической составляющей гальштатской культуры являются так называемые иллирийцы. Этот собирательный этноним, который впервые встречается у древнегреческих авторов, относится к ряду близкородственных индоевропейских народов, населявших (наряду с некоторыми другими народами) северо-запад Балканского полуострова от Адриатики до Дуная; кроме того, часть иллирийцев проживала за пределами гальштатской культуры на юго-востоке Апеннинского полуострова.

К западной зоне относятся территории Австрии3, Швейцарии, Германии (без ее северо-восточных областей), а также часть Франции между Рейном и Луарой. Здесь основу этнического массива составляют кельты, также принадлежащие к индоевропейской языковой семье.

За пределами ареала гальштатской культуры располагается область ее влияния. Она охватывает Нижнее Подунавье, север Апеннинского и Пиренейского полуострова. Вне влияния гальштатской культуры, т.е. в Северо-Восточной Германии, в Западной Франции, в Британии и в Скандинавии в гальштатскую эпоху все еще продолжется бронзовый век.

Основными памятниками, дающими информацию о гальштатской культуре, являются поселения и погребения. Помимо того, известны гальштатские соляные копи, железоплавильни, кузницы и медные рудники.

Большинство из ныне известных поселений гальштатской культуры невелики по площади (несколько гектаров) и, как правило, защищены земляными валами. Жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей. Известны также свайные поселения - например, Донья Долина в Боснии, где жилища двухкамерные, состоящие из сеней с глиняным очагом и главного помещения с глинобитной печкой.

Исследован и ряд хорошо укрепленных городищ площадью в несколько гектаров: таковы, например, Камп-де-Шато на Верхнем Рейне, Нейхейзель на Среднем Рейне, Гейнебург на Верхнем Дунае. Гальштатские городища защищались рвом и валом, который мог иметь деревянную и каменную основу. Лицевая и обратная стороны вала иногда соединялись с помощью параллельных или продольно-поперечных бревен, уложенных горизонтально, с землей и камнем в заполнении промежутков. В конце гальштатской эпохи появляются и деревянно-земляные крепостные стены, с каменным панцирем снаружи, имеющие в своей основе две параллельные линии вертикальных столбов, вкопанных в землю и соединенных горизонтальными балками-поперечинами; иногда такую стену с тыла дополняли земляной насыпью. Таковы, в частности, укрепления вышеназванного городища Гейнебург, причем со временем на этом городище появились еще более мощные крепостные стены - из сырцовых кирпичей на каменном цоколе.

Рис. Гальштатская культура: поселения

Известно множество могильников гальштатской культуры - как бескурганных (грунтовых), так и курганных.

Бескурганные могильники обычно находятся рядом с соответствующими городищами. Одним из наиболее примечательных является могильник близ современного австрийского города Гальштат, по названию которого археологи дали имя всей культуре. Гальштатский могильник, возникший еще в эпоху бронзы, в интересующий нас период железа функционировал почти 300 лет (с 750 по 450 гг. до н.э.) и был одним из богатейших (источник богатства оставившего его населения - близлежащие соляные рудники того же времени). Гальштатский могильник биритуальный: более половины из раскопанных погребений могильника содержат трупоположения, чуть менее половины - остатки кремации. В первом случае покойных клали в крупные овальные ямы в вытянутом положении на спину или на бок. Во втором случае сожжение обычно осуществляли вне могильника, затем оставшийся прах помещали в погребальный сосуд и ставили в небольшую округлую яму, либо, не используя погребальной урны, ссыпали прах непосредственно на дно ямы.

Погребения Гальштатского могильника, как и погребения других могильников гальштатской культуры содержат обильный и разнообразный заупокойный инвентарь: оружие, керамическую посуду, орудия труда; иногда в могилы помещали колесницы, ритуальные бронзовые сосуды с чеканкой (ситулы и цисты). В могилах найдено много импортных изделий греческого и италийского происхождения.

Курганные могильники состояли из курганов средней величины, округлых или овальных. В конце существования гальштатской культуры появляются и весьма крупные курганы (до 8-13 м высотой, до 100 м в диаметре), причем часто они возводятся на возвышенных местах, иногда совершенно изолированно, или же по краям курганных групп. В таких крупных курганах часто встречаются погребения на повозках или на колесницах, а иногда - в деревянных камерах.

Ярким примером такого захоронения является курган Гохмихеле у вышеупомянутого поселения Гейнебург. Этот курган - второй по величине в Западной Европе (после Магдалененбергского кургана, также принадлежащего гальштатским племенам). Гохмихеле имел высоту 13 м, диаметр 74 м. Он датируется концом VII - началом VI в. до н.э. Под насыпью находились: центральная (основная) погребальная камера и несколько боковых (дополнительных). В центральном погребении, разграбленном еще в древности, сохранились остатки деревянной камеры, содержавшей повозку, на которой лежала знатная женщина с украшениями. В богатейшем из боковых погребений обнаружена неразграбленная деревянная камера, где находилось, судя по реконструкции, парное погребение мужчины и женщины. В погребении найдены колеса от четырехколесной повозки, диадема и колчанный набор, принадлежавшие мужчине, а также ожерелье из янтарных и стеклянных бус (у женщины).

Примером гальштатского погребения, содержащего шедевры античного производства и тем самым демонстрирующего связи местной знати с античными средиземноморскими торговыми центрами является курган в Виксе (Франция), датируемый концом VI в. до н.э. Здесь под насыпью высотой 6 м и диаметром 42 м в яме, содержавшей деревянную погребальную камеру, на кузове четырехколесной повозки покоилась знатная женщина 35 лет, украшенная массивной золотой диадемой (по другой версии – гривной) в греческом стиле с фигурками Пегасов, а также браслетами, фибулами и ожерельями из янтарных и диоритовых бус. Окованные железом колеса были сняты с колесницы и поставлены вдоль одной из стен камеры, а у противоположной стены, помимо прочих даров, стоял огромный бронзовый сосуд – древнегреческий кратер высотой 164 см, весом 208 кг и объемом 1200 литров.

Наконец, исключительный характер имеет погребение середины I тыс. до н.э. в Бычьей Скале в Моравии. Здесь в преддверии пещеры на месте, где прежде находилась кузница, было совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки "князя". Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей (недавно в результате дополнительных остеологических исследований установлено, что они были предварительно расчленены в ходе жертвоприношений). В захоронении найден также набор металлических сосудов (котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном), алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие и бронзовая статуэтка быка.

Сцены, представленные на гальштатских керамических урнах и бронзовых ситулах, свидетельствуют о детально разработанном погребальном ритуале, включающем торжественную похоронную процессию с транспортировкой урны с прахом покойного на повозке, заупокойный пир и т.д.

Материал гальштатских погребений свидетельствует о выделении в среде общинников воинского слоя с богатой аристократической верхушкой – т.е. о формировании раннеклассового общества. Но гораздо более полно по материалам тех же погребений, а также поселений и мастерских гальштатской культуры реконструируются основы хозяйства и важнейшие элементы материальной культуры ее населения.

Рис. Гальштатская культура: вооружение, украшения и орудия труда

Очевидно, что основой хозяйства народов гальштатской культуры являлось земледелие, причем эти племена уже знали все впоследствии характерные для Европы виды злаков (кроме овса, освоенного лишь к середине I тыс. до н.э.) - зерна их находят при раскопках. Обнаружены крестовидно распаханные пашни гальштатской эпохи. Основным орудием земледельческого труда служил деревянный плуг в виде рогатины, имевшей горизонтальный сук - рабочую часть - и вертикальный сук - дышло (часто с деревянным вставным резаком для подрезания пласта); использовалась также деревянная соха с лопатовидным сошником. Еще одним важным орудием труда, использовавшимся, в частности, при подсечно-огневом земледелии были кельты - топоры с глухой боковой втулкой, предназначенные для крепления к коленчатой рукояти (они могли использоваться и как оружие).

Животноводство имело подсобный характер, причем все впоследствии известные для Европы виды домашнего скота в гальштатской культуре уже существовали, о чем свидетельствуют костные остатки на поселениях и в погребениях.

Транспорт был основан на всадничестве и на применении тележной или колесничной запряжки. О верховом использовании лошади свидетельствуют как находки конской узды в гальштатских погребениях, так и многочисленные изображения всадников на ситулах и урнах. Те же источники свидетельствуют о наличии четырехколесных повозок на деревянных осях с деревянными колесами с железными или бронзовыми шинами, прибитыми к ободам коваными гвоздями, а также двухколесных боевых/беговых колесницы. Кроме того, до нас дошли модели повозок и колесниц, из которых самая знаменитая - бронзовая ритуальная модель четырехколесной повозки из могильника Штретвег (Австрия) с бронзовыми фигурками воинов, женщин и возвышающейся над ними богини.

Племена гальштатской культуры имели развитую черную металлургию, о чем свидетельствуют находки криц в форме брусков с острыми концами, а также кричных печей и кузниц. Была развита и цветная металлургия. О соледобыче свидетельствует открытие древних копей - в частности, рядом с Гальштатским могильником, создателей которого обогащал этот промысел. О существовании ткачества и прядения говорят находки тканей, изображения ткущих и прядущих женщин на погребальных урнах, а также законсервировавшиеся в тех же гальштатских соляных копях остатки шерстяной и кожаной одежды.

В качестве основного наступательного вооружения создатели гальштатской культуры использовали колющие мечи, кинжалы, копья, боевые ножи и топоры, а оборонительным оружием служили шлемы и щиты, изредка панцири.

Мечи и кинжалы сначала имели бронзовый или железный клинок, расширяющийся посередине, и бронзовую (реже - деревянную или костяную) рукоять, навершие которой было выполнено в виде усеченного конуса, а перекрестье (гарда) - в виде полумесяца рогами вниз. Позднее клинок стали делать только из железа, с параллельными краями, а рукоять - из железа или бронзы, с навершием в виде рожек или завитков с шишечками на концах, которые порой смыкаются, образуя опрокинутую восьмерку.

Основной элемент конского снаряжения составляли удила - сначала бронзовые, позднее железные, двузвенные, с однокольчатым внешним завершением каждого звена, причем к этому кольцу иногда присоединяли бронзовые подвески для повода. К этим же внешним кольцам для соединения удил с ремнями конского оголовья крепились так называемые псалии в виде прямых или загнутых бронзовых стержней с тремя отверстиями для пропускания ремней, идущих к удилам и к сбруе оголовья. Псалии также обеспечивали более быстрое и эффективное маневрирование конем.

Весьма разнообразны сосуды гальштатской культуры. Гальштатская керамика - лепная (сделанная без применения гончарного круга). Это горшки с узким горлом и плоским дном, тарелки, миски, чаши. Сосуды имеют черную поверхность (вследствие использования графита) с врезным линейным декором, а иногда - многоцветную роспись.

Рис. Гальштатская культура: сосуды

Замечательны полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись может быть геометрической (меандровые ряды, перевернутые треугольники) или сюжетной. Изображаются сцены ритуального характера: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, геометричные фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей и др. На плечики урн могли помещать лепные статуэтки женщин и всадников, а ручки этих сосудов иногда делали зооморфными.

Помимо керамических сосудов, знамениты бронзовые клепаные ритуальные сосуды - ситулы и цисты - с изображенными на них сюжетными сценами, опоясывающими сосуды в несколько рядов: здесь представлены фигуры людей пешком, верхом, на двухколесных колесницах, кулачные бои, пиршества, музыканты с флейтами, шествия животных и т.д.

Гальштатская одежда, несмотря на утрату органических элементов (исключение – вышеупомянутые остатки одежды в соляных копях), восстанавливается по изображениям на урнах и ситулах, а также по материалу погребений. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины - короткие плащи, туники или же узкие или широкие штаны. Весьма разнообразны головные уборы (шляпы, береты, колпаки).

Важный элемент одежды и одновременно яркое украшение - разнообразные застежки-фибулы из бронзы, золота или железа. Ранние из них имеют дужку ладьевидных или змеевидных очертаний, у поздних дужка очковидная, дуговидная или “литавровидная”. Для крепления плаща и для волос использовались также булавки из бронзы и железа, имевшие от одной до трех головок конусовидной, шаровидной или лебедевидной формы. Известны бусы - янтарные и из непрозрачного стекла (желтые с синими глазками, обведенными белым). Популярны бронзовые шейные гривны, а также бронзовые браслеты, как ручные, так и ножные, в сечении плоские или округло-овальные.

Наконец, археология позволяет говорить о наличии у создателей гальштатской культуры таких культов, как солярный, на что указывает массовое использование концентрических кругов в орнаментике, и хтонический - культ некоей Верховной богини, покровительницы плодородия: предполагается, что именно она изображена стоящей на вышеупомянутой модели колесницы из Штретвега (нагая, вдвое выше окружающих ее людей, приносящих ей в жертву животных, она поддерживает ритуальное блюдо).