Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilety_po_antropologii.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
223.23 Кб
Скачать

2. Социобиологические основания человеческой социальности. Социальная структура предков человека. Гипотеза о. Лавджоя

Воспитание детей: Скорее всего, предкам человека изначально не была свойственна гаремная система. Гаремов не было, самцы достигали нужного количества самок не благодаря вражде. Самцы принимают активное участие в воспитании ребенка, чем показывают свое превосходство. Предки человека в своей социальной жизни использовали "К"- стратегию: успех воспроизводства потомства зависит не от плодовитости, а от выживаемости потомства. (Обратная стратегия- "R"). Удлиненный процесс деторождения, воспитания ребенка. Отношения самец – самка: Постоянно увеличенные молочные железы у самок - вторая отличительная черта гоминидов. Следовательно, самцы слабо различают, когда самка способна к зачатию, а когда нет. По Лавджою это был дополнительный фактор усиливающий связь пары самца и самки. Слабо выраженный половой деморфизм. Процесс "секс в обмен на пищу". Ардипитеки всеядны. Для того, чтобы достать что то более питательное - нужны большие передвижения. Велики шансы стать добычей хищника. Поэтому передвигается в поисках пищи в основном самец. Отношения внутри группы: Слабо выраженные клыки и следовательно низкий уровень конфликтности внутри группы. Клыки уменьшены, половой диморфизм уменьшен, конфликтность уменьшена. При этом опасность от хищников возрастает. Возникает необходимость защищаться. Возрастает альянсные отношения среди самцов. Итак: По Лавджою причинами человеческой социальности являются: Слабовыраженные клыки, вследствие чего конфликтность внутри группы была заниженной. Так же это способствовало сплочению против общей опасности. А также комплекс факторов, связанных с деторождением, их воспитанием и отношениями между самцом самкой, которые приведены выше. Социальная структура: Отсутствие гаремов, слабовыраженная вражда внутри группы, сплочение при угрозе хищничества, добыча пищи за мужчиной, мужчина показывает свое преимущество над другими перед самкой через ухаживание за детьми и участие в воспитании. Тесная связь самки и самца.

3. Проблема культуры неандертальцев

Неандерталец - ископаемый вид человека, обитавший 140 — 24 тысячи лет назад, и который, частично является предком современного человека (ассимиляция с кроманьонцами). Факт разнообразия типов каменных орудий неандертальца (с одновременной стандартизацией формы орудий внутри каждого их типа) возможно служит показателем высокого интеллектуального уровня палеоантропов. Одни ученые считают, что неандертальский мастер, приступая к изготовлению каменного скребка, или ножа, или наконечника копья, в каждом отдельном случае мог мысленно вообразить, какой именно из этих предметов ему предстоит сделать и какие операции потребуются. Если так, в его лексиконе должны были существовать языковые символы для скребка, ножа, копья: для обозначения формы - короткий, тонкий, округлый; для инструментов: наковальня, отбойник; для действий, используемых при обработке камня: сильный или слабый удар, стесывание краев отжимом и т.д.

Существует и другая точка зрения, согласно которой деятельность по изготовлению орудий при возникновении должна была быть облечена в животную, рефлекторную форму. По характеру она была не сознательной, целенаправленной, а рефлекторной. Но могли существовать вне мышления и языка такие предустановленные идеи, как идея загробной жизни, где охотнику потребуются его копье и талисман. О существовании у неандертальцев идеи загробного мира свидетельствует захоронение в Ля-Шаппель-о-Сен. Скелет старика, был найден в Ла-Шапелль-о-Сен во Франции; захоронение было совершено в центре маленькой пещерки, в которой никогда не жили люди.

Социальные взаимоотношения среди палеоантропов по сравнению с архантропами заметно усложнились. Кроме свидетельств каннибализма и захоронений умерших, сюда же можно отнести и заботу о больных. В пещере Шанидар в Ираке были обнаружен скелет старика, страдавшего целым комплексом тяжёлых болезней. Очевидно, этого старика кормили его сородичи, ухаживали за ним, а после смерти похоронили.

Хорошо известно и другое неандертальское захоронение - из пещеры Монте-Цирцео в Италии. Здесь найден череп мужчины, покоящийся внутри круга из аккуратно выложенных камней. И если могила в Ля-Шаппель-о-Сен рисует нам социальную традицию, сохранившуюся и в современном обществе, то находка в Монте-Цирцео может свидетельствовать о существовании у неандертальцев каких-то непонятных для нас ритуалов и культов.

В Тунисе, был обнаружен еще один памятник, созданный неандертальцами. Под конусовидной кучей из камней погребено множество костей и зубов животных и вместе с ними около 2000 прекрасно обработанных каменных орудий.

Сейчас ученые приходят к единодушному выводу, что в любом первобытном обществе все проявления практической и духовной жизни человека были настолько тесно переплетены друг с другом, что в этом едином комплексе почти невозможно разграничение между трудовыми процессами и искусством. Многие следы деятельности первобытного человека, которые современный европеец, без всякого сомнения, отнес бы к числу произведений искусства, в действительности могли быть или результатом высокого владения ремеслом или же элементом магических ритуалов, направленных на обеспечение будущего успеха в охоте, на защиту коллектива от действия непонятных, враждебных, потусторонних сил.

Советский лингвист и культуровед В. В. Иванов пишет, что эскимосы Аляски изготовляют эффектные маски и украшают бубны красочными росписями лишь в преддверии близящихся ритуальных церемоний. По окончании праздничного обряда эскимосы сжигают все маски и смывают с бубнов изображенные на них рисунки. Очевидно, подобный же утилитарный характер носили некоторые обряды неандертальцев, которые мы вправе считать теперь первыми шагами человека в области создания искусства.

Правда, в некоторых пещерах Африки, Европы и Азии, где жили неандертальцы, обнаружены искусственно созданные скопления красного железняка, лимонита и марганца, которые могли служить для изготовления красок. Мы не знаем, пользовались ли люди того времени этими материалами в изобразительных целях.

Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Примитивнейшим вариантом захоронения является сброс костей людей в глубокую шахту. Это вариант "гигиенического погребения". Интересно, что вместе с костями людей в пещеру сбрасывались кости только хищников, но нет ни одной кости травоядных животных. Это говорит о ассоциации древних людей себя с хищниками.

Симметричная композиция из костей медведя была найдена учеными внутри одного из многочисленных каменных “сейфов”, столь характерных для так называемых медвежьих пещер. Многочисленные углубления в стенах этих пещер заполнены сотнями черепов и наиболее крупных костей пещерного медведя. В некоторых пещерах собраны останки, принадлежавшие тысяче и более особей этого зверя. Нет сомнений в том, что это своеобразные первобытные “музеи”, носившие чисто культовый характер. Каменные “сейфы”, куда неандерталец доставлял свои охотничьи трофеи, воплощают, удивительно сложный для этого раннего времени конструктивный замысел.

Своеобразный культ медведя, так же как другие ритуалы (например, ритуалы захоронения), свидетельствуют о том, что неандерталец жил не только в реальном мире внешних стимулов и вызываемых ими представлений, но и в им самим созданном фантастическом мире абстрактных понятий. Эти понятия, связанные с идеей загробной жизни, с тотемом медведя, с другими первобытными концепциями, требовали для своего вещественного воплощения особых символов, которые вкупе друг с другом формировали причудливую, но цельную первобытную идеологию неандертальца.

“И в палеолите, и в любую из последующих эпох,- пишет археолог В. Н. Топоров,- человек обладал способностью переводить окружающее в символы и строить из них мир символов”. Очень мало сохранилось вещей из мира символов неандертальца, остались только те, которые воплощены в камне и в окаменевших костях. Мы не можем дать окончательного ответа на вопрос, была ли воплощена символика неандертальца и в форме словесного знака, т.е. языка. Но духовный мир неандертальца едва ли мог быть таким, каким мы его представляем себе, при отсутствии языка. И, судя по тому, насколько сложной и многообразной была материальная, духовная культура неандертальцев, этот язык должен был быть уже достаточно развитым.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]