Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перечень экзаменационных вопросов.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

104. Революция «Мэйдзи» 1868 года в Японии.

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

105. Конституция Японии 1889 г.

В 1889 г. была опубликована октроированная (дарованная) императором КонституцияЯпонии, составленная по прусскому образцу. Императорская власть в Японии провозглашалась «укоренившейся в национальном чувстве и истории». Император был объявлен «священным и неприкосновенным», а правящая династия – «непрерывной на вечные времена». Император никогда не принимал решений без своих советников. Советники японского императора составляли Тайный совет, Совет генро (состоявший из представителей важнейших феодальных родов) Министерство императорского двора, Совет маршалов и адмиралов и др. Японский император, действуя от имени государства, объявлял войну и заключал мир, заключал международные договоры Японии являлся верховным главнокомандующим японскими вооруженными силами, определял структуру имперских министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению – остальных имперских министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, распускал нижнюю палату – палату депутатов.

Японский кабинет министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

?106. Особенности германского империализма: «прусский путь развития».

Прусская Конституция 1850 г. Как дань революции в Конституции Пруссии также декларируются права и сво­боды, перечень которых был более обширным, чем в преж­них конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех об­щественных должностей, личная свобода, неприкосновен­ность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безо­пасности" и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, ко­торое так и осталось неразработанным.

Эти пробелы заполнялись впоследствии правительст­венными распоряжениями, например от 1863 г., согласно которому административные органы получили право запрещать газеты и журналы после двух предупреждений, "если их направленность подвергала опасности общественное бла­гополучие". Такую "направленность" усматривали, напри­мер, в действиях лиц, которые осуждали военную политику правительства.

Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в пуб­личных начальных школах. Государство при этом гаранти­ровало выделение необходимых средств для их содержа­ния. Предоставлялось также право учреждать частные шко­лы и руководить ими всем лицам, могущим доказать "нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государ­ственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись пра­вами и обязанностями государственных чиновников со все­ми вытекающими из этого последствиями (ст. 23).

Политика прусского правительства в сфере образова­ния преследовала цели создания эффективно действующе­го бюрократического аппарата и грамотной современной армии. Ее преимущества и проявились в войне с Австрией 1866 г., в которой по признанию многих историков "победил грамотный прусский солдат".

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внима­ние. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46). В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспоряд­ков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины" (ст. 39). Более детальное рассмотрение многочисленных армейских запре­тов, вместе с уставами и пр., должно было стать предметом особых законов и правительственных распоряжений. Так как они были к тому времени уже педантично разработаны текущим законодательством и правительственными распо­ряжениями Пруссии, их впоследствии фактически без изменений ввели в право Германской империи.

Последующие титулы (III-VI) Конституции посвяще­ны высшим органам государственной власти, схема кото­рых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных гер­манских хартий.

Личность короля также провозглашалась неприкосно­венной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые до­говоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме опре­делялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы "законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами" (ст. 62). Предусматривалось и право короля на издание особых рас­поряжений (под ответственность государственного министер­ства), "когда этого требовало сохранение общественной безо­пасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали" (ст. 63). Королю вверялся контроль над двух­палатным ландтагом, в том числе право его досрочного рос­пуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60-дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.

Несмотря на то, что роспуск ландтага стал после при­нятия Конституции чрезвычайным политическим событи­ем, вызывавшим всякий раз бурную реакцию со стороны либерально-демократических сил, прусский король, вернее, министр-президент (с 1862 г. им стал всесильный О. Бис­марк), прибегал в критических ситуациях к беспарламент­скому правлению, чтобы провести, например, реформу ар­мии за счет не вотированных парламентом ассигнований, как то имело место в 1862-1863 гг. Парламентские кризисы и возникали как в Пруссии, так и впоследствии в Герман­ской империи, чаще всего в силу прямого нарушения край­не "неудобных" для правящих кругов конституционных по­ложений, закрепляющих основополагающий принцип буржуазного конституционализма - "никаких налогов без пред­ставительства".

Конституция же Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисципли­ну, требовала ежегодного утверждения законом бюджета (ст. 99), взимания налогов, податей, займов только на осно­вании законов (ст. 100, 103), обязательного одобрения пала­тами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств (ст. 104), пересмотра и уничтожения всех привилегий в об­ласти налогов (ст. 101) и пр. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Консти­туции, свидетельствовали о более высоком уровне консти­туционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Специфические черты прусской Конституции 1850 г. на­шли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесен­ному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уп­лачиваемых прямых государственных налогов. Каждый раз­ряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов.

Это позволяло имущим, "самостоятельным лицам", то есть тем "кто не был ограничен в распоряжении своим иму­ществом, не был душевнобольным, расточителем или нахо­дящимся под арестом", или 3% населения Пруссии, изби­рать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской рево­люции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и го­сударственными чиновникам и присяги верности и повинове­ния королю и Конституции (ст. 108). Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

107. Создание германской колониальной империи.

108. ОБРАЗОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ

Образование британской колониальной империи являлось составной частью единого всемирно-исторического процесса утверждения капитализма, который наиболее быстро проходил в Великобритании. Ограбление колоний (особенно Индии) наряду с работорговлей в значительной степени способствовало промышленному перевороту. Развитие капиталистических отношений в колониях (прежде всего в Индии) тормозилось политикой метрополии, стремившейся сохранить феодальную и дофеодальную формы земельной собственности. Иным было положение английских колоний в Северной Америке. Эти колонии заселялись английскими переселенцами, в то время как индейские племена изгонялись со своих земель и истреблялись. В североамериканских колониях, несмотря на противодействие метрополии, сравнительно быстро развивались капиталистические отношения.В последней четверти 18 в. Британская империя пережила первый кризис. В результате войны за независимость в Северной Америке 1775- 83 Великобритания потеряла 13 североамериканских колоний. Но этот кризис английский капитализм преодолел легко. В итоге войн с наполеоновской Францией Великобритания одержала победу в борьбе за колониальное и торговое первенство. Победа над Францией и установление морского господства Великобритании способствовали расширению её колониальной экспансии во всех частях света. В первой половине 19 в. Великобритания завершила завоевание Индии и проводила колонизацию Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. В результате англо-китайской войны 1840-42 и англо-франко-китайской войны 1856-60 были навязаны первые неравноправные договоры Китаю, ряд китайских портов был насильственно открыт для английской торговли. Великобритания захватила у Китая о. Сянган (Гонконг), превращенный впоследствии в опорную базу английской экспансии в Китае.С середины 19 в. в Великобритании проявились две отличительные черты империализма: громадные колониальные владения и монопольное положение на мировом рынке. В этот период складывалась система экономических связей внутри Британской империи, основанная на господстве метрополии, использовавшей колонии как источники сырья и рынки сбыта..Усиление английского колониального гнёта вызвало ряд антиколониальных восстаний. Крупнейшим из них было Индийское народное восстание 1857-59, которое поставило под угрозу английское господство в Индии и вынудило колонизаторов изменить систему управления Индией. В 1858 была ликвидирована Ост-Индская компания; Индия стала коронной колонией, в 1876 английская королева Виктория была провозглашена императрицей Индии.

В последней четверти 19 в. Великобритания, несмотря на утрату мировой промышленной монополии, не только сохранила, но и значительно расширила колониальную империю. Борьба за захват ещё не поделенных территорий и за укрепление Британской империи являлась стержнем английской внешней политики. Используя своё превосходство на море и обширную сеть военно-морских баз и опорных пунктов, английские колонизаторы вели многочисленные колониальные войны. В 80-90-х гг. были завоёваны огромные территории на западном и восточном побережье Африки. С захватом Кипра (1878), установлением контроля над Суэцким каналом (1875) и господства в Египте (1882), с завершением завоевания Бирмы (1885) были упрочены позиции Великобритании в обширных районах Азии и Африки. После кровопролитных войн Великобритания установила фактический протекторат над Афганистаном. В 1898 под видом «аренды» она захватила в Китае порт Вэйхайвэй и завершила захват полуострова Цзюлун (Коулун). Таким образом, крупнейшей колониальной империей к середине XIX в. стала британская империя, включавшая колониальные владения во всех частях света (Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Южную Америку и т. д.).

109. . Государственный строй британской колониальной империи в XIX в. Правовое положение британского доминиона

110. Деформации индусского права колониальной эпохиВ период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Все эти труды, по сути, являли собой описание обычного права. Жрецы-юристы Индии несомненно играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания.

Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии.Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя самобытная правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Британским судьям было нелегко применять нормы, которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепила пандитов - образованных индусов, у которых судьи могли, получив информацию по тому или иному вопросу.неостанавливаясь детально на тех изменениях в индусском праве, которые произошли в годы колониального правления англичан, укажем лишь в общей форме, что многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

Несмотря на влияние английского права, полного вытеснения индусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институты продолжали действовать. Это прежде всего относится к регламентации личного статуса, охватывающей следующие области отношений: брачные и внебрачные дети; несовершеннолетние и опекунство; браки развод; разделы семейного имущества; наследование; религиозные пожертвования; дамбупат; бенами; неделимое имущество. Дамбупат - чисто индусская правовая норма (в древности была известна под названием «двайгуны»), направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, в которых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица (бенамидара), являющегося лишь доверенным лицом владельца и получающего доход или выгоду от результатов такой деятельности.

Сформировавшись еще в древности и пройдя длительный двух тысячелетний и сложный путь стоического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (в первую очередь с общинной и варно-кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях.