Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-79.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.12 Mб
Скачать

8. «Республика республиканцев»: экономическое и внутриполитическое развитие Франции при правительствах умеренных республиканцев (1879-1890-е годы).

Первые же парламентские выборы, проходившие на основе Конституции Третьей Республики, принесли победу республиканцам. В 1879 году президент Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. К власти пришли умеренные республиканцы. Новым президентом был избран Жюль Греви, а председателем палаты депутатов – Леон Гамбетта.

С избранием президентом буржуазного республиканца Греви были устранены преграды к выполнению широкой программы демократических реформ. Однако буржуазные республиканцы, став правящей партией, не торопились выполнять свои обещания. Демократизация конституции, отделение церкви от государства и т. д.— все эти обещанные в свое время преобразования теперь откладывались на неопределенное время. Реформы ограничились перенесением парламента и правительства из Версаля в Париж и амнистией коммунарам; день взятия Бастилии, 14 июля, был провозглашен национальным праздником, а «Марсельеза» объявлена национальным гимном. В 1880—1881 гг. были приняты законы о свободе собраний и о свободе печати, а также важные законы об обязательном светском обучении детей от 7 до 13 лет и о светском женском образовании.

Реформы 1879—1881 гг., проведенные умеренными республиканцами, имели прогрессивное значение, но они составляли лишь самое малое из требуемых демократических преобразований. Отказ умеренных республиканцев от выполнения обещанных широких демократических реформ привел к росту влияния радикалов, отделившихся от республиканцев-оппортунистов. Радикалы опирались на среднюю и мелкую буржуазию и часть рабочих. Они считали себя наследниками Первой республики и требовали тех больших демократических преобразований, от которых фактически отказывались умеренные буржуазные республики. Лидер радикалов Жорж

Клемансо с большой энергией пропагандировал идею сильной, демократической республики. Буржуазный националист Клемансо считал отмщение Германии за унижение и потери 1871 г. главной задачей Франции. Своей оппозицией и острой язвительной критикой правительства Клемансо способствовал падению не одного кабинета; он получил за это прозвище «сокрушитель министерств».

На выборах 1881 г. радикалы выступили против правящих групп республиканцев с собственной программой, требующей демократического пересмотра конституции, отделения церкви от государства, прогрессивно-подоходного налога, социального страхования рабочих и т. п. Выборы принесли большую победу республиканцам. Наибольшее число мест получил «республиканский союз», руководимый Гамбеттой. В ноябре 1881 г., после созыва новой палаты, правительство впервые возглавил сам Леон

Гамбетта. Однако это «великое министерство» просуществовало всего 73 дня. Гамбетта внес законопроект об изменениях в конституции 1875 г., предусматривавший новый порядок выборов в палату и сенат, упразднение института пожизненных сенаторов. Этот проект не удовлетворил ни левых, ни правых; к тому же многие обвиняли Гамбетту в диктаторских замашках. Большинством голосов палата высказалась против проекта, и Гамбетта подал в отставку. В 1882 г. он умер.

В феврале 1883 г. правительство возглавил Жюль Ферри, остававшийся у власти до апреля 1885 г. Правительство открыто сопротивлялось дальнейшей демократизации политического строя. Правда, ему пришлось упразднить институт пожизненных сенаторов, принять закон о свободе профессиональных союзов, установить выборность мэров.

Став правящей партией, умеренные республиканцы в своей политике отстаивали интересы крупного капитала. Их экономическое законодательство было всецело подчинено интересам крупного капитала и крупного землевладения. Протекционистская политика правящей партии вела к значительному удорожанию жизни.

И при «республике республиканцев» положение рабочих оставалось тяжелым. Рабочий день в разных отраслях производства длился от 10—12 до 14—16 часов. Заработная плата не поднималась, хотя стоимость жизни возрастала. В 1882 г. во Франции наступил экономический кризис, тянувшийся до 1885 г. Он привел к подъему забастовочной и других форм классовой борьбы рабочих.

В Париже и провинциальных городах осенью 1882 г. с большим подъемом проходили собрания и демонстрации, организованные социалистами. Правительство умеренных республиканцев перешло к жестоким репрессиям. В 1884 г. против бастующих шахтеров были двинуты войска. В этих условиях молодое социалистическое движение сумело привлечь много новых приверженцев. Рабочая партия количественно заметно росла. В 1880 г. вернувшиеся из эмиграции коммунары-бланкисты основали собственную партию, называвшуюся Центральным революционным комитетом, но обычно именуемую просто бланкистской. Вождь этой партии, Эдуард Вайян, был во время Коммуны комиссаром просвещения.

В рядах самой Рабочей партии вскоре после ее оформления возникла острая внутренняя борьба. В партии обозначились два направления: революционно-марксистское, руководимое Гедом и Лафаргом, и мелкобуржуазно-реформистское, возглавляемое Бруссом и Малоном. Брусс и Малон, противопоставившие марксизму эклектические прудонистско-бакунистские взгляды, отвергали революционные методы борьбы и Марксово учение о социалистической революции, которое отстаивали гедисты. Последователи Брусса и Малона предлагали ограничить борьбу рабочего класса реформами, довольствоваться достижением практически возможного. От этого слова и пошло их наименование «поссибилисты». Поссибилисты выдвигали главной задачей завоевание социалистами муниципальных органов. На конгрессе в Сент-Этьене в 1882 г. Рабочая партия раскололась. Гедисты образовали свою собственную партию, сохранившую старое название. Поссибилисты назвали свою организацию Федерацией социалистических работников. Маркс и Энгельс одобрили раскол в Сент-Этьене. Гедисты после раскола, продолжая решительную борьбу против поссибилистов и анархистов, постепенно укрепили свое влияние на передовые слои французского пролетариата и увеличили число членов партии.

Крайняя раздробленность организаций рабочего класса ослабляла его действенную силу, ограничивала возможность пролетариата оказывать определяющее влияние на ход социальной и политической борьбы.

В октябре 1885 г. происходили очередные выборы в палату. В первом туре выборов

победу одержали правые монархистско-реакционные партии, воспользовавшиеся расколом в республиканском лагере и объединившиеся в блок под названием «консервативного союза». Опасность справа заставила республиканцев снова пойти на объединение. Единство республиканских групп во втором туре выборов принесло им победу над «консервативным союзом».

В декабре 1885 г. Жюль Греви был вторично избран президентом. Новые кабинеты министров были сконструированы из представителей обеих республиканских групп. Но политика правительства была топтанием на месте, совершенно не соответствующим напряженному внутреннему и внешнему положению страны.

Военным министром стал генерал Буланже, рекомендованный на этот пост Клемансо. Буланже развернул весьма активную шумную деятельность. Он стал выступать с заявлениями, носящими характер военной бравады по отношению к Германии, это принесло ему славу. Буланже поддерживали и радикалы, и националисты, и монархисты. В короткий срок вчера еще никому неведомый генерал, ничего не сотворив, превратился в героя.

Осенью 1887 г. разразился крупный политический скандал. Стало известно, что зять президента Греви депутат Вильсон занимался торговлей государственными должностями и поставленной на широкую ногу продажей орденов Почетного Легиона. Жюль Греви 1 декабря 1887 г. вынужден был сложить свои полномочия. Президентом был избран Сади Карно. Скандал с Греви, показавший, как велико разложение в рядах умеренных республиканцев, нанес им тяжелый удар. Он же способствовал росту популярности генерала Буланже. Буланжистское движение превратилось в крупную общественную силу, располагавшую своей печатью, значительными средствами, своим представительством в парламенте, своими кадрами в армии.

Секрет успехов Буланже заключался в том, что его имя объединило резкое недовольство политикой умеренных республиканцев, растущее возмущение и протест разоряемой мелкой буржуазии, чувства национального раздражения французов против победителей-немцев, постоянно угрожавших новой агрессией. Оказавшись на гребне движения, Буланже не замедлил вступить в тайную связь с бонапартистами и орлеанистами, получая от тех и других крупные суммы. Стоявшие за спиной Буланже монархисты рассчитывали на то, что государственный переворот и генеральская диктатура Буланже проложат путь к восстановлению монархии. Республика оказалась перед серьезной угрозой.

Перед лицом опасности реакционного переворота большинство радикалов, часть умеренных республиканцев, часть бланкистов и поссибилисты основали в мае 1888 г. «Общество защиты прав человека и гражданина». Гедисты же отстранились

от такой защиты республики. Опасность переворота продолжала нарастать. Выставляя свою кандидатуру на частичных выборах, Буланже неизменно собирал огромное число голосов. На 27 января 1889 г. были назначены выборы в Париже, на которых Буланже снова выставил свою кандидатуру. В буланжинском окружении было

решено, что несомненная победа генерала на выборах должна стать сигналом для государственного переворота. Буланже получил в два раза больше голосов, чем кандидат республиканцев. Республика, казалось, доживала свои последние минуты. Но буланжистское выступление не состоялось, в час действия у Буланже не хватило реши-

мости. Достигнув своего кульминационного пункта, движение пошло на спад. Буланже, опасаясь ареста, бежал за границу. «Синдикат недовольных», как называли сторонников Буланже, начал рассыпаться. Сам Буланже в эмиграции застрелился.

Буланжистский кризис, потрясший республику, привел к существенной перегруппировке сил и партий. Умеренные республиканцы, одержавшие победу над буланжизмом, вновь усилили свои позиции. Напротив, радикалы были скомпрометированы поддержкой, оказанной ими Буланже на первом этапе движения, а также связью части радикалов с буланжизмом до последнего часа.

Дискредитация радикалов способствовала росту влияния социалистов. К ним переходили теперь многие рабочие, следовавшие до сих пор за радикалами.

В 1890 г. во многих городах страны прошли организованные социалистами первомайские демонстрации. В 1891 г. во время первомайских выступлений в г. Фурми полиция открыла огонь по безоружной мирной манифестации рабочих. В ответ на это охваченные возмущением рабочие выставили на дополнительных выборах кандидатом в депутаты палаты заключенного в тюрьму Лафарга. Лафарг победил и из тюрьмы триумфатором явился в палату. В 1892 г. бастовали горняки в Кармо, предъявив политические требования. Правительство направило войска в район забастовки. Социалисты выдвинули на дополнительных выборах от Кармо кандидатом Жореса, и рабочие избрали в палату и его. Первые крупные парламентские успехи социалистов свидетельствовали о росте их влияния не только у рабочих, но и среди крестьян.

Провал буланжистского движения убедил значительную часть реакционеров в беспочвенности надежд на скорое восстановление монархии. Было очевидно также, что правящая группа умеренных республиканцев становится все более консервативной и отказывается не только от радикальных реформ, но и от традиционной антиклерикальной политики. В борьбе с социализмом и рабочим движением укреплялась общность интересов реакционеров и буржуазных республиканцев. Большинство монархистов и клерикалов официально заявили о присоединении к республике. «Присоединившиеся» рассчитывали завоевать республику изнутри. Лишь немногие монархисты остались «непримиримыми».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]