Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты изо 10-12 123.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
382.46 Кб
Скачать

11 Билет

1 Вопрос

Талантливейший живописец I половины XIX столетия, баловень славы, Карл Павлович Брюллов поднял академическое искусство на новую высоту, значительно расширил границы нормативной эстетики. В многообразном творческом наследии Брюллова заметное место принадлежит портретам. Даже в пределах возможностей парадного изображения он умел дать углубленную психологическую характеристику Таков «ПОРТРЕТ КАРЛО АНДРЕА ПОЦЦО ДИ БОРГО» (1764-1842), написанный в 1833 или 1834 г.г. в Италии. На нем изображен человек всеевропейской известности, один из активнейших деятелей Священного Союза", тогдашний русский посланник во Франции. О заказном характере портрета говорит несколько холодноватая отстраненность характеристики. Но, может бытъ, именно это способствует острой проницательности брюлловского видения. Семидесятилетний Поццо моложав и полон целеустремленной анергии. Официальная пышностъ мундира с генеральскими эполетами, золотым шитьем воротника, высшими наградами Австрии, Пруссии, Испании и России, предопределенная парадной заданностью изображения, не играет определяющей роли в характеристике модели. Яркая индивидуальность талантливого роялиста, "дипломатического маршала" Европы, как называли его современники, раскрывается и без этих по сути уже не нужных Брюллову подсказок. Жизненная активность натуры выражена прежде всего экспрессией лица. Удлиненный овал головы, смуглая холено-гладкая кожа, длинный с горбинкой нос, высокий открытый лоб, невозмутимо-учтивый взор. Таков этот сильный мужественный человек, сочетающий пылкость южанина с холодной решимостью, врождённую импульсивность с безукоризненной светскостью, лавирующую гибкость прозорливого дипломата с незаурядной личной храбростью. Резкость цветовых сопоставлений, решительный, даже несколько жестковатый абрис фигуры усиливают впечатление волевой собранности и внутренней энергии. «ПОРТРЕТ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕКА» (1808-1842)./ 1839 г./ Эмоционально-выразительная трактовка образа в ещё большей степени присуща портрету литератора Ивана Бека, который отличается достаточно проницательным и вместе с тем поэтическим восприятием внутреннего мира модели. Теплый коричневато-красный цвет фона "согревает" розоватое, чуть оплывшее лицо. Губы, тронутые легкой улыбкой, несколько вызывающая насмешливость глаз выдают человека живого и общительного. И вместе с тем есть некоторая размагниченность в текучей овальности контура, в более мягкой лепке лица, передающей впечатление изменчивости, подвижности его выражения. Непосредственная импульсивность Бека подчеркнута и прихотливой нестрогостью его костюма. От напряженно-волевого Поццо его отличает расслабленная мечтательность, житейская робость, внутренняя беззащитность, скрываемая внешней бравадой и налетом скептицизма.

заказать портрет у быстро входившего в известность приезжего мастера считали для себя честью представители местной знати и многочисленные богатые «форестьеры» — иностранные путешественники и туристы, которых тогда немало приезжало в Италию. Не склонный заискивать перед «сильными мира сего», Брюллов соглашался лишь тогда, когда знатная «модель» чем-либо занимала его как живописца. Точно так же поступал Брюллов и после возвращения в Россию: ни богатство, ни положение при дворе, ни громкий титул не могли заставить его взяться за кисть, если в своем заказчике он не находил каких-то интересных ему черт и особенностей, вызывавших в художнике душевную симпатию.

Брюллов, рассказывая о своих героях в поэтической, приподнятой интонации, собственным расположением к ним пытается увлечь зрителя. Его герои и в самом деле покоряют то красотой, то напряженной интеллектуальной жизнью, но всегда при этом еще и полнотой жизненных сил, внутренним подъемом, творческой энергией и оптимизмом. Трудно найти в галерее брюлловских портретов изображение людей подавленных, погруженных в уныние, испытывающих страдание.

Брюллову подвластны все виды портрета — интимного, парадного, портрета-картины. Особенно удачны «Всадница» (1832, ГТГ) и «Портрет графини Ю. П. Самойловой, с Джованной Пачини и арапчонком» (1832—1834, частная коллекция в Филадельфии) и др.

«Всадница» зрелищна и эффектна. Большое — без малого Зх2м — полотно изображает молодую женщину верхом на лошади. Широко и свободно лежит вдоль конского туловища белый шлейф ее амазонки, ветер увлек легкую вуаль с лица. Вот-вот взовьется на дыбы горячий вороной конь. А у решетки балкона смотрит на всадницу еще совсем маленькая девочка — с явным восхищением и невольной завистью. Передает художник и реакцию собак: одна, опасливо отскочив от копыт, готовится с шумным лаем сопровождать свою хозяйку на прогулке. Другая — степенная и мудрая левретка — как бы предостерегает девочку от опасного соседства с рвущимся вперед конем.

В этой картине, как и в других произведениях Брюллова, сказалось важное завоевание романтизма — обращение к внутреннему миру ребенка.

АВТОПОРТРЕТ

Высокое напряжение духовных сил и безграничная усталость, возвышенное благородство и горечь разочарований, сила духа и смятение — все это подвижное многообразие чувств схвачено кистью Брюллова. Сквозь собственные черты художник отразил приметы своего поколения. Но в «Автопортрете» ощутимы и печальные раздумья художника: он изобразил себя в тот миг, когда, подведя предварительные итоги, сверив созданное им со своим временем, он вдруг ощутил, что его собственный пульс уже не совпадает больше с биением пульса страны, общества, народа.

Брюллов осознавал, что в России зреет и уже созрело новое направление, основа которого — правда жизни, которое учит смело вскрывать язвы социального строя, обнажать общественные конфликты, искать и наглядно демонстрировать корни народных бедствий.