Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат Зуйко.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
25.29 Кб
Скачать

Министерство культуры российской федерации ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет культурологии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений

и праздников

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История и теория праздников

Тема: «Праздничная культура эпохи Петра I»

Выполнила:

студентка гр.РТП-31 Суетина А.

Проверил: доцент,

заслуженный работник

культуры РФ Зуйко Ю.П.



Пермь, 2012 г.

Содержание

Новый год и рождественские праздники………………………………….. 4 Маскарады…………………………………………………………………… 5

Петровские ассамблеи………………………………………………………. 6

Фейерверки…………………………………………………………………... 7

Катание по Неве………………………………………………………………8

Организация торжеств………………………………………………………..9

Введение

XVII век- переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви- все это отразилось на культуре.

. Новый шаг в своем развитии российская культура сделала во время петровских преобразований. Особенности культуры XVIII в.- светскость, углубление и качественно новый характер связей с культурами других стран, разнообразность духовной жизни, изменение отношения к человеческой личности, рационализм в науке и градостроительстве. Страна вступает на полосу модернизации, полосу становления новой культуры. Петр I выступил в качестве своеобразного «ускорителя» процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени.

Новый Год и Рождественские праздники

Первый Новый год в России отметили в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. при Петре I. До этого начало года на Руси приходилось на 1 сентября, а еще ранее – до конца XV в. – на 1 марта. По европейскому образцу, символом новогоднего праздника в России стала ель. Между тем в петровском указе 1699 г. речь шла еще не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали лишь с середины XIX в. Впервые наряженная ель в России засветилась огоньками в 1852 г. в Петербурге. В середине XIX в. В России появились первые елочные игрушки, украшения, ленты, разноцветная бумага. В конце века стали традицией модные театрализованные представления, часто копировавшие светские балы. Появился первый Дед Мороз, а впоследствии и его внучка Снегурочка после одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова, пленившей публику.

Все церковные праздники по-прежнему отмечаются в России по юлианскому календарю. Так, один из самых заметных и важных среди них – Рождество Христово – празднуется 7 января. В России, как и в других странах, принято наиболее торжественно отмечать даже не сам день Рождества (7 января), а его канун – Рождественский сочельник, получивший свое название от славянского слова «сочиво» – каша из ячменя, пшеницы или риса с медом или изюмом. Поскольку на канун Рождества приходится окончание четырехнедельного Рождественского поста, на Руси в Рождественский сочельник обычно воздерживались от еды до самого позднего вечера - «до первой звезды», а ужин должен был быть постным. После трапезы отправлялись в церковь на ночную рождественскую службу, а в первый день Рождества устраивали праздничное угощение.

С Рождества начинались Святки – двенадцать дней до Крещения Господня (19 января). Основные святочные развлечения – ряженье, маскарады, гадания, а также колядование – обряд, состоявший в том, что по домам с песнями ходили группы славильщиков, неся с собой бумажную звезду, прикрепленную к палке (символ Вифлеемской звезды).

В конце февраля – начале марта, за неделю до Великого поста, отмечается Масленица. Это единственный исконно славянский праздник, не получивший богословского истолкования и во многом сохранивший элементы язычества. Основная еда во время Масленицы – блины, своей формой напоминающие о близком приходе солнца и, следовательно, лета.

Среди обычаев Масленичной недели – катание с гор, выезды на расписных, богато украшенных и покрытых коврами санях, масленичные песни и семейные пиршества. Кульминационным моментом торжеств являются проводы Масленицы – сжигание соломенной куклы, наряженной в старую одежду, как символ похорон зимы, всего отжившего, состарившегося, и зарождения весны, новых сил плодородия.

Маскарады

Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой – имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников.

Карнавальные маска и костюм – не просто сокрытие лица личиной, «харей», «рожей». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Короче: за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы, за фантасмагорией маски и одежды – миф и символ, через подсознательное мышление и настроение – выражение идеалов, устремлений, представлений и добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти, о радости, а может быть, и безотчетном страхе.

Как и любой праздник, карнавал прежде всего проблема человека, человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение – признак карнавала: он одновременно игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.

В процессе общения осуществляется своеобразный синтез жизни и искусства. Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном и где-то и без личностном общении. В маске можно было вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризовала святейшее право участника маскарада быть неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на маскарадах сводили счеты со своими недругами.

Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.