Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежка(сборная слянка).docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
112.07 Кб
Скачать

Стендаль

То, что герой - не человек физического труда, это новаторство Стендаля, потому что он в 3-м сословии начинает видеть интеллигента, человека страстных чувств, большого ума, колоссальной силы воли. Такого героя до Стендаля в литературе не было.

Он чужой, и это тоже очень важно, что Стендаль находит и впервые вводит в литературу особого героя, который противостоит традиционным, общепринятым представлениям о людях 3-го сословия. Это герой, которому будущее, колоссальное будущее принадлежит. Это герой, на котором весь потом XIX век и ХХ будет стоять.Не аристократ, не представитель буржуазии, это 3-го сословия. Стендаль называл такого героя "представителем мыслящего класса".

КОРОЧЕ

Крупнейшее произведение, которое является целым этапом в истории культуры 19 века. Роман 1830 года. Когда вы открываете первые страницы романа, вы обращаете внимание на очень важный подзаголовок «Хроника 19 века». Хроника- описание реальных, действительно происходящих событий. «Хроника» - подзаголовок романа. Эпиграф к первой части романа: «Правда. Пусть горькая, но только правда». Ко второму тому, как бы продолжение этой мысли: «Она некрасива, не нарумянена». В романе есть отступление о том, что художественное произведение - это зеркало, которое автор несет по большой дороге жизни. Известен прототип главного героя - Жульена Сореля - в 1827 году в Гренобле на площади был казнен юноша за то, что стрелял в аристократку из-за отвергнутой любви. На стол к Стендалю ложатся несколько томов уголовного дела Антуана Берте, и опираясь на реальный материал он строит роман, в котором уголовное дело становится философским исследованием истории.

и еще КОРОЧЕ

Подзаголовок его романа -- «Хроника XIX века» -- весьма точно отражает стремление автора создать многогранный образ эпохи, а не только описать отдельные характеры или ситуации. Более того, автор запечатлевает в индивидуальной судьбе главного героя, Жюльена Сореля, объективные, типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. При этом писатель воссоздает не внешние подробности жизни, а сосредоточивается на анализе внутреннего мира персонажа, его психологии. Талантливый молодой поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается в новых условиях посленаполеоновской Франции найти достойное применение своим способностям. Но это значит -- лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться, предавать любовь. И герой Стендаля в конце концов отказывается от своих честолюбивых планов, осознав их ничтожность.

Я привожу вас к истории, которая начинается гадко, а завершается великолепно. История любви с госпожой Де Реналь. Из тщеславия Жульен решил добиться расположения госпожи Де Реналь. Как Наполеон штурмовал когда-то крепости, так читает Наполеона, идя на встречу, Жульен. Потому что он сказал себе, что если он сегодня ровно в 10 не возьмет в руку руку г-жи Де Реналь, то пустит себе пулю в лоб. Но скоро это чувство перерастает в совершенно другое.

Он во вражде со всеми, единственная, перед кем он настоящий - это госпожа Де Реналь. А из госпожи Де Реналь вырастает в истории этой любви удивительная личность. Сначала перед нами несчастная, кроткая провинциалка. Не умная, никогда ничего не читавшая, и по-женски не талантливая (кроме своей любви к детям). И вот Жульен, ворвавшийся в ее жизнь, так много меняет и так много по-человечески ей дает, что потом на виду у всего Парижа эта провинциалочка, не боясь сплетен, не боясь, что знает муж, она приходит на свидание к нему в тюрьму. Она готова броситься к королю, но Жульен не разрешает ей. Эта провинциалочка вырастает в Личность, в романтическую героиню, которой не страшен суд толпы. Она знает, что в провинции для нее давно закрылись двери. Но для нее главное - принести какое-то счастье тому, кто ее любит и скрасить последние мгновения Жульена. Это духовно близкие люди. И она вырастает в личность, которой бы она никогда не стала бы без плачущего мальчишки, гувернера своих детей.

Почему роман о политике, о сыне плотника, который бросает вызов всем, завершается удивительным абзацем, в котором противопоставляются две женщины. Что Матильда выкупает голову Жульена Сореля после того, как его гильотинировали. Она возводит мраморную гробницу. А г-жа Де Реналь ничего не делает. Госпожа Де Реналь сдержала слово, данное Жульену. Они ничего с собой не делала, но на третий день после гибели Жульена она умерла, обнимая своих детей. Все, что было противопоставлено театральности Матильды, оборвалось все то, что держало госпожу Де Реналь.

История предательства. Под диктовку священника, г-жа Де Реналь, когда у нее заболевает ребенок, она на исповеди говорит, что бог забирает у нее дитя за неверность. А священник, который получил приказ оклеветать Жульена понимает, что это очень нужный для него путь. И он говорит, что Бог вернет ей ее младшего сына, если она под диктовку священника получит все, что нужно. И когда отец Матильды, маркиз, получает это письмо, он видит, что почерк ее, но стиль, слова - не ее. Но если на одной чаше весов лежит жизнь вашего ребенка, то часто не имеет никакого значения, что лежит на второй чаше весов. И когда г-жа Де Реналь пишет это, она искренне верит, что ей вернут дитя. Потому Жульен и стреляет. Но то, что их связывает, оказывается сильней наговоров, писем, выстрелов. И когда потрясающая фраза «она просто умерла», это не романтическая придумка, не преувеличение.

А любовная интрига рождается, как отголосок политической. Потому что маркиза - дочь маркиза де ля Моль - Матильда, бредит Средневековьем. Умна, хороша, воспитана, начитана, она ждет героя. А окружающие ее люди кажутся ей мелкими, неспособными на чувства. Каждый год она спускается в глубочайшем трауре - она отмечает день, когда ее далекий предок, которого любила королева Марго (в которую играет Матильда) был гильотинирован, но голову которого Марго выкупила и соорудила мраморную гробницу.

провинциальчик - вежлив, учтив, но он не влюблен. И он становится ей невероятно интересен, потому что это крепость, которая ей непонятна. Это сопротивление вызывает в ней мысль, что это ее герой и фразу «Уж не Дантон ли он» произносит Матильда. Она видит в нем нового героя революции. Она видит, что это умный, мыслящий человек.

Фраза Стендалевская очень точная: гордая Матильда решила, что она влюблена в Жульена. Это ее герой. И Матильда пишет (вот начинается игровой подтекст) любовное письмо, что если он поставит в 2 часа ночи лестницу к ее окну и поднимется в ее опочивальню, она станет его возлюбленной. Если кому-то придет в голову, что провинциальчик может подняться к маркизе, то ему придется бросить к ее ногам всю свою жизнь. И он проклинает и ненавидит ее за это, но опять таки не поползти по этой лестнице он не может, потому что Матильда скажет «сын плотника», а аристократ смог бы все бросить к ее ногам. Это соревнование двух честолюбвцев.

Он получает письмо, от которого он просто в ужасе. Он делает множество копий, это документ, который сможет его индульгировать в случае, если его засекут. Продумано все. в ответах своих жульен цитирует самые откровенные фразы из писем Матильды, т.е. эта история будто бы снимает колорит любовной сцены.

Но самая смешная история - история с лестницей. Когда он притащил эту лестницу, Жульен, идя на любовное свидание, произвел настоящую рекогнасцировку (ориентацию на местности). Он идет на сражение. Он подождал 5 минут. В комнате графа Норбера еще горел свет. Он поставил лестницу, дрожа с пистолетами в руках, Начал подниматься. Когда он поровнялся с окном, оно открылось, и, открывая окно Матильда делает реверанс и говорит: «Вот и вы, господин». В 19 веке не было принято, чтобы мужчина первый здоровался с женщиной. И чтобы мужчина имел право поздороваться, он должен был получить знак - реверанс и «Вот и вы господин». Т.е. я разрешаю вам поздороваться. Но когда он стоит с пистолетом с занесенной ногой над подоконником, то от того, что несоответствие между данной сценой и ситуацией в салоне сцена становится не романтической, а смешной. Когда он прыгает, он пытается обнять Матильду, но она его отталкивает. Сцена откровенно пародийная.

Это один из нервов времени, один из центральных его конфликтов. И выбрав такой конфликт, Стендаль делает свое произведение остросовременным.

Роман можно разделить на три основные части:

Когда герой сознательно ломает свой характер, сознательно становится Тартюфом (он цитирует Тартюфа много раз).

Когда маска тартюфства прирастает и когда он добивается колоссальных успехов. (19 век, сын плотника из провинциального города, становится секретарем у парижского банкира - это фантастическая вещь).

Когда герой снимает маску. Когда он становится самим собой. Это вся третья часть - тюрьма, когда он в тюрьме.

И тогда начинается роман между читателями и героем, когда мы видим его настоящим.

Три этапа духовного развития героя. Тут еще одна интересная, опять игровая вещь. Роман построен на чередовании удач и неудач в судьбе героя. А игра в том, что удача всегда приводит героя к нравственным потерям, к нравственным деградациям. А неудача - возрождает. Так строится весь сюжет.

Часто с осуждением говорится, что Жульен герой не физического труда. Он интеллигент из третьего сословия - новый герой Стендаля. То, что герой - не человек физического труда - это новаторство Стендаля, он в третьем сословии начинает видеть человека большого ума и силы воли, такого героя до Стендаля не было.

Жульен оказывается одиноким везде, где бы он ни был. Он чужой в своей семье, среди гигантов братьев и хитроумного отца. Он чужой, когда попадает в высший свет провинции. Он чужой в семинарии. Он чужой, когда попадает уже в Парижский высший свет. Стендаль вводит в литературу особого героя, который противостоит общепринятым представлениям о людях третьего сословия - не аристократ, не представитель буржуазии. Стендаль называл такого героя - представителем мыслящего класса.

Жульен Сорель никогда не получал определенного образования, нигде не учился. Это человек, которого то проходящий лекарь, то священник учил латыни, дал какие-то первичные представления. Это человек, который жаждет знаний. Это один из первых людей в литературе, которые сами сделали себя. Это человек, который родился никем - муравьем (Мир делится на муравьев и охотников). Человек, который опираясь на свой талант, ум и знания, понимает, что если бы он родился во времена Наполеона, то он бы состоялся как личность в этой жизни и он произносит фразу: «Если бы я родился во времена Наполеона (в смысле был совершеннолетним) я бы взлетел орлом. Ну а теперь я выбираю одежду своего времени. Я проползу змеей». Одежда своего времени - лицемерие. Священники у власти и ряса священника - это то, что нужно Жульену, чтобы войти в свет, сделать карьеру. Не Наполеоновский мундир, а ряса священника.

Честолюбие - основа характера Жульена. Для стендалевского честолюбца миллионы не нужны, ему самое важное - доказать обществу и самому себе, что несмотря на то, что он сын плотника, его должны любить прекрасные дамы, он должен выполнять политические поручения, участвовать в жизни Франции. Его честолюбие держится на другой основе - главное утвердиться как личность в этом мире.

Очень важны первые шаги Жульена и его портрет. Впервые появляется герой с невероятной внутренней силой, но внешне похожий на девочку (нежный облик, белокурые вьющиеся волосы). Он наизусть знает всю историю Наполеона. Он готовится к будущим схваткам мира.

Зачем ему маска Тартюфа? Разве не подозрительно в глазах провинциального общества, что сын плотника занимается фехтованием, верховой ездой. И он говорит всем, что он очень слаб здоровьем и доктора прописали ему верховую езду и фехтование. Т.е. вы сразу видите двух Жульенов: лжеца-Тартюфа.

Однажды он проговорился, могли догадаться, что он мечтает о наполеоновской славе, и он наказал себя за это. Он привязал правую руку к телу и в течение двух месяцев носил привязанную руку, чтобы помнить - ты в окружении врагов, ни одного слова правды, ни одного намека на то, кем ты хочешь стать в этой жизни. Именно так идет процесс ломки, перековки характера, когда человек делает себя Тартюфом и лжет на каждом шагу.

Он притворяется серой посредственностью, чтобы выждать свой час. На обеде у Вольно все сцены об этом. Смотритель тюрем, господин Вольно, и на этот обед попадает Жульен. Во время этого обеда поют узники. Все возмущены, Вольно делает знак своим слугам, узники замолкают. Жульен чувствует, что сейчас заплачет. Видно этих двух жульенов. И потом очень много раз звучит фраза: Неужели ты хочешь быть среди тех, кто мешает узникам петь? В этом трагедия - он ненавидит тот мир, в котором хочет сделать карьеру.

Первая перчатка миру и первые его шаги - это в доме провинциального мэра, когда успех полный. И опять-таки это мастерство, этот артистизм. Ему было чертовски интересно, как к нему будут относится в доме мэра, будут ли почитать или фамильярничать. Когда Жульен вышел переодетый во фрак, никому не могло даже придти в голову, что он когда-либо носил что-то другое, кроме фрака. Это та самая сила, когда человек сам себя делает. Это первый его успех в провинции, он становится не только учителем. Плебей, поднимаясь по ступеням доказывает, что он умнее, талантливей, что он герой своего времени. Когда приезжают гости, без него просто не могут обойтись.

+про де Реналь

Жульен, успех его в Верьере несомненен. Он доказал себе, что его могут любить прекрасные дамы, что он может быть умным и талантливым. Следующий этап его развития - это семинария. В этой части можно увидеть, как Стендаль может быть гротескно-сатиричен, памфлетно-сатиричен. В семинарии дети третьего сословия учатся и будут священниками. Каждый мечтает получить церковь на перекрестке дорог. В семинарии глаза постоянно опущены, и Жульен несколько месяцев добивается перед зеркалом тупости взгляда. После многих месяцев неустанного усердия его все же можно было уличить, что он что-то думает. А это было страшно в семинарии. И здесь он чужой, потому что думать в семинарии нельзя. Перед нами опять эта игра периода реставрации, когда можно протиснутся, сделав карьеру священника, а Бог - на втором плане. Главное - тупость взгляда и отсутствие мысли.

Но самый высокий взгляд - это, конечно Париж. И сюжет строится парадоксально и потрясающе. Аристократы-заговорщики Жульена ненавидят, сын плотника, который лучше чем они формирует свои мысли. Его презирают, его бояться («Уж не Дантон ли он?» Неизвестно по какую сторону баррикад он будет), и не могут без него обойтись. Потому что единственным человеком, который может выполнить это поручение - это сын плотника. Сам ход сюжета вводит нового героя, совершенно новую личность, стоящую над обществом. Так они все мечтают, чтобы Жульен споткнулся, но он нигде не споткнется, он все исполнил и ненависть к нему с еще большей силой разгорается, политическая интрига предельно напряженно держит читателя.

+про де Ля Молль