Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
59-82.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
156.16 Кб
Скачать

3.1.3. Ительмены

Самоназвание - ительмень, итэнмьи, ительмен, иmънмън – «местный житель», «житель», «тот, кто существует», «сущие», «живущие». Коренные жители Камчатки. Компактно проживают в Тигильском районе Корякской автономной области и в Магаданской области. Численность в России 2429 человек. Говорят на ительменском языке, относящемся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшие соседи ительменов – оленные коряки – называли их общим именем с приморскими коряками: нымылын – «житель селения». В XVIII в. оленные коряки называли ительменов хончало. От этого слова производят названия «Камчатка» и «камчадалы». В прошлом ительменов вместе со смешавшимися с ними русскими именовали камчадалами. Первые научные сведения об ительменах и их языке были получены в середине XVIII в. от С.П. Крашенинникова.

Систематическое изучение ительменского языка относится к концу XIX в. Начало изучению было положено В.Г. Богоразом. В 1932 г. на основе латинской графики для ительменов была создана письменность, однако из-за малочисленности народности она не получила развития. В настоящее время ительмены двуязычны: вторым их родным языком является русский.

Вопрос о происхождении ительменов остается до конца не выясненным. В этногенезе ительменов выделяют несколько этапов. Первый этап, к которому относится древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников и рыболовов. Археологические данные позволяют говорить о том, что истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она впоследствии распространилась на значительную территорию Восточной Сибири и на территорию северо-восточной Азии, в том числе и на Камчатку. Генетическую связь ительменов с древнейшими представителями монголоидной расы подтверждают и антропологические данные. Следующим этапом формирования ительменов было развитие ранненеолитической тарьинской культуры на территории центральной и южной Камчатки. Этническую основу носителей тарьинской культуры составляли проникшие на Камчатку и смешавшиеся с остатками древнего населения племена охотников и рыболовов из континентальной Сибири (Прибайкалья, Лены, Приамурья и Приморья). Как показывают археологические и этнографические материалы Камчатки, носители тарьинской культуры были предками современных ительменов. Об этом свидетельствуют конструктивные особенности жилищ ительменов, напоминающие неолитические жилища тарьинской культуры; каменные и костяные орудия, близкие к неолитическим наконечникам стрел, копий, топоров и др.; особенности погребального обряда: отсутствие, как в культуре ительменов, так и в памятниках тарьинской культуры антропологического материала. Последний факт говорит о том, что и ительмены, и их предки – тарьинцы оставляли покойников на поверхности земли. Фольклор ительменов отражает природные явления, флору и фауну, носящих ярко выраженный камчатский облик, что также является свидетельством о древних камчатских корнях ительменов. Вместе с тем, на формирование этнокультурного облика ительменов оказали влияние этнические контакты с народами Приамурья, Приморья и Северной Америки.

Первые этнографические сведения об ительменах были получены в конце XVII в. от В. Атласова, который застал у них еще неолитическую технику. Особый интерес представляют сведения В. Атласова о гончарстве, потому что уже 40 лет спустя С. Крашенинников не нашел у ительменов следов этого занятия.

Традиционным занятием ительменов был рыболовство. Основным сезоном промысла рыбы было время хода лососевых пород. Орудиями лова служили запоры, сети, крючки. Сети плели из крапивных ниток. С появлением привозной пряжи стали изготовлять невода. Рыбу заготавливали впрок в вяленом виде, квасили в специальных ямах, зимой замораживали.

Вторым по своему значению занятием ительменов были морской зверобойный промысел и охота. Добывали тюленей, котиков, морских бобров, медведей, диких баранов, оленей. На пушного зверя охотились, главным образом, ради мяса. Основными орудиями промысла служили лук и стрелы, капканы, различные ловушки, петли, сети, копья. Южные ительмены промышляли китов при помощи отравленных растительным ядом стрел. С приходом русских среди ительменов стало распространяться огнестрельное оружие. Продукция зверобойного промысла полностью использовалась в хозяйстве, а излишки обменивались у коряков на оленьи шкуры, мясо, сухожилия. Пушнина (лисица и соболь) шла в уплату ясака.

У ительменов было самое широкое среди северных народов распространение собирательства. Все съедобные растения, ягоды, травы, корни шли в пищу. Наибольшее значение в пищевом рационе имели клубни сараны, листья баранника, черемша, кипрей. Продукты собирательства запасали на зиму в сушеном, вяленом, иногда в копченом виде. Как и многих сибирских народов собирательство было уделом женщин. Из растений женщины изготовляли циновки, мешки, корзины, защитные панцири. Также на женщинах лежала обязанность по заготовке и обработке рыбы. Рыболовство и охота, приготовление пищи, уход за собаками и все плотничьи работы являлись мужским занятием.

Орудия труда и оружие ительмены делали из камня, кости и дерева. Для изготовления ножей и наконечников гарпунов применялся горный хрусталь. Огонь добывали при помощи специального прибора в виде деревянного сверла.

Единственным домашним животным у ительменов была собака. В позднейшее время на Камчатке распространилось упряжное собаководство восточносибирского типа. Средствами передвижения служили зимой лыжи скользящего и ступательного типов, а также собачьи упряжки. По воде передвигались на батах – долбленых колодообразных лодках, которые нередко сдваивали или страивали.

Селения ительменов («острожки» – атынум) располагались по берегам рек и состояли из одного-четырех зимних и от четырех-сорока четырех летних жилищ. Планировка селений отличалась своей беспорядочностью. Основным строительным материалом служило дерево. Зимним жилищем была полуподземная «юрта», как ее называли русские, площадью до 100 кв. м с входом и выходом через дымовое отверстие в крыше. Боковым выходом пользовались только женщины и дети. Снаружи стены покрывались травой и засыпались землей. Очаг располагался у одной из стен жилища. В таком жилище жила большая (до 100 человек) семья. Как отмечают исследователи, такие жилища к концу XVIII в. были вытеснены срубными избами русского типа. В 1940-х гг. у ительменов бытовали т.н. землянки (к’н’ухm) – каркасные постройки с 6 столбами в основе. Летним промысловым жилищем для каждой отдельной семьи служили балаганы (мэм) – крытые травой шалаши пирамидальной (четырехскатной) или конической формы, расположенные на высоких свайных помостах на основе из девяти столбов. В жилище поднимались по дереву с зарубками. Имелось две двери – одна против другой. Между сваями под помостом из жердей вялили рыбу. С переходом в срубные дома балаганы стали использовать в качестве хозяйственных строений.

На промыслах ительмены также жили в легких каркасных постройках – бажабаж – двускатных, односкатных и пирамидальных по форме жилищах. Покрывались такие жилища ветвями деревьев, травой, отапливались костром. Дверь состояла из досок.

Из хозяйственных построек ительмены заимствовали у русских срубные амбары и постройки для скота.

Старинная одежда ительменов была сходна с корякской и чукотской. Носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц. В набор повседневной одежды мужчин и женщин входили штаны, кухлянка с капюшоном и нагрудником, камлея* и торбасá – мягкие оленьи сапоги. Зимой кухлянка и штаны были двойные. Традиционным зимним головным убором у мужчин была шапка из птичьих перьев и разного меха, летом – деревянные шляпы, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Зимним головным убором женщин был капюшон кухлянки. В качестве защитной одежды использовались плетенные из травы дождевики и соломенные циновки. Детская одежда не отличалась от взрослой, только была меньших размеров. От русских ительмены заимствовали ношение нижнего белья, летней одежды и украшений.

Традиционной пищей ительменов была рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами считались юкола, вяленая лососевая икра, чуприки – запеченная особым способом рыба. Зимой ели замороженную рыбу. Лакомством считались квашеные рыбьи головы. Употреблялась и вареная рыба. В качестве дополнительной пищи употребляли мясо и жир морских животных, растительные продукты, мясо птицы. От русских ительмены заимствовали различные способы засолки и копчения рыбы, употребления в пищу картофеля, мучных изделий, супов, чая.

К моменту первого знакомства русских с Камчаткой ительмены находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Преобладающей формой социальной организации ительменов была патриархальная семья. Зимой все ее члены жили в одном жилище, летом – распадались на отдельные семьи. Члены семьи были связаны узами родства. Господствовала общинная собственность, бытовали ранние формы рабства. Большие семейные общины и объединения постоянно враждовали между собой, вели многочисленные войны. Для брачных отношений была характерна полигамия – многоженство.

Религиозные представления ительменов имели ряд общих черт с верованиями чукчей и коряков. В основе религиозного мировоззрения ительменов лежали анимистические представления. Ительмены верили в силу злых духов, которые населяют землю, леса, горы и воду, а также в силу добрых духов-покровителей. Изображения духов выполнялись из дерева. Был развит шаманизм, однако шаманы у ительменов не имели специальной одежды и бубнов. В роли шаманов выступали женщины. Все стороны жизни и быта ительменов регламентировались поверьями и приметами. Существовали обрядовые празднества, связанные с годовым хозяйственным циклом. Главный праздник года, длившийся около месяца, проходил в ноябре, после завершения промысла. Он был посвящен хозяину моря Митгу. Праздник оканчивался своеобразным обрядом «очищения» – прохождением сквозь обручи из березовых прутьев. Ительмены совмещали традиционный промыслово-хозяйственный календарь с православным. Праздновали православные праздники, соблюдали основные обряды.

В прошлом трупы умерших людей ительмены оставляли не погребенными или отдавали на съедение собакам, детей хоронили в дуплах деревьев. С обращением ительменов в православие в середине XVIII в. погребение стало совершаться по христианскому обряду.

Центральной фигурой мифологии ительменов был ворон-творец Кутх, добывший землю из воды, создавший людей и научивший их ловить рыбу, плести сети, делать лодки. Ворон-творец Кутх выступал как первопредок и могучий шаман. В современных условиях традиционная народная культура ительменов развивается в рамках самодеятельности.