Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
бакланов ДОК.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
195.07 Кб
Скачать

Вопрос 3.

Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве. Он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических требований.

Транснациональный терроризм получился из-за того, что понятие международный часто трактуется как «межгосударственный», а основными субъектами этой отрасли терроризма являются негосударственные(общественные) действующие лица., поведение которых не зависит от гражданства и не ограничивается национальными границами.

Основные принципы этого терроризма были выдвинуты Усамой бен Ладоном в 1988. Политические и идеологические задачи: ослабление Запада, в частности США, Израиля, других стран.

Новый терроризм стал более религиозным. В качестве идеологического обоснования сегодня используют экстремистское толкование ислама.

В качестве основного средства достижения используется тотальный терроризм, который отличается в значительно более масштабном насилии. Другим важным следствием терроризма является экономические потери не только от разрушений в результате взрывов, но и от того, как террористические акты влияют на национальные экономики и мировое хозяйство.

Используется качественно новая организационная структура – это, прежде всего транснациональность или своеобразный интернационализм состава (граждане разных стран, рас и т.д.).

Наконец, еще одной особенностью нового транснационального терроризма является то, что ему удалось подчинить или объединить вокруг себя разрозненные родственные организации в ряде всего земного шара.

Многообразие видов терроризма, наличие у каждого из них своих особенностей обусловливает большую сложность оперативной обстановки на направлении борьбы с ним органов безопасности и требует постоянного отслеживания изменений в террористической деятельности для обеспечения адекватных мер защиты от данной формы политического экстремизма. 

В качестве оснований выделения отдельных видов терроризма в научной литературе и политической практике используются различные критерии. Так, например, классификация видов терроризма по используемым основным методам предполагает выделение "физического" и "психологического" терроризма; по преследуемым политическим целям - "демонстративного", "сплачивающего", "провокационного" ( и т. д.) терроризма; по субъектам террористических проявлений - "европейского", "латиноамериканского",-"исламского" (и др.) терроризма. 

Правый терроризм базируется обычно на платформах, отрицающих демократическую плюралистическую систему организации государства, институты западной демократии. Он нередко основывается на фашистской и неофашистской идеологии. Многие правые экстремистские и террористические организации в различных странах мира имеют, открыто расистские или национальные установки. Для организаций, относящихся к правому терроризму, характерна тенденция к тесному блокированию. Например, неонацистские и националистические группировки ряда европейских стран входят в международные объединения "Новый европейский порядок" (НЕП) и "Европейское движение" (ЕД).  Левый терроризм основывается на концепциях псевдореволюционного толка, ориентируется в современных условиях на насильственное упразднение "империалистической системы" путем осуществления широкомасштабной "стратегии напряженности". Наибольшее распространение он получил в Европе и Латинской Америке. Для европейских левацких организаций террористической направленности характерны тенденции к объединению усилий в целях борьбы с "империалистической стратегией НАТО и порождающей его структурой". Это в значительной мере предопределяет выбор объектов террористических акций1.  Серьезное познавательное и практическое значение имеет выделение видов терроризма по признаку используемых средств (традиционный и технологический терроризм) и по сфере осуществления террористических акций (воздушный и морской терроризм).  К традиционному терроризму относят применение насилия в политических целях, основанное на использовании широко распространенных и издавна известных средств поражения людей и материальных объектов: огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т. п. Появление технологического терроризма связывают с разработкой и возможностью применения новых видов средств поражения, основанных, в частности, на использовании радиоактивных материалов, высокотоксичных ядов и биологических культур, химических веществ и т. д. Опасность технологического терроризма, отдельные попытки которого уже имели место в современной истории, состоит прежде всего в массовом характере его поражающего воздействия (в отношении большого числа людей, на значительных территориях), способности оказывать особо сильное устрашающее воздействие, возможности наступления многоплановых разрушительных и дестабилизирующих последствий как регионального, так и глобального характера.

Борьба с терроризмом. Для борьбы с терроризмом используются оборонительная и насту­пательная стратегии, государства действуют индивидуально и коллек­тивно. Коренной проблемой борьбы с терроризмом является то, что в данном случае речь идет не об известном на протяжении столетий про­тивостоянии государств, а о борьбе государств с  негосударственными организациями, интернациональными по составу, глобальными по гео­графии базирования, охвату проводимых ими операций, действующи­ми подпольно и использующими средства борьбы, запрещенные боль­шинством государств мира.

У террористической угрозы нет обратного географического адреса. Поэтому в борьбе с терроризмом оказывается неэффективной действовавшая веками стратегия сдерживания. Терро­ризм нельзя сдержать угрозой нанесения ответного удара по конкрет­ной территории. Террористов трудно обнаружить и разгромить с помо­щью классических методов ведения вооруженной борьбы, поскольку они прячутся за спинами гражданского населения. Именно по этой причине небольшой по составу, относительно слабо вооруженный фронт транс­национального терроризма на протяжении ряда лет успешно противо­стоит могуществу самых современных государств мира.

Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы — это обеспечение внутренней безопасности, т.е. охрана гражданского насе­ления, инфраструктуры, объектов, принятие законов, правил, осуществ­ление профилактических мер и процедур, призванных выявить терро­ристов и их намерения, предотвратить совершение террористических актов. В этом задействованы все структуры государственной власти, прежде всего силовые ведомства, а также гражданское общество. В то же время обеспечение внутренней безопасности не должно коренным образом менять основные принципы функционирования гражданского общества и государства, поскольку подобные изменения, наряду с про­чим, означали бы частичное поражение перед лицом терроризма. Как правило, террористам труднее всего действовать в тоталитарных или автократических странах. Но скатывание к тоталитаризму и авторита­ризму является непропорционально высокой ценой в борьбе с терроризмом, которая неприемлема для большинства стран мира. Нахожде­ние правильного баланса между ограничительными мерами безопасно­сти и сохранением завоеваний в области прав человека является труд­ной, но необходимой задачей.

В последние годы большинство стран существенно ужесточили кон­троль на границах, в аэропортах, поездах, в местах скопления большого числа людей. Больше внимания уделяетсяразведывательным и контр­разведывательным операциям по выявлению террористов и их пособ­ников. Существенно повышено финансирование силовых ведомств, на которые возложены эти задачи. Принято много законодательных актов, призванных усовершенствовать правовое поле борьбы с терроризмом. Идет процесс мобилизации гражданского общества на поддержку этой борьбы.

Учитывая, что терроризм приобрел транснациональный характер, не­избежно встала задача создания широкой международной антитеррорис­тической коалиции. Кроме того, проведенные различными государства­ми оборонительные по своему характеру мероприятия по укреплению внутренней безопасности требовалось дополнить их наступательной стратегией, направленной на искоренение террористической инфра­структуры и организаций независимо от того, где они находились. В ча­стности, это объяснялось и тем, что каждый год выживания таких сетей и организаций, сохраняющих потенциал для борьбы в будущем, по су­ществу, воспринимается как год поражения мирового сообщества в этой борьбе.

Повышенное внимание стало уделяться задаче предотвращения воз­можностей попадания в руки террористов оружия массового уничтоже­ния и средств его доставкиВ апреле 2004 г. была принята и активно реализуется резолюция Совета Безопасности ООН 1540, предусматри­вающая действия на национальной и международной основе по пресе­чению распространения ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов во имя главной цели — недопущения их попадания в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. 14 сентября 2005 г. была открыта к подписанию Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Она обязывает участников одобрить за­коны, предусматривающие уголовное преследование и наказание винов­ных в совершении таких актов. Взаимодействие осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Важными инструментами многостороннего сотрудничества региональ­ного масштаба являются такие структуры, как созданный в 2000 г. Ан­титеррористический центр СНГсистемы антитеррористического взаи­модействия Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Надо заметить, что, наряду с расширением и углублением сотруд­ничества по ряду указанных направлений, в рядах международной ан­титеррористической коалиции возникают расхождения и пряные про­тиворечияВ некоторых странах, формально присоединившихся к этой коалиции, как отмечалось, сохраняются настроения, согласно которым террористы в определенных ситуациях все еще рассматриваются как борцы за свободу. Некоторые государства не располагают достаточны­ми средствами для ведения антитеррористической борьбы на своей тер­ритории. Другие пытаются добиться негласного взаимопонимания с террористами с тем, чтобы они не осуществляли теракты на их террито­рии, объективно «канализируя» таким образом активность террористов на другие страны.

Другим серьезным расхождением в рядах антитеррористической коалиции является различное видение путей и методов конкретной борь­бы с терроризмом. Как известно, российское руководство неоднократно обвиняло некоторые западные страны в «двойных стандартах», в част­ности, при подходе к антитеррористической операции, которую РФ ве­дет в Чечне и других республиках Северного Кавказа. Прежде всего, это касается предоставления рядом западных стран террористам, их пособ­никам и спонсорам убежища на своих территориях.

 14 сентября 2005 г. Советом Безопасности, в засе­дании которого участвовали присутствующие на 60-й сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН глав государств и правительств, резолюции, кото­рая призывает запретить законом подстрекательство к совершению террористических актов, отказывать в предоставлении убежища любым лицам, в отношении которых имеется достоверная информация, позво­ляющая считать их виновными в таком подстрекательстве.

Учитывая новое качество и глобальные масштабы современного тер­роризма, можно предположить, что это долгосрочная угроза. Она ока­зывает и будет оказывать самое серьезное влияние на различные аспек­ты формирования новой системы международной безопасности. В то же время необходимо соразмерно определять место и удельный вес уг­розы международного терроризма в комплексе других угроз междуна­родной безопасности. Несомненным успехом в борьбе с терроризмом является формирование широкой антитеррористической коалиции. Она в значительной степени сглаживает противоречия между государства­ми по ряду других конфликтных проблем международной безопаснос­ти. Правда, одновременно такие противоречия нередко ослабляют единство антитеррористической коалиции.