Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эргономические методы проектирования-Лекция № 2...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
264.19 Кб
Скачать

3.2.В каком отношении современные задачи проектирования сложнее традиционных?

Пожалуй, самым явным признаком того, что нам нужны более совершенные мето­ды проектирования и планирования, является наличие в промышленно разви­тых странах крупных неразрешенных проблем, возникших в связи с приме­нением искусственно созданных пред­метов. Примерами могут служить тран­спортные заторы, проблема парковки автомобилей, несчастные случаи на до­рогах, теснота в аэропортах, шум са­молетов, проблемы развития больших городов и хронический дефицит та­ких социальных услуг, как медицин­ское обслуживание, народное образо­вание, пресечение и раскрытие преступ­лений. Эти недостатки нельзя считать ошибкой природы или "бичом божьим" и пассивно мириться с ними — напротив, их можно рассматривать как результат человеческого неумения предвидеть си­туации, которые возникают в результате появления проектируемых человеком изделий. С таким выводом многие не согласятся, так как он возлагает слиш­ком большую ответственность на проектировщиков и слишком малую на всех остальных людей. Но тогда давно пора каждому, на кого влияют ошибки и не­достатки проектировщиков, принять уча­стие в процессе проектирования.

Если внимательно рассмотреть рас­ширение процесса проектирования при включении в него помимо вопросов создания изделий также и задач проекти­рования систем (т. е. связей и отношений между изделиями), мы увидим, что при этом к иерархии предметов, относящих­ся к традиционной сфере деятельности проектировщика, добавляется еще одна ступень. Если же еще более расширить объем понятия "проектирование", вклю­чив в него политические и социальные аспекты поведения потребителей, свя­занные с отношениями между системами, обнаружится наличие еще одной ступе­ни — уровня общественных групп, или "социальной сферы" (рис. 3.1).

Многие нерешенные проблемы про­ектирования встречаются в этой иерар­хии уже на уровне систем. В настоящее время этот уровень лежит вне сферы традиционного проектирования и в то же время ниже уровня эффективной деятельности социальной сферы. Пока все говорит за то, что для ликвидации таких неприятных явлений, как тран­спортные пробки или дефицит дешевой жилой площади, недостаточно действий только социальной сферы, исходят ли они от правительства страны, муници­палитета или группы лиц, особенно стра­дающих от этих явлений. Отсюда ста­новится очевидной необходимость со­четания силы политического воздействия и организационного планирования с гиб­костью и силой предвидения, свойствен­ными процессу проектирования изделий, чтобы в разработке систем в представ­ленной на рис. 3.1 иерархии процветала гармония, а не нарастал беспорядок. Это потребовало бы "вертикального" про­ектирования, направленного вдоль каж­дой ветви дерева, изображенного на рис. 3.1, что позволило бы предвидеть результат каждого решения проекти­ровщика на каждом из четырех уровней. Некоторые возможности такого расши­ренного процесса проектирования рас­сматриваются далее.

Увеличение (с двух до четырех) количества иерархических ступеней,

открытых для проектирования, означает резкое уменьшение стабильности проектной ситуации и одновременно с этим существенное повышение ее сложности. Такое расширение сферы проектирования по меньшей мере равноценно совершенному ранее переходу от кустарного промысла к чертежному способу проектирования, т.е. переходу от самой первой ступени иерархии к двум нижним ступеням. Такой переход не может не привести к самым серьезным последствиям, так как он предполагает возможность осуществлять непрерывную перестройку сверху донизу всей структуры индустриального общества. После утраты былой уверенности в устойчивости на среднем уровне — сначала из-за отсутствия больших систем, а затем из-за беспомощности перед лицом их неуправляемого роста - пожалуй, почти не остается несомненных поло­жений и надежных точек опоры. В условиях этой новой лабильности наибо­лее вероятными препятствиями к изме­нениям и факторами преемственности становятся уже не физические пределы возможностей материала, а идеи, мнения, ценности и убеждения отдельных людей. Поэтому можно ожидать, что выбор технических решений будет все в боль­шей мере определяться общественными воззрениями и идеологией. Каким иным способом найти ответ на такие принци­пиальные вопросы, как равновесие между свободой потребительского вы­бора и централизованным руководством при разработке автоматизированных систем городского транспорта (взамен личных автомобилей) или при развитии сети учебного телевидения (взамен школ и высших учебных заведений)? Ясно, что расширенный процесс проектирова­ния, который необходим, но пока не peaлизован, должен учитывать политические и моральные факторы и неопределен­ности и давать информацию соответству­ющим общественным институтам. Есте­ственно было бы задуматься над вопро­сом: в чем заключалась бы разница между автоматизированными системами транспорта или сетями учебного телеви­дения, воплощающими капиталистиче­ские, католические или, скажем, буд­дистские принципы? И не возникнет ли какая-нибудь новая, более универсаль­ная, чем эти, система взглядов, когда появится необходимость во всемирной унификации больших систем?

Очевидно, что проектировщики бу­дущего найдут неведомые ныне отправ­ные точки. Их задача будет заключаться в том, чтобы воплотить в жизнь новые идеи, отбросив при этом физические и организационные основы старых. В этих условиях бессмысленно рассматривать проектирование как удовлетворение су­ществующих потребностей. Новые по­требности возникают, а старые исчезают в ответ на изменение системы имеющих­ся возможностей их удовлетворения. Теперь задача проектирования уже не состоит в увеличении стабильности искусственной среды; она состоит в изменении — на благо или во вред — то­го, что определяет направление разви­тия этой среды.

Пожалуй, труднее всего будет при­способиться именно к этой неустойчи­вости настоящего перед лицом техни­ческих изменений, которые были запланированы в прошлом и должны сбыться в будущем. Ведь мы до сих пор не свыклись с теперь уже обще­признанным утверждением, что изучение сегодняшних потребностей вовсе не всегда позволяет предсказать, что бу­дет нужно людям в будущем, когда появятся новые технические возможности. Какую пользу мог бы извлечь Генри Форд от исследования рынка личных легковых автомобилей в период 1914 г. и что может дать тем, кто ныне стре­мится разрешить проблемы транспорт­ных заторов, изучение нужд современ­ного потребителя в автоматизации город­ского транспорта?

Очень многим людям придется отре­шиться от веры в устойчивость настоя­щего, чтобы создать социальные предпо­сылки для планирования на основе того, что будет осуществимо завтра, а не на основе того, что было достижимо в не­давнем прошлом. Новая мысль, кото­рую здесь нужно усвоить, заключается в следующем: не столь важно во всех подробностях понять, каким образом современное население приспособилось к существующей обстановке; главное — определить, насколько легко или трудно население будущего преодолеет порог между сегодняшним положением вещей и каждым из нескольких возможных вариантов реорганизации искусственной среды в будущем.

Возвращаясь от этой общей панора­мы к реальным условиям современного проектирования, мы сталкиваемся с ря­дом дополнительных осложнений, кото­рые не встречались проектировщикам раньше. Одни из этих осложнений явля­ются внешними по отношению к изде­лию, другие свойственны самому объек­ту проектирования. Некоторые из них перечислены ниже.

Внешние осложнения

1. Перенос технических решений, т.е. планомерный поиск в отдаленных отраслях технологии таких изобретений и разработок, которые позволяют решить данную задачу проектирования. Пример: использование новейших достижений в области производства пластмасс позволило резко понизить стоимость и расширить сбыт домашней мебели.

2. Возможность возникновения побочных эффектов при использовании нового разрабатываемого изделия, которую необходимо прогнозировать на ранней ста­дии проектирования, когда еще можно с их учетом изменить конструкцию изделия и организацию системы. Пример: изучение общественного мнения на шум реактивных самолетов до принятия окончательного решения о создании в США сверхзвукового пассажирского лайнера.

  1. Применение единых фирменных, на­циональных или международных стандар­тов для обеспечения совместимости изде­лий взаимодействующих систем. Приме­ры: межконтинентальные стандарты на цветное телевидение, электрические вилки и розетки, детали для крупноблочно­го строительства, требования к безопас­ности автомобилей и др.

  2. Чувствительность к совпадениям, час­то возникающая в тех случаях, когда один и тот же человек использует изделия, принадлежащие двум различным системам. Пример: конструкцию и технологию производства пластмассовых стульев пришлось изменить потому, что от мелких неровностей на поверхности стула распускались петли на нейлоновых чулках, так что такие стулья перестали пользоваться спросом. Могли ли создатели стульев и создатели чулок заранее предвидеть, что их изделия вступят в критическое взаимодействие, когда носить чулки и сидеть на стуле будет один и тот же человек? Коли­чество таких возможных совпадений для любой конструкции колоссально.

  3. Невозможность устранения крупных несоответствий между изделиями без реорганизации всей системы отношений и коренного преобразования изделий, которое позволяло бы перераспределить функции. Пример: невозможность ре­шения проблемы транспортных заторов, пока функции управления движением от жесткой системы дорожных знаков и действий самих водителей не будет пе­редано автоматической системе управле­ния.

Внутренние осложнения

1. Постоянный рост капиталовложений, необходимых для получения существен­ного экономического эффекта от новой конструкции. Пример: растущие расходы на технологическую подготовку произ­водства нового самолета, нового автомо­биля, системы управления дорожным движением, крупноблочного строитель­ства. В результате стоимость ошибки проектировщика настолько возрастает, что каждый проект должен быть удач­ным с первого предъявления, а поиск методом проб и ошибок недопустим.

  1. Трудность приложения сведений, за­имствованных из посторонних источни­ков, к имеющейся задаче проектирова­ния без нарушения внутреннего равнове­сия между частями конструкции, кото­рого удалось добиться на предыдущих стадиях проектирования. Пример: ин­женер-механик может предложить способ увеличения прочности формованной пластмассовой детали, не сознавая, что он при этом разрушает интуитивно найденное технологом тонкое соответствие между геометрией отливки и скоростью ее затвердевания.

  2. Крайняя сложность определения рациональной последовательности принятия решений, когда поток новых потреб­ностей, новых технологических процес­сов и новых идей непрерывно изменяет систему отношений между параметрами решения. Можно ли, например, устано­вить определенную последовательность принятия решений и тем самым исклю­чить излишние пересмотры проекта при проектировании лекционного зала, когда такие факторы, как развитие учебного телевидения или рост числа и много­ людности конференций, влияют на самый характер деятельности как лектора, так и аудитории?

Наверное, этот список неполон, а не­которые его пункты частично перекры­вают друг друга, но он не оставляет сомнений в том, что самый характер но­вых трудностей проектирования не по­зволяет решить их одному конструктору "в уме", а чертежная доска здесь тоже не поможет. В таком случае посмотрим, нельзя ли при принятии проектных решений использовать знания многих других людей.