Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все тексты фиц в одном.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
641.54 Кб
Скачать

2. Проблемы ценности информации

Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Ценность информации все более актуализируется, и даже более того, информация сама превращается в некий фундамент морали — отсюда появляется понятие информационных ценностей, информационной морали, несколько отличной от традиционной моральной базы. Ценность информации имеет многоплановое системное измерение. Ценность информации зависит:

  • «от возможности ее восприятия и использования системой;

  • от увеличения эффективности действия системы (в смысле достижения определенной цели) за счет использования этой информации;

  • от характера и результата этого использования: внутреннего (теоретического) для корректировки тезауруса системы, либо внешнего (практического) для преобразования внешней среды и/или целесообразного изменения взаимодействия системы с внешней средой;

  • от значимости действия, в котором используется данная информация как для самой системы, так и для ее надсистем».

Новая ценностно-нормативная система провозглашает примат знаний и информационных ресурсов над всеми остальными элементами общества и объявляет информацию основой общества, новых человеческих отношений. Информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого постепенно начинает приближаться к суммарной стоимости продуктов материального производства, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, но и к умению ее добывать, обрабатывать и использовать. Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса информатизации общества. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

Информация становится ключевым фактором производства в современном мире, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Она открывает принципиально новые возможности для развития техники и технологии, позволяет обеспечить максимально эффективные связи технологии с обществом, человеком и природой. Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности человека, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизация большинства аспектов жизни.

В странах с интегрированными системами связи, открывающими доступ к разнообразным базам и банкам данных и знаний, они (средства видеокоммуникаций и другие информационные устройства) в необычайной степени расширяют интеллектуальный горизонт человека. Библиотеки программ и компьютерных игр, многочисленные накопители знаний, акустическая и видеоинформация самого различного свойства становятся доступными десяткам миллионов людей. Общество начала XXI века все больше и больше захватывает культурная, политическая и экономическая система единого информационного пространства, которое влияет на общество с помощью глобальных коммуникаций и индустрии развлечений. Возрастающая развитость информационной сферы создает предпосылки для колоссальных социально-экономических и политических изменений в жизни общества и отдельного человека: информация превращается из средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, все больше возрастает расхождение индивидуальных и групповых ценностных ориентаций и, как следствие, — резкий рост субкультур, усиление роли этнических, культурных и т.п. меньшинств, изменение характера межличностных отношений.

Формируется «мир изменений» как мир высокой инновационной динамики, приближающейся к пределу адаптационных способностей человека. Происходит интеллектуализация производительных сил общества. Сформировалась тенденция к становлению «экономики общественного интеллекта». Появилась новая структурная единица в экономике — класс «горячих» наукоемких, образовательноемких, информоемких экономик планово-рыночного типа. Рост наукоемкости, образовательноемкости, информоемкости экономик развитых стран мира, определяющих, в свою очередь, резкий скачок в динамике социально-экономического развития. Образование становится главным механизмом воспроизводства общественного интеллекта. Более 60 % национального дохода США обеспечивается приростом знаний, а это означает, что обеспечивается развитие общественного интеллекта и образования. Интеллектуальная, инновационная революции сопровождаются креативной революцией. Творчество приобретает значимость главной функции управления. Появление класса интеллектоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик сопровождается изменением экономических ценностей, усилением роли знаний как субстанции стоимости и потребительской стоимости в новых условиях.

Развитие информационных систем кардинально влияет на деловую активность, образование, внешнюю и внутреннюю политику, быт, медицину, культуру в целом, мировоззрение и науку. Благодаря этому появляется возможность обеспечить необходимыми знаниями решение самых разнообразных проблем. Биотехнология, космическая технология, атомная, энергетическая, технология новых материалов, безотходных производств и т.д. невозможны без использования компьютеризованных информационных систем. По мере того, как они становятся также и генераторами знаний, превращаясь в особые интеллектуальные инструменты решения сложных технологических, практических, а иногда и теоретических задач, все современные высшие технологии, реально меняющие условия человеческого бытия, как бы нанизываются на единый осевой технологический стержень — информационную технологию. Без нее они были бы просто невозможны. Общество, в котором вся система технологий детерминируется и стимулируется опережающим развитием знаний, включая знания естественно-научные, социальные, экономические, политические, правовые, психологические, антропологические и т.д., может по праву называться обществом, основанным на знаниях. Причем благодаря развитию современных средств коммуникации, информатизации общества и наличию большого количества электронных книг, справочников, газет и другой информация является легко и быстро доступной. Наличие же глобальных средств связи позволяет получать доступ не только к региональным источникам данных, но и вообще черпать информацию со всего мира.

Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению, овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени. В связи с этим люди старшего поколения могут болезненно воспринимать жизненные перемены (порой негативные). Борьба с собой — со своими жизненными принципами, выработанными годами и обществом, не всегда дается легко. Интеллектуальная инертность этого слоя населения порой мешает им полноценно пользоваться техническими новшествами и воспринимать их как обязательных спутников жизни современного общества. Таким образом, из технического прогресса эмоционально выпадает большой пласт людей.

Информационная цивилизация XX века, демонстрируя интенсивный техногенный рост, одновременно определила растущий разрыв между количеством информации и качеством ее обработки. Возникла информационно-интеллектно-энергетическая асимметрия общественного интеллекта как форма дисбаланса между «валом» информации и способностью человека переработать, осмыслить данную информацию. Растущий катастрофизм развития в XX веке означал относительное падение качества общественного интеллекта и качества образования как механизма его воспроизводства, растущую их неадекватность к требованиям эффективного управления развитием общества.

Информационное общество вместе с позитивами усиления общественного интеллекта через расширение информационных возможностей принесло с собой еще большее количество негативов в форме информационных загрязнений, искажений информационных пространств. Информационные технологии приводят к изменению стиля мышления (формализация, стандартизация представления информации, алгоритмизация и т.д.). Большой объем проходящей информации, отсутствие необходимости ее запоминать изменяют память человека. Большие мощности ЭВМ, автоматизация многих процессов и вычислений приводят к отсутствию осознания основ знаний, снижению способностей мыслить самостоятельно. По оценкам психологов, только 15 — 20 % населения России способно критически усваивать информацию, а до 75 % людей обладают повышенной внушаемостью. Вследствие этого применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. «Формы воздействия изменяются вместе с прогрессом. На смену физическому насилию, а затем экономическому пришло информационное насилие: манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику и внутренний мир». Схожие представления развивает русский философ Александр Зиновьев, когда пишет о «новой колонизации». Имея в виду не военный, а идеологический «захват»: внесение в систему жизненных ценностей колонизируемой страны несвойственные ей идеалы и ценности. Начиная с самого раннего детства, новое компьютерное поколение погружается в систему не только традиционных, но и новых компьютерных представлений и ценностей. Дети компьютеризованного поколения, которых японский профессор __. Маруама по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал пятым поколением, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей и животных и компьютеров, иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении.

Большое разнообразие источников информации, особенно в связи с развитием сети Internet, привносит и свои минусы в образование и науку: информации много, в ней зачастую трудно ориентироваться, возникает поверхностный характер образования, большая вероятность встретить неверную, некорректную, а то и вредную для человека и его воспитания информацию.

Внедрение рыночно-стихийной регуляции в информационные пространства как отдельных обществ, так и цивилизации в целом, превращение информации и знаний в товар привело к сознательному процессу фабрикации ложной информации. Вместе со становлением информационных обществ появился феномен информационных войн, направленных на разрушение социогенетических механизмов развития отдельных обществ и цивилизаций, в том числе сложившихся систем ценностей и нравственности. Динамика резких социально-политических государственных сдвигов, разрушение господствующей идеологии нередко приводит к потере людьми ориентации, когда былые святыни уже не имеют значения, а новые противоречивы и их право на существование вызывает сомнение. Среди проблем в современном обществе особо можно отметить общее состояние дезорганизации ценностей, которое порождает другую проблему — доминирование псевдоискусства над действительной, истинной культурой: пропаганда привлекательности преступной жизни, ложной красоты через фильмы и книги, телепередачи и компьютерные игры. В результате произошедших ценностно-нормативных трансформаций возникло понятие «блип-культура» (от англ. — brief — краткий сигнал) как основы жизнедеятельности современного человека. Вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, — «блипы» информации: объявления, команды, обрывки новостей, которые не согласуются в целостное представление. Новые образы и представления не поддаются классификации — отчасти потому, что они не укладываются в старые категории, отчасти потому, что имеют странную, текучую, бессвязную форму. Люди «третьей волны» (люди информационного общества) чувствуют себя свободнее, именно сталкиваясь с «блипами» — информационными сообщениями, отрывками из песен или стихотворения, заголовками, коллажем и т.д. Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передаче от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой информации.

Высокий темп жизни, большое количество подлежащих за короткое время решению задач, высокая психологическая нагрузка, связанная с большим количеством проходящей мимо человека разнообразной информации, приводят к «сбоям» человека, когда он уже не способен адекватно реагировать на ситуацию, в которой он находится. Информатизация создает благоприятную почву для широкого распространения технократического мышления, роста поверхностного слоя бытия человека, возрастания эклектизма его социального бытия, фрагментации внутреннего мира человека. На фоне совершенно новых вызовов и глубинных изменений во всех пластах человеческого бытия становится все более очевидной неспособность традиционных систем ценностей решать возникающие проблемы.