Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для Ленки.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
328.19 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра ЛИСТ

Реферат

Импульсный разряд в инертных газах

ВЫПОЛНИЛ: студент гр. 1В30

Вагин Роман

ПРОВЕРИЛ: преподаватель

Штанько В.Ф.

ТОМСК 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------

3

1 ПРОБОЙ ВИДА А и С ------------------------------------------------------------

4

2 ПРОБОЙ ВИДА Е------------------------------------------------------------------

7

3 ПЕРВИЧНОЕ НАРОСТАНИЕ ТОКА-------------------------------------------

10

4 ТЕОРИЯ РАСШИРЕНИЯ РАЗРЯДА-------------------------------------------

16

5 ТЕОРИЯ РАСШИРЕНИЯ РАЗРЯДА В ТРУБЧАТЫХ ЛАМПАХ--------

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------------------------------

20

ВВЕДЕНИЕ

При решении многих научно - технических проблем требуется, как известно, излучение весьма высокой интенсивности, причем мгновенный уровень играет в этих проблемах большую роль, чем значение, усреднённое на протяжении длительного времени. В соответствии с этим в технике возникла тенденция повышать интенсивность за счет непрерывности излучения, т.е. переходить на импульсные посылки излучения. Помимо увеличения интенсивности осуществления импульсных посылок открывает также возможность их кодирования, существенную для многих задач передачи информации, а также выделения их на постоянном фоне излучения.

Тенденция к переходу на импульсные посылки излучения в области радиоволнового диапазона частот электромагнитных колебаний проявилась в развившихся относительно позднее областях радиотехники - радиолокации радионавигации и т.п. Та же тенденция в области оптического диапазона привела к разработке электроламповой промышленностью импульсных источников оптического излучения, к которому относятся ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Для краткости такие источники излучения называют просто импульсными источниками света.

Импульсные источники света могут быть основаны на использовании химической реакции (лампы одноразового действия типа ламп - вспышек с металлической фольгой). Они могут основываться на кратковременном возбуждении люминофора, например, пучком электронов и на использовании кратковременного электрического разряда в газе или парах метала - конденсированной электрической искры.

Специфические особенности конденсированного искрового разряда - высокая температура и яркость, легкая управляемость, возможность частого повторения вспышек, сравнительная простота вспомогательных устройств - обеспечили последнему виду импульсных источников света наиболее широкое применение.

Импульсный разряд широко используется в спектроскопии для возбуждения спектров ионизированных атомов. Благодаря тому что сопутствующее импульсному разряду мгновенное образование газовой плазмы является в настоящее время самым высокотемпературным физическим процессом, который может быть осуществлен в малом объеме ( в отличии от взрывных процессов, использующих кратковременные химические или ядерные цепные реакции, которые захватывают большие пространства )

1 Пробой вида а и с

При высоких давлениях [выше 2500 Па (20 мм рт. ст.) ] переход от несамостоятельного к самостоятельному газовому разряду всегда сопровождается быстро проте­кающим физическим процессом, характеризуемым поня­тием «электрический пробой». Бурная природа этого процесса, детальный механизм которого может в разных условиях существенно меняться, объясняется двумя об­щими особенностями электрических явлений в газах:

1. Экспоненциальная зависимость эффективности большинства элементарных ионизирующих процессов (при малых абсолютных значениях этой эффективности, характерных для малых длин свободных пробегов) от энергии частиц или определяющих ее внешних условий (напряженность электрического поля, температура).

Примерами таких экспоненциальных связей являются зависимость от напряженности электрического поля коэффициента ударной ионизации атомов электронами а, аналогичная функция возбуждения атомов, которая вли­яет на ступенчатую ионизацию, фотоэффекты на катоде и в объеме газа и т.д. При высоких давлениях и темпе­ратурах газа благодаря свойственной этим условиям множественности всевозможных столкновений существу­ет тенденция установления термодинамического равно­весия в плазме. Соответствующая зависимость степени ионизации (характеризующая интенсивность всех про­цессов ионизации в их совокупности) от температуры для равновесной плазмы (так называемая формула Са­ха) также экспоненциальная.

2. Существование в газе многократно циклически повторяющихся процессов с очень короткой продолжи­тельностью цикла, которые по аналогии с химическими и ядерными цепными реакциями могут быть также наз­ваны цепными. Одним из примеров цепных процессов яв­ляется ударная ионизация электронами, в ходе которой с каждым новым ее циклом число участвующих в про­цессе свободных электронов удваивается и образуется так называемая электронная лавина. Другой пример мо­жно усмотреть в развитии термической ионизации толь­ко что образованного искрового канала, приводящей к росту плотности тока и увеличению рассеиваемой мощ­ности и температуры (за продолжительность цикла здесь можно принять время установления термодинамическо­го равновесия, т. е. около 10~9 с), которая в свою оче­редь повышает степень ионизации газа.

Эти две особенности, наряду с многообразием эле­ментарных процессов обмена энергией между частица­ми, определяют специфическую трудность изучения про­боя газа при высоких давлениях как в эксперименталь­ном, так и в теоретическом отношении.

Сложность экспериментального изучения пробоя в первую очередь связана со следующими факторами:

  1. кратковременностью процесса пробоя. Для реги­страции его временных характеристик требуются высокоскоростные осциллографы и фоторегистра­торы;

  2. изменением параметров разряда (например, си­лы тока, интенсивности излучения) на протяжении многих порядков. Приборы для измерения этих па­рметров должны, следовательно, иметь также очень широкий диапазон;

3) высокой критичностью условия наступления про­боя. Приборы для контроля параметров, определяющих это условие, должны иметь высокую абсолютную точ­ность.

Зная, насколько усовершенствовалось лабораторное оснащение в указанных направлениях за последние го­ды, нетрудно понять, почему только совсем недавно (фактически за последние два-три десятилетия) экспе­риментальная техника позволила проникнуть в явление пробоя газа при высоких давлениях достаточно глубоко.

Сложность теоретического объяснения явления про­боя связана с тем, что при названных выше двух общих особенностях электрических явлений в газах, определя­ющих бурный характер пробоя и критичность условий его наступления, фактические значения определяющих его параметров могли бы, вообще говоря, соответство­вать целому ряду возможных на первый взгляд конкрет­ных механизмов увеличения электропроводности. Это обстоятельство создавало благоприятную почву для по­строения недостаточно обоснованных умозрительных теоретических схем механизма пробоя. Такие гипотети­ческие схемы правдоподобно объясняли переход от не­проводящего к проводящему состоянию газового проме­жутка и давали удовлетворительную количественную оценку зависимости пробивного напряжения от длины этого промежутка и плотности газа (мало зависящую от положенного в основу механизма). Однако впоследст­вии на основании накопления новых экспериментальных данных эти схемы приходилось отбрасывать или подвер­гать коренной корректировке.

Авторы названных схем пытались упрощенно свести весьма сложное явление пробоя чуть ли не на всем его протяжении к какому-нибудь одному изолированному механизму.

1) Схемы с таунсендовским «раскачиванием иониза­ции», в которых продукты первичных электронных ла­вин (создающиеся вследствие ионизации главным об­разом около анода) порождают тем или иным образом вторичные электроны вблизи катода в результате ионизации (ионизации фотонами) в объеме, а такж на катоде (вырывания электронов с катода соответственно положительными ионами, фото­нами или возбужденными атомами). Эти электроны яв­ляются инициаторами вторичных электронных лавин, создающих в свою очередь третье поколение электронов у катода, и т.д. В случае активного баланса одного цик­ла такого раскачивания (образования в среднем более одного вторичного электрона на одну первичную лави­ну) процесс приводит к неограниченному возрастанию тока без сосредоточения разряда в узком канале.

2) Так называемые «стримерные» схемы, в которых отдельная электронная лавина (созданная одним воз­никшим в прикатодной области электроном) накаплива­ет на своем пробеге настолько большой объемный заряд в головке с диаметром, определяемым диффузией элек­тронов (около 1 мм при атмосферном давлении в возду­хе), что местное искажение поля приводит в результате местной термоионизации к образованию узко­го (равного по диаметру самой головке) столба высоко-ионизированной плазмы («стримера»), быстро прорас­тающего к аноду и катоду. Прорастание стримера при­водит к бурному увеличению тока в разрядном контуре и завершается образованием контрагированного прово­дящего канала между электродами промежутка.

Механизм раскачивания ионизации действует при на­званных выше условиях только на первой стадии пробоя. С его помощью в газовом промежутке создается значительный плоский объемный заряд, приводящий к сосредоточению поля в прикатодной области. Одновре­менно на короткий период времени устанавливается диф­фузный разряд, близкий по своей природе к аномаль­ному тлеющему разряду. После этого в примыкающей к катоду зоне повышенной напряженности электрического поля наступает вторая стадия пробоя, в которой доми­нирующим является стримерный механизм. В этом ме­ханизме основную роль играет сосредоточенный («точеч­ный») объемный заряд, который образуется в головке одной из статистически наиболее благоприятно раз­минающихся электронных лавин. Заряд этот создает на­столько большое местное искажение поля, что становит­ся возможным фазный (на порядок более быстрый, чем движение лавины) перенос фронта повышенной иониза­ции вдоль промежутка в сторону анода и катода. Тонкий канал газа, остающийся за этим фронтом, заполняется нейтральной высокоионизированной плазмой. Последняя обеспечивает прохождение весьма большого элек­трического тока после того, как канал замыкает проме­жуток между катодом и анодом и создает при электродные области разряда, близкие по своей природе к соот­ветствующим областям дуги.

Увеличение перенапряжения при импульсном пробое создает условия для начала второй стадии пробоя — развития стримера при меньшем сосредоточении поля у катода и, следовательно, меньшем плоском объемном заряде, образующемся в результате раскачивания ионизации. Это приводит к сокращению времени формирова­ния пробоя, ускоренному возрастанию тока на ранней стадии разряда, а также перемещению области зарожде­ния стримера в сторону анода. При некотором перена­пряжении AU, уменьшающемся с увеличением длины промежутка (рис.1), образование стримера становится возможным без сосредоточения поля в при катодной области под действием плоского объемного заряда. В этом случае пробой может начаться непосредственно со второй стадии — развития стримера, как это предполагалось стримерными теоретическими схемами. Переход к пробою, начинающемуся непосредственно со вто­рой стадии, характеризуется рядом признаков, среди ко­торых могут быть названы следующие: а)время форми­рования пробоя становится приблизительно равным вре­мени пролета промежутка одной электронной лавиной; б) на графике зависимости времени формирования от перенапряжения отмечается излом, связанный с перехо­дом к новому механизму формирования; в) область за­рождения стримера ввиду отсутствия предварительного искажения поля плоским объемным зарядом перемеща­ется к самому аноду; г) осциллограммы разности потен­циалов между электродами искрового промежутка пере­стают показывать ступеньку, соответствующую фазе диффузного («тлеющего») разряда.

Рис1. Граница перенапряже­ний AU/Us для искровых про­межутков различных длин /, выше которой пробой развива­ется в соответствии со стримерным механизмом, а ниже с механизмом «раскачивания» (воздух).

Вверху - схематическое изображение границ между пробоя­ми видов А, В и С.

Напряжение, при котором развитие пробоя начинает­ся непосредственно со стримера, является пробивным напряжением с точки зрения чисто стримерных теорети­ческих схем. Оно должно соответствовать всем законо­мерностям, которые вытекают из этих схем и в том числе характерному для стримерного механизма весьма боль­шому (около 1 кВ) разбросу измеренных значений про­бивного напряжения. В соответствии с этим граница пе­ренапряжений, при переходе через которую исчезает стадия раскачивания ионизации, не должна быть резкой, а должна занимать статистическую область с полуши­риной около 0,5 кВ. Это как раз соответствует области изменения перенапряжений, в пределах которой осцил­лограммы разности потенциалов между электродами ис­крового промежутка иногда имеют ступеньку тлеющего разряда, а иногда ее не имеют. Проявлением статистической природы пробоя, начинающегося непо­средственно со стримера, является неопределенность по­ложения области зарождения стримера при больших пе­ренапряжениях.

Импульсный пробой в однородном поле не слишком больших промежутков при небольшом перенапряжении, при котором разряд начинается с раскачивания иониза­ции, качественно аналогичен статическому пробою таких же промежутков.

Импульсные пробои таких промежут­ков при большом перенапряжении, при которых разряд непосредственно начинается с формирования стримера, качественно отличаются от пробоев вида А и составляют отдельный вид С.

Граница между пробоями видов А и С (рис.1) яв­ляется, таким образом, довольно широкой зоной, в пре­делах которой в отдельных случаях пробой начинается с раскачивания ионизации, а в других - непосредствен­но с формирования стримера.

При увеличении длины промежутка граница перена­пряжений, разделяющая пробои видов А и С, снижается. Для сухого воздуха при атмосферном давлении перена­пряжения, соответствующие переходу от пробоев вида А к пробоям вида С, становятся практически равными со­ответствующему статистическому разбросу при длине промежутка, приблизительно равной 6 см. Начиная с этой длины промежутков даже статический пробой мо­жет начаться непосредственно с формированием стриме­ра. Так же начинается статический пробой в сильно неоднородных электрических полях. Поэтому статические пробои длинных промежутков (длиннее примерно 6 см для сухого воздуха) в однородном поле и пробои в силь­но неоднородных полях могут быть отнесены по характе­ру их механизма к единому виду В. Граница между про­боями видов А и В является также довольно размытой — ширина ее определяется статистическим разбросом в ра­звитии электронных лавин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]