Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.Общие тенденции лит. процесса рубежа веков ХI...doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
624.13 Кб
Скачать

5. Символизм как литературное течение конца 19-нач 20 века

Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в литературе, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Куст. Символизм- ориентация на символ, язык основан на символах. Аверинцев связывал символ с образом. Символ парадоксален и вездесущ. Четкую границу между символизмом и романтизмом провести невозможно.

Из приверженцев символизма в литературе наиболее известны:

  • во Франции — С. Малларме, П. Верлен, А Рембо;

  • в Бельгии — Морис Метерлинк

  • в Норвегии — Генрик Ибсен (в период позднего творчества);

Если Символизм стремился к воспроизведению мира явлений, то в его импрессионистической текучести; преимущественно же он был устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты «опыта» к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте.

Наиболее общие черты доктрины Символизма: искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий; музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства. При всём разнообразии духовных ориентаций символистов (от богоборчества А. Рембо и социального пафоса Э. Верхарна до католицизма П. Клоделя) Символизм как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры.

Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Видимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность – таков главный постулат символизма. Но поскольку идеальное открывается поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистическая поэтика оказалась подходящим способом передачи идеального содержания. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена Романсы без слов – вышел в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. В знаменитом стихотворении Il pleure dans mon coeur… (в пер. Б.Пастернака: И в сердце растрава, И дождик с утра…; в пер. В.Брюсова: Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое…) поэт устанавливает связь между душой и природой на основе беспричинности дождя и слез, они сливаются до неразличимости. Связь эта может быть описана как в терминах импрессионизма, так и через символистское понятие «соответствий». Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. В сонете Поэтическое искусство (1974, опубл. 1885) Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения.

Специфика символики в поэзии П.Верлена, А.Рембо

Рембо.

Важным этапом в творчестве Рембо стал май 1871 г. Поражение Коммуны означало для Рембо победу самодовольного мещанства и буржуазной примитивности, триумф «тех, что сидят». Рембо объявил о своем бегстве в искусство, именно в то время формируется и его концепция « поэта-ясновидца», по которой «поэт становится ясновидцем вследствие продолжительного, напряженного и сознательного разлада всех чувств». Этот пафос разрыва со всеми упроченными нормами, которые ограничивают свободу художника, эта апология стихийности, раскрепощенности, своеволие выражены, в частности, в стихе «Пьяный корабль», написанном перед отъездом в Париж 17-летним поэтом, который до сих пор никогда не видел моря. В «Пьяном корабле» поэт в символической форме отождествляет себя с кораблем без руля и парусов - беспомощной игрушкой стихий, которые из веления волн мчится бушующим морем:

С тех дней купаюсь я в громкой поэме моря,

Тайным сиянием настоянной звезд,

Глотаю вод голубизну, где временами на просторе

Выныривает утопленник, который весь промок.

Здесь в полной мере оказалась тенденция к деформации образа, к искажению реальных пропорций. Предметы теряют выразительность очертаний, происходит стирание границы между реальным и воображаемым. В «Пьяном корабле» поэт зафиксировал в символе опыт «ясновидение», которое вскоре станет для него универсальным поэтическим принципом.

В «ясновидении» рождается целый цикл «Озарений», особого рода гениальной «поэзии в прозе», сложных, подчас как будто простых, чаще загадочных и закрытых для поверхностного понимания фрагментов, картин, символов и аллегорий. Мир часто предстает в «Озарениях» как сцена, театр, где разыгрываются гнусные комедии и все идет на распродажу, возникают воспоминания о прошлом и звучат пророчества, появляются фантастические видения и образы вполне реальных городов, по которым бродит поэт.

Цвет и звук имеют глубокую связь. Ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями называют синопсией. Физическая шкала цветов принципиально не отличается от шкалы звуков, т.е. высоту тона и цвета можно связать с линейной шкалой частот. Связь цвета и звука прослеживается у Рембо в стихотворении “Голосовки”. Цикл “Озарение” - стихи в прозе, ритмизированная проза. При жизни поэт опубликовал лишь несколько поэзий и выпустил книгу стихов в прозе “Сезон в аду” (1873), которая была написана во время ужасного душевного кризиса после разрыва с Верленом. Это крик души, уныние в жизни, вскрик человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во вселенной кого-то неизвестного: “Приходите все, даже маленькие дети, чтобы я смог утешить вас, раздать вам свое сердце, прекрасное сердце! Придите, бедняки, рабочие! Я не хочу молитв, хватит мне вашего доверия, оно даст мне счастье”.