Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предпосылки «Великих реформ».docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
200.44 Кб
Скачать

11 Глава

Формирование экономики власти (1928—1940 годы)

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924/1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше.

В конце 1925 года был созван XIV съезд РКП(б), где был утвержден «курс на индустриализацию». На этом съезде со своим мнением выступила «новая оппозиция» во главе с Г. Зиновьевым и Л. Каменевым (более резкое повышение налогов на зажиточные слои крестьянства):

  • возвращение к принудительным методам изъятия сельскохозяйственной продукции

  • крестьянство следует облагать повышенными налогами, даже несмотря на то, что это может привести к разрыву «союза рабочего класса с крестьянством»(Троцкий)

Другая часть руководства партии - правые уклонисты (Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский) держались принципов «хозрасчетного социализма».

«Программа 1925 года» Бухарина : мирное, традиционное развитие экономики.

  • сохранение рыночных отношений между городом и деревней

  • поддержать индивидуальные хозяйства путем повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и увеличения налогов на «кулаков»

  • в первую очередь надо развивать легкую промышленность

  • против ускоренных темпов индустриализации и принудительного кооперирования крестьян

Вопрос о методах проведения хлебозаготовок превращался из чисто хозяйственного в политический. От его решения зависела судьба нэпа, будущее «хозрасчетного социализма».

Государство постоянно повышало налоги на крестьянские хозяйства по сравнению с уровнем налогообложения на другие слои общества. С 1928 года наблюдался быстрый рост цен в розничной торговле на все промышленные и продовольственные товары. Кроме того, разрыв в ценах государственных и частных заготовок хлеба достигал 100%. Крестьяне предпочитали продавать зерно через частные каналы по более высоким ценам, что приводило к снижению объемов заготовок, поскольку государственные цены едва покрывали производственные издержки. Заготовительный кризис, трудности с продовольствием позволили Сталину разгромить «новую оппозицию». Руководители страны фактически приняли их программу ускоренной индустриализации за счет крестьянства, и дальнейшее развитие страны осуществлялось в полном соответствии с рецептами «новой оппозиции» и троцкистов.

Постепенно государство возрождало чрезвычайные меры времен «военного коммунизма»:

  • конфискация хлебных излишков

  • незаконные обыски крестьянских амбаров

  • установление постов на дорогах, препятствовавших привозу хлеба на городские рынки

К осени 1928 года повсеместно началось применение чрезвычайных мер по отношению к кулакам, а кое-где и к середнякам. В деревни из городов были направлены тысячи членов партии для принудительного изъятия хлеба.

Сталин считал, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечали социалистическим идеалам.

В итоге нэп был полностью свернут. Теперь существовала система внеэкономической эксплуатации деревни, неэквивалентного обмена, выкачивания ресурсов из сельского хозяйства в пользу гипертрофированного развития промышленности. Причины:

  • Свертывание нэпа было выгодно бюрократическому аппарату, который имел собственные интересы, отличные от интересов рабочих и крестьян.

  • Уничтожение многопартийности впериод нэпа

  • неразвитость демократических традиций, низкий уровень политической культуры большинства населения страны

В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. В годы первой пятилетки они и вовсе прекратили свое существование.

Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.

В 1930 году прошла налоговая реформа. Выло введено два основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид — подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны.

Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование сохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями и подчинялись наркомату финансов.

Все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку. К концу 1930-х годов в стране осталось всего семь банков: Госбанк, Внешторгбанк и пять банков долгосрочных вложений (в 1959 году эти пять банков влились в Стройбанк и, таким образом, в СССР осталось всего три банка).

Постепенно стало происходить расстройство денежной системы, уже в 1925 году началась заметная инфляция. Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения. Но поскольку карточки отоваривались с большим трудом, в 1931 году стали распространяться еще и ордера, которые распределялись между работниками в зависимости от их производственных показателей.

В конце 1934 года было принято решение об отмене с 1 января 1935 года карточек на хлеб, муку и крупу. В октябре 1935 года была отменена карточная система на все продовольственные товары, а с 1 января 1936 года — на все прочие товары. Это мероприятие проходило под лозунгом повышения жизненного уровня населения в результате выполнения заданий первой пятилетки. Но были введены «единые цены» на промышленные и продовольственные товары. Единые цены были значительно выше прежних нормированных, по которым люди платили за продукты по карточкам.

Начиная с 1929 года в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма». К концу первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.