Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ к экзамену по МПЗ.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.75 Mб
Скачать

14. Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се­годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине ХХI в. будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности.

ПОД ФАКТОРОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПОНИМАЕТСЯ ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое решение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире.

Расширение прак­тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа­ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строитель­ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас­ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж­дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Проведение в ряде стран подобных работ и при­нятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста­вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения» в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан­ской инфраструктуры. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору­женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать, большую востребо­ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ­ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору­женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали­зации создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ­ки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче­ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль­ности в Центральной Азии и 3ападной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при­дется противостоять в одиночку.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи­ровавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран - членов Альянса и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран - членов Альянса. В противном случае парт­нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства, российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран­ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа­ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает сте­пень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево­го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспе­чения национальной безопасности в России.