Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
textologia. doc.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
396.29 Кб
Скачать

Типы изданий

Издание произведений дореволюционной и современной художественной литературы осуществляется в плановом порядке. Нарушения этого плана имеют место, и не проходит года, чтобы не появлялись дублирующие друг друга издания – в лучшем случае появление их бесполезно, а порою и вредно: далеко не все они подготовляются на должном научном уровне.

Для того чтобы удовлетворить эстетические, учебные и различные иные требования многомиллионной армии читателей, существует целый ряд издательств – специальных и универсальных: «Наука», «Просвещение», «Искусство», «Наука», «Академиа» и др.

Читатель представлен самыми разнообразными категориями в зависимости от параметров: возраст, подготовка (недавно научившийся читать и научный работник).

Различие типов изданий определяется специальными интересами того или иного читателя: одному нужна книга для подготовки к экзамену, другому – для подготовки доклада или лекции, учителю, лектору.

Типы изданий имеют отчетливую национальную специфику. Зарубежная издательская практика все более влияет на отечественную. Быстрый прогресс науки и искусства, рост культуры читателя заставляет каждый из типов видоизменяться. Следовательно, о типах изданий нельзя говорить как о чем-то неизменном, раз и навсегда установившемся.

В качестве примера можно привести тип так называемого однотомника, очень популярный лет в 70 годы. Он существовал еще в русской дореволюционной издательской практике (издания Вольфа, Панафадиной); в советское время был утвержден в Декрете о государственном издательстве, принятом ВЦИК 29 октября 1917 г. В нем предусмотрено «сокращенное издание избранных сочинений. Такие собрания сочинений должны составлять один компактный том». Берков П. Н. указывает, что именно в 1920-х годах и возник неологизм «однотомник». В книге большого формата в два столбца воспроизводились наиболее значительные произведения писателя: иногда к ним прибавлялись избранные письма, автобиографии и пр. Книга открывалась вступительной статьей, иногда хронологической канвой, а завершалась краткими примечаниями. Было издано несколько десятков книг такого типа (рус. и заруб. писателей). Некоторые из них выдержали ряд изданий.

Сегодня этот тип ушел в прошлое. Однотомник давал лишь часть литературного наследия - слишком небольшую для квалифицированного читателя, слишком большую для неквалифицированного. Формат книги оказался неудобным. Его можно было читать только в раскрытом виде на столе.

В конце концов однотомник разделился на два типа: с одной стороны, на двухтомник или трехтомник, рассчитанный на читателя более или менее высокой квалификации (Карамзин. Избранные сочинения, т. 1-2. М., «Художественная литература», 1964); с другой – на небольшой сборник избранных произведений для читателя массового – в обоих случаях удобного для чтения формата. Соответственно дифференцировался и аппарат книги.

Весь этот сложнейший комплекс, в котором причудливо переплетаются самые различные признаки, получил в совокупности наименование целевого (для чего) и читательского (для кого) назначения книги. Не учитывать адрес читателя – значит издавать книгу в пространство.

Кроме того, издание должно быть рентабельным. Торговые интересы издательства вступают порой в противоречие с задачами культуры. В коммерческих целях издательство устанавливает примерный срок, в течение которого книга должна быть распродана и затраченные деньги принести прибыль. Существует особое понятие – тиражная политика, лимитируемая также и соображениями экономии бумаги, но не всегда учитывающая запросы книжного рынка.

Высокий уровень текстологической работы определяет, что независимо от типа каждое издание представляет собой результат научной подготовки в том смысле, что оно опирается на уже имеющееся академическое издание или же что определенная исследовательская работа для подготовки данного издания была произведена. «Всякое издание должно быть научным - основываться на научном текстологическом изучении произведении – будет ли это научно-популярное издание массового типа или издание для специалистов» (Лихачев). Некоторое количество не удовлетворяющих этим требованиям изданий не может привлечь внимание текстолога.

Вопрос о типах изданий художественной литературы имеет важное, а порой и решающее значение: несоответствие типа издания читательскому и целевому назначению – источник многочисленных споров в издательствах и среди исследователей и частых нареканий читателей.

Смешанный тип издания выполняет у нас различные функции. В частности, тираж деформирует тип издания. Но, как это часто бывает, гибридная форма не удовлетворяет ни одних, ни других. Полное собрание сочинений Пушкина, выпущенное издательством Академии наук СССР в 17 тт. в 1937-1959 гг., имеет только библиографический комментарий, т.е. может удовлетворить самый ничтожный круг читателей. Действительно нужные массовому читателю издания Пушкина выпускаются этим же издательством в малом варианте «облегченного типа», а также издательством «Художественная литература», «Библиотекой поэта», рядом областных издательств и т.д. Удачный выход - разделение издания на серии с разными тиражами и раздельной на них подпиской.

Полное собрание сочинений Тургенева («Наука») вышло со всеми признаками смешения. Как у всякого гибрида, в нем неравномерно распределены принципы издания. Метода воспроизведения текстов, полный набор других редакций и вариантов соответствуют нормам академического издания, а в примечаниях, с одной стороны, данные, выдержанные в академических традициях, а в примечаниях есть пояснения в популярном ключе.

Примерная классификация различных типов изданий художественной литературы, удобная для текстологического анализа:

А. Издания документальные (факсимильные, фоторепродукционные, дипломатические и др.).

Б. Академические издания.

В. Издания популярные и научно-массовые.

Г. Жанровые и тематические сборники.

Д. Антологии.

Е. Переводы.

Эта схема требует пояснений. Первые три из названных групп могут быть осуществлены в различных вариантах – полного собрания сочинений, собрания сочинений, избранных сочинений или отдельного издания.

Прижизненные авторские издания (отдельных произведений или сборников) естественнее всего подходят к категории изданий массовых. Они, как правило, лишены какого-либо аппарата, почти всегда текст их установлен самим автором и не является результатом научной работы исследователя. Тираж прижизненных изданий может быть различным, но независимо от него прижизненное издание обращено к более или менее широким группам читателей.

Относительно группы А следует ясно представлять себе, что при всем совершенстве нынешней техники ни одно из них не может полностью заменить собой рукопись. Эти издания в большей степени являются изданиями рукописи, чем изданием текста, и тем самым вопросы критики текста отходят в них на задний план. Не все факсимильные и фотоиздания воспроизводят цвет бумаги, и ни одно не воспроизводит филиграней – важной для текстолога и палеографа приметы. Не всегда видны карандашные пометы.

Порой документальное воспроизведение дает больше рукописи: так, фотография рукописи, воспроизведенная с увеличением против натуральной величины, может помочь исследователю прочесть неясное в рукописи место.

Кроме сочинений в корпус произведений писателя включаются и его дневники и письма (не особые литературные жанры). Не включаются сюда и письма в редакцию – форма общественного обращения писателя – или письма-воззвания, программы, специально рассчитанные на распространение (письма Белинского к Гоголю).

Традиционное включение личных дневников и писем писателей в состав изданий, в которых выпускаются их сочинения, вполне обоснованно. И все-таки дневниковые записи и эпистолярии писателя, какими бы литературными достоинствами они ни обладали, не могут быть отождествлены с сочинениями в строгом смысле слова. В издательской практике постепенно установилась более точная формула – «сочинения и письма».

Полнота включения материала зависит от исторического значения писателя, от хронологической отдаленности описываемых фактов. В конечном счете такт редактора должен определять степень полноты изложения.

Предложенную выше классификацию не следует понимать так, будто бы произведения каждого автора проходят все шесть названных выше групп.

Право на академическое издание – это высокое право, которое заслужил далеко не всякий писатель. Только наиболее выдающиеся, ставшие национальными писателями, попавшие в заветную рубрику «классиков», удостаиваются академического издания, т.е. полного опубликования абсолютно всего когда-либо написанного автором. Но и в этом случае понятие «полное» должно пониматься в разумных пределах и не переходить в педантическое воспроизведение всего, что когда-либо написал писатель в буквальном смысле этого слова. Речь может идти о полном корпусе творческого наследия. Только для Пушкина сделано исключение – издан сборник «Рукою Пушкина» (1935), в котором собрано по преимуществу не творческое наследие: большая часть этих материалов справедливо не включена в академическое издание сочинений Пушкина.

Варианты академического издания всегда полнее, чем в любом другом издании, хотя и здесь едва ли возможно их полное воспроизведение.

Комментарий в академическом издании обширнее, разнообразнее и глубже, чем в каком-либо другом. Должна также учитываться традиция изданий данного автора. Ведь академическое издание почти всегда – факт посмертный. Писатель никогда не начинает свой творческий путь с академического издания – оно всегда определенный итог.

Это тоже понятие исторически изменчивое, поскольку зависит от состояния науки и общественной мысли данного времени, поэтому появляются те или иные пополнения текста. Издание рассчитано на относительно небольшой круг высококвалифицированных читателей. Оно не требует большого тиража.

Подготовка академического издания – длительный и трудоемкий процесс. Академические издания никогда не переиздают. У нас практически принято положение, что издания такого рода – прерогатива издательства Академии наук («Наука»). Гослитиздат осуществил академическое издание Салтыкова-Щедрина, Толстого. Академия – Пушкина, Радищева, Тургенева, Герцена, Ломоносова, Белинского, Гоголя.

Читатель должен довольствоваться гибридом - научно-массовым изданием. Этот тип к настоящему времени приобрел некоторую устойчивость. Значительная часть русских и зарубежных авторов изданы именно в этом варианте. Аксаков, Гончаров, Диккенс, Достоевский (1956-1958), Куприна (1957-1958), Лескова, Некрасова, Островского, Тынянова, Франса.

Библиотека поэта – Баратынский, Жуковский, Языков.

В этих собраниях (за исключением Добролюбова, Чернышевского) нет полного собрания текстов; иногда это только избранные сочинения (Григорович, Левитов) в собрании Лескова только часть, В ряде случаев издания приближаются к полному собранию художественных текстов (Аксаков, Гончаров, Достоевский, Некрасов, Островский, Тургенев).

Полное, но не академическое издание поэта – Блок, более или менее полное – Огарев.

Однако во всех случаях тексты писателей не представляют собой механической перепечатки старых изданий, а подготовлены заново, со сверкой по всем прижизненным изданиям, по сохранившимся корректурам и рукописям. Производятся специальные разыскания в архивах. Это и позволяет говорить о научной работе по подготовке издания.

Подготовленные текстологом варианты не печатаются. Лишь в важнейших случаях в примечания вводятся некоторые из вариантов или других редакций, Иногда приходится прибегать к цитатному пересказу (сводке) вариантов, поэтапно характеризуя работу писателя над произведением.

В основной части научно-массовое издание мало чем отличается от академического. Произведения незавершенные, необработанные, наброски в эти издания обычно не включаются. Издательство считает, что редакционная коллегия должна предварительно решить вопрос, принадлежит ли данный текст такому-то автору и соответственно включать его или нет.

Еще одной особенностью изданий научно-массовых является особый характер примечаний, призванный удовлетворить и квалифицированного и малоквалифицированного читателя.

Понятие н-м не вполне определенное. Обычно принято считать признаком его тираж, но это ненадежно. Гораздо естественнее видеть массовость издания прежде всего в отборе материала для него. Издания, рассчитанные на самые широкие круги читателей, включают в себя отдельные произведения или группу произведений, получивших уже всеобщее признание. Отсюда ясно, что издание научно-массовое не может быть первичным. В массовое издание включается то, что прошло строгую проверку временем. Отдельные произведения или сборник произведений – наиболее естественные жанры массовых изданий.

Тексты массовых изданий закономерно представляют собой перепечатку наиболее авторитетных изданий, лучше всего академических. Это не исключает того, что какие-либо новации, еще не отраженные в основных изданиях, детали, уточняющие и улучшающие текст, могут быть введены впервые в изданиях такого типа. Если же научный текст данного автора еще не установлен, эта работа ложится на того, кто подготавливает массовое издание. К массовым изданиям относятся и издания для детей.

Серийные издания особо не выделены: в зависимости от варианта, в котором они осуществлены, они входят в одну из названных выше групп. Большая и Малая серии «Библиотеки поэта» представляют собой издание либо одного автора, либо нескольких авторов (в обоих случаях издание научно-массовое).

Жанровые и тематические антологии представляют собой монтаж бывших уже в печати материалов, и их составители редко проводят какую-либо самостоятельную работу над текстом или примечаниями. Многочисленные издания подобного рода текстологического интереса не представляют, но важны порой для историка литературы как свидетельство вкусов определенного времени: саамы отбор произведений для этих сборников – своего рода индикатор культуры читателя. Ведь составитель должен отбирать произведения, популярные в массе.

Определенный текстологический интерес представляет другая категория сборников-антологий. Я имею в виду песенники, издававшиеся с конца 18 века и до революции в большом кол-ве экз. На выпусках песенников специализировались издатели Апраксина и Гостиного двора в Петербурге, Никольского рынка в Москве. Они ориентировались на городской пролетариат, на мещанство, на мелкое чиновничество, некоторые группы купечества, а через офеней – на крестьян. Подбор материала в этих сборниках был совершенно специфичен и откровенно потакал вкусам наименее культурных слоев читателей этих категорий.

Другой группой сборников-антологий, также важных для текстолога, являются сборники, в которых собран запретный, ходивший по рукам репертуар «вольной» поэзии. Бытование этих песен до известной степени близко фольклорному, и установление аутентичного текста – дело не легкое. Но те варианты его, которые стали предметом широкого распространения, интересны даже и в искаженном (условно говоря) виде.

Пример – знаменитый сборник, изданный Н.П. Огаревым в Лондоне в 1861 г., «Русская потаенная литература XIX столетия». Тексты этого сб. важны как источники текста того или иного автора. Логическим завершением этой традиции явились «Русская муза» Якубовича и избранные произведения русской поэзии Бонч-Бруевича.

Можно назвать антологии, представляющие итог работы исследователя-специалиста. Таков сборник «Декабристы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика, литературная критика» (Гослитиздат, 1951 г.).

Жанрово-тематические сборники и антологии Большой серии «Библиотеки поэта», как правило, - результат исследовательской работы и являются для текстолога материалом первостепенной важности. В них часто находятся впервые публикуемые тексты, важные комментарии и т.д.

Подарочные, художественно оформленные и т.п. издания для текстолога обычно не представляют интереса.

ЛЕКЦИЯ 9

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]