Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ 20 в..doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
435.71 Кб
Скачать

Тема 11. Постмодернистская литература

1990-Х годов.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОМАНЕ ДУГЛАСА КОУПЛЕНДА «ПОКОЛЕНИЕ ИКС»

План

  1. Новые особенности постмодернистской литературы. Проблема гипертекста (и исчезающего текста) и Интернет. Прокомментируйте публикации М. Визеля, А. Гениса, А. Михеева, П. Корнеля, Е. Попова и М. Эпштейна (журнал «Иностранная литература», 1999. - №№ 5, 10).

  2. Роман Д. Коупленда «Поколение Икс» (1994) как незамкнутая художественная система:

а) изображение мироощущения молодого поколения как предвестия нового культурно-исторического перелома;

б) образы маргиналов и их окружения;

в) проблемы молодежи: «макрабство», «загончики для откорма молодняка», выбросы «эмоционального кетчупа», «зависть к лысохвостикам», «этномагнетизм», «успехобоязнь», «антиотпуск», «катастрофилия», «бембификация», «культ одиночества», «архитектурное несварение», «синдром желторотого психолога» и др.

3.Актуальность романа. Провести организационно-мыслительную игру по роману Коупленда, подготовить «ролевые сообщения» от имени литературных критиков С. Кузнецова, С. Силаковой, И. Кормильцева (журнал «Иностранная литература»,1998. – № 3).

Литература

  1. Байтов Н. Эстетика не-Х // НЛО. – М., 1999. – № 39.

  2. Кормильцев И. Поколение Икс: последнее поколение? // Иностранная литература. – 1998. – № 3.

  3. Коупленд Д. Поколение Икс (перевод В. Ярцева) // Иностранная литература. – 1998. – № 3.

  4. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. – 1998. – № 3.

  5. Силакова С. Поколение дворников И(кс) сторожей // Иностранная литература. – 1998. – № 3.

Задания по анализу текстов

Текст № 38

ВЫБРОС ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЕТЧУПА: явление, когда чувства и мнения, загнанные человеком вовнутрь, внезапно прорываются наружу, озадачивая и шокируя друзей и начальство, которые в большинстве своем искренне считали, что у тебя все хорошо.

ЛЫСОХВОСТИК: постаревший, «продавшийся» представитель поколения демографического взрыва, то есть «детей-цветов», тоскующий о «предпродажной», хипповской эпохе.

ЗАВИСТЬ К ЛЫСОХВОСТИКАМ: зависть к материальному богатству и устойчивому положению старших представителей «поколения демографического взрыва», которым повезло родиться в удачное время.

СЕПАРАТИЗМ ПОКОЛЕНИЙ: каждое стареющее поколение старательно убеждает себя в неполноценности следующего, идущего ему на смену ради того, чтобы удержать свою самооценку на высочайшем уровне: «Этот нынешний молодняк ничего не делает. Сплошная апатия. Вот мы выходили на улицу и протестовали. А они только ходят по магазинам и жалуются».

ПРЫЖОК ЗА БОРТ: пытаясь побороть свой страх перед будущим, человек с головой окунается в работу или образ жизни, далекий от всех его прежних устремлений: к примеру, начинает распространять таймшеры, увлекается аэробикой, вступает в республиканскую партию, делает карьеру в юриспруденции, уходит в секту или в макрабство...

ДЕТИ ПРИРОДЫ: социальная подгруппа молодежи, выбирающая вегетарианство, хипповский стиль одежды, легкие наркотики и высококлассные стереосистемы. Серьезные люди, часто лишенные чувства юмора.

ЭТНОМАГНЕТИЗМ: стремление молодежи жить в этнически однородных районах, где принят более свободный, эмоционально раскованный стиль общения. «Тебе этого не понять, мама, там, где я сейчас живу... там обнимаются у всех на глазах!» (перевод В.С. Ярцева).

Какова, с Вашей точки зрения, эмоционально-ценностная окрашенность данного фрагмента произведения? Охарактеризуйте ценностные ориентиры молодежи (по Коупленду).

Текст № 39

Став «подвальным человеком», ты выпадаешь из системы. Ты (как в свое время и я) вынужден отказаться от своей наземной квартиры вместе со всеми дурацкими черными матовыми предметами в ней, равно как и от бессмысленных прямоугольников минималистской живописи над диваном овсяного цвета и шведской мебели. Апартаменты «подвальных людей» — в подвалах: воздух выше уровня земли принадлежит среднему классу.

Я перестал стричься. Стал потреблять бездну крошечных чашечек убойного, как героин, кофе в маленьких кафе, где шестнадцатилетние мальчики и девочки с серьгами в носу ежедневно изобретали новые заправки для салатов, выбирая специи с наиболее экзотическими названиями («О-о-о, карр-дамон! Ну-ка, сыпани столовую ложку!»). Я обрел новых друзей, без умолку трещавших о том, как ужасно недооценивают южноамериканских новеллистов. Ел чечевицу. Ходил в шерстяных пончо с изображениями лам и курил бравые маленькие сигаретки («Национали», помнится — итальянские). Короче говоря, я взялся за себя всерьез. «Подвальная» субкультура имела строгие каноны: гардероб преимущественно состоял из выцветших либо окрашенных под батик маек с портретами Шопенгауэра, Этель и Юлиуса Розенбергов вкупе с растафарианскими фенечками и значками. Девушки, все как одна, казались свирепыми рыжеволосыми лесбиянками, парни же были бледны и кислы. Никто, похоже, ни с кем не спал, и сэкономленная энергия уходила на споры о социально ориентированном труде и поиск оптимального, самого политически корректного захолустья, куда можно съездить (в долину Нама в Намибии — исключительно для того, чтобы взглянуть на маргаритки). Фильмы были черно-белыми и часто — бразильскими.

Пожив в этой «подвальной» атмосфере, я стал понемногу пропитываться ею. Я практиковал трущобную романтику на ниве профориентации — брался за работу настолько ниже моих способностей, что люди, бывало, взглянув на меня, говорили: «Боже мой, ну конечно же, он способен на большее». Попадались и идейные, культовые подработки. Особенно удачно прошло лето на лесопосадках во Внутренней Британской Колумбии — не самая плохая смесь из марихуаны, вшей и автогонок на спор в старых, битых, разрисованных с помощью пульверизатора «чевеллях» и «бискейнах» (перевод В.С. Ярцева).

Охарактеризуйте эмоционально-ценностные ориентации героя в данном фрагменте произведения. Назовите основные художественно-выразительные средства.

 Иерархия – по сложности: 1, 2, 3, 4, 5.

 «Один свидетель не является свидетелем» (лат.).

36