Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекц база ИГПС ЗС.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Гитлеровская Германия

Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

Послевоенный экономический кризис и инфляция вы­звали массовое обнищание мелких и средних собственников, подрыва­ли ценности семьи, предпринимательской этики, бережливого стяжа­ния. Веймарскую республику многие считали делом изменников, слиш­ком слабой, коррумпированной и бездарной, неспособной разрешить экономические и политические проблемы. Именно на первые годы по­сле войны приходится всплеск фашистских движений.

«Организованный при обществе "Туле" политико-пропагандистский филиал ("Свободный немецкий комитет борьбы за немецкий мир") и "Политический рабочий кружок", созданный слесарем А. Дрекслером, объединились в январе 1919 г. в "Немецкую рабочую партию". Затем она была переименована в "Национал - социалистическую немецкую ра­бочую партию". Позже в нее влились представители армейских кругов (рейхсвера), в их числе А. Гитлер и будущий вождь штурмовиков Э. Рэм».

«Нацистская партия была в тот период не единственной группиров­кой германских ультраправых, вынужденных переформировать свои ряды после падения монархии. Создатель "Антибольшевистской лиги" Э. Штадтлер пытался в 1918—1919 гг. организовать массовое фашист­ское движение под лозунгом "рабочих советов" и борьбы с "хищниче­ским капиталом", надеясь стать "немецким Муссолини"».

Действовали многочисленные военизированные общества, отряды нелегального "черного рейхсвера". В идеологическом отношении их взгляды колебались между монархизмом и фашизмом, а тактика включала террор и подготовку вооруженного захвата власти. «В 1923 г. ультраправые группы во главе с нацистами подняли мятеж в Мюнхене ("пивной путч" Гитлера-Людендорфа), но он был подавлен» В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государ­ственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изме­нить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается «битва за рейхстаг» путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безрабо­тицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продук­цию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т.д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге. 30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

История Веймарской республики представляет собой картину острой борьбы могу­щественных промышленно-финансовых монополий, с одной стороны, и высокоорганизованных отрядов рабочего клас­са—с другой. Ноябрьская революция, несмотря на поражение, долго давала о себе знать. В 1923 г. Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства. Славной страницей в историю герман­ского рабочего класса вошло Гамбургское восстание 1923 года.

Положение едва стабилизировалось, как разразился эконо­мический кризис 1929 г. Уровень промышленной продукции по­низился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. чело­век.

Охваченные страхом перед новой революцией, монополии Германии стали связывать свои интересы с фашистской пар­тией Гитлера. Партия эта, демагогически именовавшаяся «на­ционал-социалистской рабочей партией», возникла в 1919 г.; программа ее, лживая в своей рекламируемой части, была рас­считана на привлечение определенной части недовольных—от отсталых рабочих до лавочников.

Рабочим обещали унич­тожение безработицы, крестьянам - повышение цен на сель­скохозяйственную продукцию, лавочникам - ликвидацию не­навистных крупных магазинов. Программа гитлеровской пар­тии возвещала создание «нового немецкого рейха», великой империи, построенной на костях всех ненемецких народов, «искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребле­ние евреев.

Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунисти­ческая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократиче­ские лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным, т. е. конституционным, путем».

На выборах в рейхстаг, состоявшихся в июле 1932 г., гит­леровцы получили 13 млн. голосов - далеко не большинство. Они пытались поправить дело в ноябре, но неожиданно, за ка­кие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн. избирателей. В то же время компартия завоевала 600 тысяч новых голосов, за нее проголосовало 6 миллионов избирателей.

Результаты ноябрьских выборов, были неожиданными и тревожными для монополистических хозяев Германии. Они окончательно реши­ли призвать к власти Гитлера. Президент Гинденбург осуще­ствил их волю своим распоряжением (30 ноября 1933 г.).

Три обстоятельства способствовали установлению фашист­ской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуа­ции, созданной экономическим кризисом;

6) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обе­щаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смяг­чение экономических трудностей, вызванных ростом монопо­лий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии—и это едва ли не главное — оказался расколотым — и поэтому ос­лабленным, партии в Германии были недостаточно сильны, чтобы остановить и отбросить фашизм помимо социал-демократии.

В 20-30-е годы в ряде индустриальных стран среди широких слоев мелких и средних собственников, разочарованных в беспрепятственной капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демокра­тического государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый социальный статус, распространилась идея создания ново­го государства, которое защищало бы их классовые интересы.

Крупная буржуазия заботилась только о своих сверхприбылях, ее государство воспринималось как чуждая "плутократия". С другой стороны, государ­ственно-социалистические течения (социал-демократы и большевики-коммунисты) провозглашали и, казалось, начали осуществлять идею нового, рабочего государства. В такой ситуации лидеры мелкособст­веннической массы сочли, что единственная возможность решить ее проблемы - это установить свою собственную власть, действительно сильную, национальную, соответствующую их взглядам и интересам. Такова была провозглашаемая цель фашизма - тоталитарного по сво­ей структуре движения с тоталитарной идеологией, стремящегося на­сильственно осуществить свои идеи с помощью тоталитарного государ­ственного режима.

Но мелкий собственник в XX в. не чувствовал себя сильным в одиночку и, оставаясь крайним индивиду­алистом в том, что касается его материальных интересов, нуждался в толпе себе подобных, чтобы вместе с ними реализовать свои агрессив­ные устремления.

По своему обыкновению гитлеровцы прибегли к провока­циям. В ночь на 28 февраля 1933 г. они подожгли здание рейх­стага. Сделано это было для того, чтобы получить предлог для гонений на Компартию. Находившийся в Германии Геор­гий Димитров, признанный вождь болгарских коммунистов, и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага. Димитров с необык­новенным достоинством и мужеством разоблачил преступления фашистов. Известный Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, закончился оправданием Димитрова и других коммунистов-обвиняемых.

Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия. Преследованию подвергли и социал-демо­кратическую партию: нацисты преподали ей практический урок «легальности» и «конституционности»,

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильственно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной ма­шины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось с присягой на верность национал - социализму. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получа­ли силу законов.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюре­ров», которых (как и в Италии) назначали сверху. В непосред­ственном подчинении партийного центра находились «штур­мовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатическими сто­ронниками Гитлера.

Преступления, совершенные членами пар­тии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях Уголовные преступления чаще всего сходили им с рук.

Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция — гестапо, располагавшая огромным аппара­том, значительными средствами и неограниченными полномо­чиями.

Государственная власть фашистской Германии сосредото­чилась в правительстве, правительственная власть—в особе «фюрера».

Уже закон 24 марта 1933 года разрешал имперскому прави­тельству, не испрашивая санкции парламента, издавать акты, которые «уклоняются от конституции». Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный «фю­рер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника.

Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстра­ций. Иногда в демагогических и внешнеполитических целях гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

Как и в Италии, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем на земельные ландтаги упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, ко­торых назначало правительство. Государственный аппарат, «очищенный» по закону от 7 апреля 1933 г. от противников на­цизма, был увеличен вдвое (за 1933—1939 гг.).

Таким образом, формально не отмененная Веймарская конституция прекра­тила свое действие.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выра­жение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями. Те, кто привел Гитлера к власти, те и пожинали плоды.

Законом 27 февраля 1934 г. в Германии учреждались хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10—12 часов, тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 г. всего только 70% от заработной платы 1933 г. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8,6 млн. марок в 1935 г. и 27 млн. в 1940 г.

Используя правительственную власть, хозяйственные па­латы проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты; ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов, ни ликвидации крупных магазинов они так и не дождались.

Социальные завоевания трудящихся были ликвидированы. «Закон о порядке национального труда» от 20 марта 1934 г. объявлял высшей инстанцией для рабочих данного предприя­тия предпринимателя-«фюрера». К его компетенции относи­лось: установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов и пр.; он же издавал поло­жение о проступках, «влекущих за собой немедленное увольне­ние без предупреждения».

Завершением системы подневольного труда явилось введе­ние в 1938 г. всеобщей трудовой повинности, в соответствии с чем трудящийся независимо от профессии мог быть послан на любую работу и в любой район.

Таким образом, была узаконена власть национал-демократической партии Германии и монополий, а также полностью устранена любая выборная власть. С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.

Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Франции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 г. Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

Прежде всего, во всех случаях речь шла о стремлении государст­венной власти как можно более полно поглотить общество и конт­ролировать жизнь людей. В каждом из рассматриваемых режимов вы­страивалась жесткая властная вертикаль диктатуры, не допускавшей ни форм представительной демократии, ни тем более общественного са­моуправления.

Во главе "пирамиды" стоял обожествляемый вождь-ди­ктатор, опиравшийся на жесткую иерархию партии-государства, все решения принимались деспотическим, командным путем, часто даже без соблюдения каких-либо формальных норм.

Все сферы обществен­ной жизни были структурированы в виде массовых корпоративных ор­ганизаций (профсоюзных, молодежных, женских, социальных, куль­турных и т.д.), включенных в вертикаль в качестве "приводных рем­ней". Механизмы партии-государства поглощали и строжайше контро­лировали каналы информации, сферу образования, культуры, науки, агитации и пропаганды. Всякое инакомыслие и горизонтальные обще­ственные связи пресекались средствами террора.

При этом сталинская диктатура обладала в определенном смысле наиболее монолитной и унифицированной вертикальной структурой, поскольку в отличие от германской и итальянской модели не была вы­нуждена инкорпорировать в себя первоначально инородные элементы и параллельные иерархии (предпринимательские, финансовые, церков­ные и т.д.).

Национал-социализм и итальянский фашизм в теории так­же провозглашали принцип единой властной пирамиды, но в действи­тельности так и не попытались ее создать. Это позволило ряду исследо­вателей характеризовать наци-фашистский вариант тоталитаризма как "поликратию"9.

Германский нацизм создал по су­ществу смешанную, государственно-частную командную экономиче­скую систему. Сталинское же государство пользовалось неограничен­ной монополией на землю, недра и средства производства, транспорта и коммуникаций. Можно сказать, что такие отличия в степени концент­рации экономики определялись, в первую очередь, особенностями ис­торического развития соответствующих стран и специфическими зада­чами правящих режимов.

Этатизм, идея всемогущего, всеохватывающего, сверхрациональ­ного государства в полностью управляемом мире, фактически лежал в основе идеологии каждого из рассматриваемых режимов. Мотивиро­ваться это могло по-разному, но во всех случаях представители тотали­тарных режимов утверждали, что их эффективно организованный ме­ханизм вносит порядок в хаотический социум.

Нацисты воспринимали себя как своего рода авангард всемирной этатистской революции, в которой лю­ди станут управлять своим бытием через посредство инструмента разу­ма - государство.

Тоталитарные режимы стремились "в идеале" к полному растворению отдельной человеческой личности в контролируемом и структу­рированном "целом" - государстве, партии или (в фашистско-нацистском варианте) нации.