Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по философии!.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
52.96 Кб
Скачать

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра философии Факультет: Экономики и менеджмента

Курс: 1

Группа: 613

Реферат

Тема: «Метафизика, логика и гносеология Аристотеля».

Студент(ка): Виноградова Екатерина Андреевна

Руководитель: Виктор Евгеньевич

Оценка за

реферат (личная подпись руководителя)

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Стр.

Введение 3

Введение.

Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Первая философия, которая имеет своим предметом первые начала и причины, изложена она в сочинении, получившим название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского1 это сочинение следовало «за физикой». Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «за природных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых ещё «физикой», имеющих дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (физик) занимается всем тем, что составляет деятельность и состояния такого-то тела и такой-то материи, неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состоянием определённого тела и берутся в абстракции,2 изучает математик; поскольку, же они отделены от всего телесного, из изучает метафизик. Отсюда видно, что Аристотель рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причём это даже более высокая степень абстракции, чем в математика.3

«Метафизика» в принятой форме4 начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развёртывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеют для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно её обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если «первые философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор5 вводит разум в качестве причины «благоустройства мира и всего мирового порядка». А, следовательно, Анаксагор и Эмпедокл6, с его Любовью и Враждой, вводят в философию «действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т.е. компоненты числа, являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью, «вследствие чего число и составляло сущность всех вещей». Таким образом, возникает понятие такого начала, как «сущность и суть бытия». Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путём, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идёт отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноимённым сущностям. Но во многом Аристотель возражал Платону.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

б) Познания «бытия, поскольку оно бытие»;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.