Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4,5,6.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
114.18 Кб
Скачать

4 Вопрос

Исторические предпосылки формирования городской среды

Появление в социальной структуре об­щества вождей, жрецов, императоров и т.д. обнаружилось через дифференциацию город­ской среды. Уже в древнейших городах Дву­речья, относящихся к началу III тыс. до н.э., резко выделялись из массы однотипных заст­роек дворец-крепость и храм, стоящие на вы­соких платформах. Такое дихотомическое устройство городской среды соответствовало социальной иерархии древнего общества: вождь с приближенными жили по дворце, народ — в однотипных убогих жилищах.

С развитием религиозного мышления об­щество стало воздвигать храмы, которые в своем великолепии не уступали дворцам. Сами древ­нейшие города были застроены очень плотно, дома буквально лепились друг к другу, разде­ленные узкими, как коридоры, улицами-прохо­дами. Они расступались, образуя пространства лишь перед величественными храмами или двор­цами правителей. Но это не были площади в сегодняшнем понимании. Площади появились позже и лишь в тех городах, граждане кото­рых сами вершили свои дела. Жители городов, находившихся под властью тирании, не могли проводить народных собраний. Например, в древнем Египте площади в нынешнем смысле слова отсутствовали.

Широко известны агоры и форумы — гражданские центры древнегреческих и древ­неримских городов. Здесь собирался город­ской совет, совершались торговые сделки, за­седали суды, спорили философы. Здесь же проходили религиозные процессии, проводи­лись состязания, турниры, цирковые выступ­ления, совершались казни.

В обществе, где религиозная и экономи­ческая сферы жизни превалировали над об­щественной, гражданские здания долго не получали должного развития. Примером этому служат западно-европейские средневековые города. Функции общественных сооружений в них выполнялись мелкими частными зда­ниями. Даже городские советы — ратуши — сначала размещались в частных сооруже­ниях, как правило, в укрепленных башнях; лишь в XIV в., когда города добились самоуправ­ления, для ратуш в центре города стали стро­ить специальные здания.

Жизнь горожанина в основном ограничи­валась собственным домом. Жилой этаж рас­полагался над мастерской или лавочкой. Не­многочисленные обряды или функции совер­шались в церкви или ратуше. Чтобы быть полноценным горожанином, каждый житель обязан был стать членом ремесленного цеха или купеческой гильдии. В средневековом городе существовали ассоциации цехов и гиль­дий, члены которых, как правило, селились вместе. Город, таким образом, делился на де­сять, двенадцать и более автономных частей. Но автономность была не столько террито­риальной, сколько социально-пространственной. Цех имел свой устав и свое знамя, под­держивал вдов и сирот своих сочленов, выс­тавлял отряд военного ополчения и был от­ветственен за оборону участка стены или баш­ни при военных действиях, а также за под­держание их в порядке в мирное время. Цех регулярно созывал собрание своих членов в специально отведенной для этого постройке. А в торжественных процессиях на церков­ных праздниках выступал как единое целое.

Но для всех городских кварталов общи­ми были кафедральный собор, центральная рыночная площадь города и здание город­ского собрания — ратуша. Эти три соци­ально-пространственных элемента образо­вывали деловой, торговый, юридический и ре­лигиозный центры города, тогда как центра­ми кварталов были приходские церкви и залы цеховых собраний.

В Древней Руси два города — Новгород и Псков — обладали самоуправлением, по­ этому их социально-пространственная струк­тура ничем не отличалась от западноевропейских. Центром города был кремль-детинец с главным собором и вечевой площадью. Сам же город членился па «концы», а те, в свою очередь, на улицы. Улица выбирала своего «уличанского старосту», «конец» выбирал сво­его «кончанского старосту». Таким об­разом социальная структура отражалась в про­странственном порядке города как в зеркале.