Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕЩЕ КОНСПЕКТ Человек как философская проблема.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
62.98 Кб
Скачать

Человек как философская проблема

Истоки интереса к человеку

В истории философии практически невозможно найти философа, а тем более философскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к прямому или косвенному анализу различных сторон его материального и духовного бытия. Многие философские и религиозные системы видели ключ к пониманию всего мироздания именно в человеке, рассматривая его как микрокосм, или малую Вселенную, в противоположность большой Вселенной, или макрокосму. «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке  значит разгадать тайну бытия,  говорил Н. А. Бердяев (18741948).  Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке»1.

Эта мысль была хорошо известна уже древним. Она в разных вариациях встречается как на Востоке, так и в греко-римской философской традиции. В частности, в античности широкую известность получило изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, которое, как утверждают, любил повторять Сократ: «Познай самого себя». Поразительно, но факт, оно и теперь, спустя две с половиной тысячи лет, сохраняет свою актуальность, оставаясь призывом к самопознанию для каждого, кто стремится понять не только мир вещей, но и суть человеческого бытия, истинную природуФ человека и общественных отношений. Объяснить это можно лишь тем, что речь идет о предельно сложном, одном из «вечных» философских вопросов, решение которому каждое новое поколение дает с позиции своего времени и соответствующего уровня естественно-научных и мировоззренческих представлений.

История знает множество и других изречений, которые свидетельствуют, что независимо от времени, культуры, вероисповедания человек неизменно был и остается в центре внимания, служит точкой опоры и даже критерием познания. Так, по мнению древнекитайского философа Лао цзы, «знающий других  умен, знающий себя  мудр». Широко известно изречение Протагора, который говорил, что «человек есть мера всех вещей». «Царство Божие внутри нас»,  учил Христос. С этим же перекликается буддийский призыв: «Посмотри в себя, ты есть Будда». «Тот, кто знает себя, знает своего Бога»,  говорится в исламе.

Попытку объяснить такой предельно высокий интерес к человеку мы находим у Н. А. Бердяева. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир,  говорил он,  и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека  лишь относительное»2.

Что есть человек?

Следует заметить, что интерес к человеку со времен античности то возрастал, то на некоторое время ослабевал, но никогда при этом не иссякал, не сводился к нулю. И теперь, как и прежде, вопрос: «Что есть человек?» остается одним из наиболее важных во всей мировой философии, продолжая занимать лучшие умы человечества и все еще не имея однозначного ответа и законченных решений, тем более таких, которые получили бы общее признание.

Примечательно, что каждый раз, когда человек оказывался в центре внимания, его снова и снова как бы открывали заново, пытаясь по-новому, в новом ракурсе и в новых исторических условиях переосмыслить его сущность. В итоге без преувеличения можно сказать, что в философии нет предмета более сложного и противоречивого, чем человек, в оценке которого обнаруживаются всевозможные позиции  от радужных и оптимистических до наивных и преисполненных пессимизма.

Человека трактуют и как безграничный микрокосм уникальное и вполне совершенное существо, наделенное всеми добродетелями, и как ошибку природы, обреченную на гибель по причине несовершенства и порочности человеческой натуры, и как творение Бога, и как продукт деятельности других людей.

Так, по определению К. Маркса (18181883), «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»3,  утверждал этот мыслитель, принципиально расходясь во взглядах с видными представителями французского Просвещения, в частности, с Ж. Ламетри (17091751), рассматривавшим человека с механистических позиций, о чем ярко свидетельствует даже название его основного труда «Человек-машина».

Совсем иной подход у другого знаменитого французского философа  Р. Декарта (15961650), который считал, что «человек есть мыслящая вещь».

«Человек  не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее»4,  говорил французский философ и теолог П. Т. де Шарден (18811955).

Человек есть существо ущербное, это «халтура природы», противоречил ему А. Шопенгауэр (17881860).

С этим не соглашался Ж. П. Сартр (19051980), полагая, что человек устремлен в будущее и таким образом сам творит самого себя. «Человек  это будущее человека»,  утверждал он.

Таким образом, за две с половиной тысячи лет истории философии человека наделили таким количеством эпитетов, дали ему столько синонимов, сколько не имеет ни один другой объект философского анализа:

 «разумное существо»;

 «политическое животное»;

 «венец природы»;

 «тупик жизни»;

 «ложный шаг жизни»;

 «животное, создающее орудия труда»;

 «существо, обладающее самосознанием»;

 «существо моральное и свободное» и т. д. и т. п.

Причину такого разброса мнений следует искать прежде всего в природе самого человека, тайна которого принадлежит, несомненно, к разряду «вечных проблем», к которым философия возвращалась и будет возвращаться снова и снова в силу характера и специфики своего предмета. Важнейшим здесь является вопрос о происхождении человека, задающий определенную направленность всем дальнейшим рассуждениям в этой области. И если отвлечься от многочисленных вариаций на тему о том, как и откуда появился человек, и выделить наиболее существенные из них, то с определенной долей условности их можно свести к двум основным концепциям  естественного и сверхприродного происхождения человека.