Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Monogorafia_kazaki_novaya(19.03.2012).doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

3.1. Битва под Добрыничами40

В январе на помощь князю Мстиславскому с царскими стольниками, стряпчими и «большими» московскими дворянами прибыл князь Василий Иванович Шуйский. Царские войска разбили свой лагерь в селе Добрыничи, неподалеку от Чемлыжского острожка, где находилась ставка «Лжедмитрия».

Ротмистр С.Борша в своём дневнике записал: «царевич» перед битвой долго советовался с казака­ми, «потому что в них полагал всю надежду». Атаманы высказывались за немедленное выступление без переговоров.

Накануне битвы П.Ф.Басманов велел московским войскам «палить из всех пушек и делал частые вылазки в сторону врага».

Комарицкие же мужики с наступлением ночи «по известным только им тропам» провели войско «Лжедмитрия» к селу Добрыничи, намереваясь поджечь его с разных сторон и вызвать панику в царских полках. На подступах к селу они были обнаружены выставленной охраной.

Ранним утром 21 января 1605г. завязался бой41. Гетман Дворжецкий решил в точности повторить манёвр, который обеспечил «Самозванцу» успех под Новгород-Северским. Гусары должны были опрокинуть правое крыло Московских войск, а пехота, оставленная в тылу, довершить победу.

Перед запорожской казацкой конницей стояла задача сковать в центре силы Мстиславского.

Московский полк «правой руки» под командованием Шуйского, а также служившие Москве иноземцы во главе с Маржаретом и Розеном были выдвинуты вперёд.

Гетман Дворжецкий атаковал войско Шуйского, собрав воедино свою немногочисленную польскую конницу. В атаке участвовало около 10 конных отрядов: 200 гусар, 7 рот конных копейщиков, отряд шляхты из Белой Руси и отряд «русских всадников», то есть казаков.

Не выдержав натиска, Шуйский стал отступать, конница гетмана Дворжецкого, рас­чистив себе путь, повернула к селу, на окраине которого стояли пехота и пушки. Здесь «поляки» были встречены орудийным и ружейным огнём, от которого они «шарахнулись вспять», и отступление завершилось бегством.

Московское военное искусство, развиваясь самостоятельным путем, пришло к передовой по тому времени тактике ведения боя, получившей наименование линейной, раньше, чем западноевропейское. Пехота, применив линейный боевой порядок, залповым огнём 10-12 тысяч стволов нанесла серьёзное поражение войску «Лжедмитрия I», а затем контратакой завершила его разгром.

Польская шляхта потом утверждала, что виновники неудачи - казаки. «Когда ветер принёс со стороны московского лагеря клубы дыма, - писал свидетель событий С.Борша, - запорожцы будто бы испугались и побежали, а гусары бросились вслед, убеждая их вернуться». Другой участник боя. Маржарет, записал: «Залп из тысячи стволов поверг атакующую конницу в ужас, и она в полном смятении обратилась в бегство». Казаки и поляки обвиняли друг друга42.

Столкнувшись с отступавшими в беспорядке польскими всадниками, казаки также повернули назад. Преследуя их, московские войска натолкнулись на батарею, которую прикрывали запорожские казаки. По признанию С.Борши, оставленные при орудиях, они мужественно держались в бою, но, брошенные на произвол судьбы, почти все полегли на поле битвы.

В Добрыничском сражении «Самозванец» потерял почти всю свою пехоту. Польская конница понесла меньше потерь, чем отряды казаков и комарицких мужиков. Поляки посчитали потери в 3 тыс. человек. А Маржарет считал, что жертвами сражения стали 5 или 6 тысяч человек.

В официальных донесениях воевод значилась еще большая цифра. Согласно разрядной записи, на поле боя было найдено и предано земле 11,5 тыс. убитых. Большинство из них были «черкасы», то есть казаки.

В описаниях этого боя и вообще этих событий нет четкого выделения из казаков запорожских или донских - местных казаков. Все три группы сливаются в одно казачество и его называют скорее «запорожским», видимо потому что они по численности превосходили остальных и во главе имели гетмана.

Неудачное наступление вместе с гетманом возглав­лял сам «царевич». Это, считается, была первая и последняя атака в его жизни. При отступлении под ним была ранена лошадь. Тайно покинув лагерь, он отправился в Рыльск. «Запорожские» казаки пустились по его следам, но «под стенами Рыльска их встретили ружейной пальбой и поносными словами как предателей государя Дмитрия Ивановича». За «хорошего царя» в его окружении шла острая борьба.

Московские князья Мстиславский и Шуйский, одержав победу над «Самозванцем» под Добрыничами, не решились завершить его уничтожение. Иезуиты Чижовский и Лавицкий, находившиеся в лагере «Самозванца» под Севском, писали в дневнике: «Враг мог гнаться за нами, догнать, перебить и сжечь лагерь, но он остановился от нас, не дойдя мили, и не решился воспользоваться своей удачей»43.

Это была тяжелая стратегическая ошибка Московского государства. А массовое сознание не воспримет эту победу как решительную и окончательную, тем более не воспримет ее как «свою победу». В социокультурном плане эта битва не оставляет следов.

Путивляне просили «царевича» остаться, говорили, что не желают разделить участь комаричан, претерпевших «лютые и горькие муки» от Москвы за верность «своему государю».

В Путивле «царевич» добивался вмешательства в происходящее Речи Посполитой. В копии письма от имени северских городов к королю Сигизмунду есть призыв к тому, чтобы бы король «соизволил как можно быстрее дать помощь нам (городам Северской земли – авт.) и государю нашему».

После поражения «Самозванца» в Комарицкой волости в руки московских воевод попало множество пленных, разделённых на две неравные части. Этническим полякам была дарована жизнь, их вскоре увезли в Москву. Остальных же (стрельцов, казаков, комаричан), то есть «своих», повесили посреди лагеря. Как свидетельствовал очевидец, немец по происхождению, Конрад Буссов в «Московской хронике», царские дворяне, заняв Комарицкую волость, «стали чинить над бедными крестьянами, присягнувшими Дмитрию, ужасную беспощадную расправу»44. Слухи об этом распространились по «всей русской земле». Об этом говорит автор «Иного сказания».

Это был, возможно, первый случай в истории «смуты», когда не только казаки, но и мужики подняли оружие против властей, пренебрегли присягой московскому царю, взяли под стражу его воевод и приказных людей. Это было первое выступление населения в смутное время, охватившее не одну волость.

Весной 1605г. положение дел изменилось...

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]