Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семинар по акцентуациям характера.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
353.28 Кб
Скачать

Пример.

Мальчика с гипертимным темпераментом рисует Виктор Гюго в своем романе «Отверженные». Это Гаврош, паренек 11—12 лет, типичный парижский уличный мальчишка. Хотя Гаврош выглядит болезненным ребенком, он весьма шутлив, всегда на ногах, поет, играет, он не прочь при случае стянуть что-нибудь, но незлобив, как кошка или воробей. У Гавроша нет ни дома, ни хлеба, ни тепла, ни любви, и все же веселье так и брызжет из него, потому что он — свободен. В романе мальчик всегда оживлен, склонен к шуткам и к шалостям, остроумен, находчив и неизменно жизнерадостен — даже в минуты большой опасности распевает песни. Поведение Гавроша характерно— в несколько разбавленном виде — для того, что можно было бы назвать «веселой, беспечной» манией. Он никогда не раздражается и даже тогда, когда подсмеивается над взрослыми людьми, он незлобив. Более того, он всегда готов доставить радость другим. Несомненно, окружение, в котором проходит жизнь Гавроша, сообщает его гипертимному темпераменту особую окраску. Вынужденный постоянно бороться с нуждой, он становится нахальным. Неспокойная жизнь бездомного подростка многому научила его, мальчик не по летам развит, опытен, говорит, как взрослый, может нередко дать хороший совет и взрослому.

Шизоид

Мы уже так много говорили о шизоиде в предыдущих главах, что сейчас достаточно, кажется, собрать все это воедино — и портрет готов. Так и сделаем, и тогда не будет обидно за этот интереснейший психотип. А чтобы он предстал перед вами во весь свой гигантский умственный рост, мы кое-что и добавим. Да и, может быть, в ходе нашей дифференциальной диагностики что-то было упущено.

Этимология

Слово «шизофрения» настолько въелось в наше сознание, что, как только произносится слово «шизоид», сразу ставится знак равенства между шизоидностью и шизофренией. Но, как паранойяльный — не параноик, как эпилептоид — не эпилептик, как истероид — не истерик, так и шизоид — не шизофреник, хотя, конечно, и ему от сумасшествия, как от сумы и тюрьмы, зарекаться не надо. Вместе с тем ведь и душевнобольные люди, бывало, играли немалую роль в науке, литературе и даже в политике. А главное, никуда не денешься от происхождения термина.

У шизоидов есть черты, похожие на некоторые последствия болезненного шизофренного процесса. И в этом плане они как раз и есть «-оиды». Отметим еще раз, что именно «-оиды», а не «-френики». Шизоидные черты возникают в результате воспитания. Психиатры и медицинские психологи достаточно определенно подчеркивают это. Так что, как мы отметили во введении, придется смириться с психопатологическим происхождением терминов. И в то же время надо отдавать себе отчет, что речь идет о рисунке личности в норме, который у некоторых шизоидов «зашкаливает» в акцентуацию и даже психопатию.

Главная черта

Его главная черта — склонность к теоретизированию. Это человек-формула, человек-схема. Это мыслительный тип. У него мысль превалирует над действием и над образом. Его мышление преимущественно не наглядно-действенное, не наглядно-образное, а понятийно-теоретическое. Ему легче даются математика-физика, чем литература-история. Он решит головоломку, но не сможет пройти по доске, положенной даже только на пол, а не то что на два стула. Он хорошо разберется в теории стихосложения, но прочитает тускло даже яркое стихотворение. О таких людях говорят, что они «ученые сухари». От жизни они далеки.

Это кузен Бенедикт из «Пятнадцатилетнего капитана», который хорошо знает, что муха цеце, по мнению его коллег, водится только в Африке, и делает заключение, что они не правы — «раз мы в Америке, то муха цеце встречается и здесь». В то время как непросвещенный, но здравомыслящий негр Геркулес по другим, более бытовым, деталям быстро понял, что это не «Аумерика», это «Ауфрика!».