Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Государство и право Иудеи.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
220.76 Кб
Скачать

Глава 4. Право и общество стран Передней Азии

4.5. Моисеево законодательство

147

которые найдешь у меня: дом из кирпича, серебро, золото, медь и железо, раба, рабыню, ячмень... пока не получишь своих денег и процентов, и я не смогу говорить, что я уп­латила тебе» [Струве, 1936, т. 1, с. 101]. Фактически перед нами не залог, а правомочие кредитора обращать свою пре­тензию к взысканию на имущество должника, однако, ве­роятно, имущество, на которое обращено взыскание, может быть выкуплено должником.

В последующем юристы сумели с помощью каузаль­ного толкования норм закона обойти запрет процента, которым отличался договор займа у евреев. Так, Мишна советует в этой связи: «Долги, обеспеченные залогом, не обязательно прощать на седьмой год; кредитор может в этот год формально отказаться принять долг, но нич­то не мешает ему принять долг в качестве подарка. Гилель (I в. до Р. X. — М.И.) установил для этого специаль­ную формулу — "ргозЪоЬ", — согласно которой кредитор и должник подписывали перед судьей соглашение, наде­лявшее кредитора правом взыскивать свои деньги в лю­бое время» [Smith, 1960, р. 45].

Позднейшая талмудистика выработала общее учение об обязательствах, классифицировавшихся на два вида по способу их совершения. К первому относятся те обя­зательства, которые совершены были в устной форме, при обязательном участии свидетелей, числом не менее двух или трех (Второзак. 19: 15). Следующим способом были залог и постановление суда. Такие обязательства носили наименование «штар».

Ко второму виду относились обязательства, заклю­ченные в письменной форме. Залогом они, как правило, не обеспечивались и опротестовывались только в суде.

Главным условием действенности обязательства талму­дисты (в основном фарисеи) считали его формальное соот­ветствие постановлениям закона. Сами договоры подлежа­ли неукоснительному соблюдению.

Следующим крупным институтом еврейского права было брачно-семейное и наследственное право. Евреи стро­го увязывали эти два института друг с другом.

Брачно-семейное и наследственное право иудеев

Иудеи знали моногамный брак, полигамия их царей на самом деле осуждалась левитами. Однако строго юри-

дическое запрещение полигамии было установлено только раввинами Вормского синода в XI в. по Р. X. Безбрачие, равно как кастрация и прочие виды уродств, не позволя­ющие иметь детей, рассматривались древними евреями как страшный грех — детоубийство (Второзак. 23:1). Довольно интересным свидетельством пережитков полигамии у евре­ев в области брака являлся институт левирата (Там же. 25:

5-11):

«Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сто­рону за человека чужого, но деверь ее должен войти и взять ее себе в жены, и жить с нею» (Там же. 25: 5). Целью ле­вирата являлось «восстановление семени брата умершего» (Там же. 25: 7) — продолжение его рода. То, что деверь к этому моменту мог уже состоять в браке, судя по всему, не служило препятствием для заключения брака согласно правилам левирата. В таком случае главной целью левира­та будет поддержание в материальном отношении вдовы умершего, поскольку имущество старшего брата наследует­ся младшим, а вдове ничего не отходит. Кроме того, деверь может сам выдать свою невестку замуж на сторону.

В том случае, когда вдова настаивала на браке с деверем, последний, однако, имел право отказаться — не вступал в брак в течение шести месяцев — такой отказ позднейшие талмудисты назвали «ghaliza», суть которого, правда, уже зафиксирована в Моисеевом законодательстве (Второзак. 25:9). Невестка в присутствии «старейшин города» снимала с ноги деверя обувь, плевала ему в лицо и называла дом его «домом разутого». Старейшины повторяли вслед за невест­кой три раза «дом разутого», и следующий по старшинству деверь получал право на вступление в брак с невесткой.

Форма брака у древних евреев регулировалась догово­ром купли-продажи. В эпоху Моисея евреи изобретают символическую форму покупки. Брак считается совер­шенным при передаче женихом в семью невесты символа брачного выкупа, представлявшего собой вещь, стоимость которой равняется стоимости куска чистого серебра раз­мером с половину ячменного зерна. При передаче выку­па жених обращается к невесте со следующим заклина­нием: «Да будешь ты моею при посредстве этой вещи». Затем составляется брачный контракт при свидетелях. В нем определяется «кетуба» — имущественные обяза­тельства жениха, здесь же определяется размер придано-

148