Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
842.24 Кб
Скачать

Список источников и литературы

  1. Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: секреты экономического чуда. М., 1997.

  2. Laitenberger V. Ludwig Erhard. Der Nationaloekonom als Politiker. Goettingen; Zurich, 1986.

  3. Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. СПб., 2001.

  4. Уильямс Ч. Аденауэр. Отец новой Германии / Пер. с нем. А.М. Филатова. М., 2002.

  5. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. М., 1991.

  6. Он же. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993.

Ю.А. Виноградова

Лех Валенса – нобелевский лауреат и президент

Лех Валенса прошел длинный путь от рабочего верфи до президента Польской Республики [1; 2]. Не будучи профессионалом в политике, он сумел достичь безусловного морального авторитета и доверия поляков, римско-католической церкви, Западной Европы и США [3], Нобелевского комитета (1983) и даже Британской ассоциации курильщиков трубок, избравшей его своим «курильщиком трубки 1987 года» [4, с. 218]. Ему удалось также обеспечить доверие граждан профсоюзу «Солидарность», чьим лидером и символом он стал с момента его создания. В начале и в конце 80-х годов его лицо не сходило с первых страниц газет во всем мире [4, с. 233], за исключением СССР и его союзников, которые, опасаясь «экспорта революции», с одной стороны, и не имея возможности более замалчивать события в ПНР, помещали материалы о нем подальше от первой полосы.

У российских исследователей нет специальных работ, посвященных Леху Валенсе. Имеющаяся информация в основном представлена электронными ресурсами неспециализированного назначения [1; 2]. Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться нарисовать политический портрет и показать роль Валенсы в современной польской истории, а также объяснить причины, которые поставили его во главе оппозиции, сумевшей изменить существовавший в ПНР государственный строй.

Необходимо отметить, что Лех Валенса был «порожден» своим временем. Возглавить оппозицию в условиях структурного кризиса в государстве и обществе, апатии и недоверии поляков к любым инициативам власти мог только человек, обладающий исключительными качествами. В то же время Лех Валенса был типичным представителем народа, столь мало похожим на государственных деятелей социалистической Польши: он сочетал в себе искренний патриотизм и характерную для его соотечественников набожность, имел незапятнанную репутацию семьянина. Наличие крепкой семьи обеспечило ему «тылы». Отсутствие профессионального политического опыта и стажа официальной государственной и политической деятельности сделало его достойным кандидатом на лидерство в оппозиции. Леху Валенсе поляки доверяли, так как он работал, как и они, жил, как они, и его волновали те же проблемы, что возникали у любого рядового гражданина этой страны. Общество перестало стремиться к сотрудничеству с властью, тем не менее ему был необходим вождь и глашатай, отражающий интересы большинства.

Валенса был близок к народу и никогда не закрывался от него, был открыт к диалогу. Природа одарила Леха Валенсу умом, осмотрительностью, активностью, энергией, честолюбием, ораторским мастерством, волей, а религиозность наделила терпением и чувством коллективизма. Он научился извлекать уроки из прошлого и маневрировать.

Кроме врожденных и развитых в себе качеств, существовал также ряд обстоятельств, сыгравших свою роль в выборе обществом вождя оппозиции. Благодаря личностным чертам Лех Валенса заслужил доверие костёла, чье мнение было едва ли не определяющим для поляков. Валенса соответствовал католическому стереотипу честности, смирения, долготерпения и милосердия, с одной стороны, и неубывающей воли к победе, целеустремленности и разборчивости в выборе средств для достижения цели – с другой. Все это определило выбор Леха Валенсы поляками. Но среди свойств его характера были и такие, которые впоследствии стали причиной спада его популярности, а именно: самонадеянность, высокомерие (за это его критиковали в 1993 г.), несоблюдение буквы закона, нерешительность и мягкотелость. Наиболее радикальные противники коммунистического режима говорили о нем, что он «только фигура» (Я. Куронь) [4, с. 120], власти арестовывали его и интернировали, оскорбляли (М. Раковский), но фильм о нем А. Вайды «Человек из железа» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», Папа Иоанн Павел II удостоил личной аудиенции [4, с. 180].

Валенса выдвинулся из рядов забастовщиков гданьской судоверфи им. Ленина в августе 1980 года, возглавив Межзаводской забастовочный комитет. По словам советского разведчика генерал-лейтенанта В.Г. Павлова, уже тогда он производил большое впечатление тем, как самоуверенно он вел переговоры с правительственной делегацией и «настойчиво выжимал из представителей власти максимальные уступки» [5, с. 381]. В бурную эпоху 1980 – 1981 годов, уже став председателем 10-миллионного профсоюза «Солидарность», Л. Валенса показал себя не только в качестве лидера оппозиционного движения, умеющего как стоять в пикете, так и убеждать своих товарищей, аргументированно и рассудительно споря. Он стал глашатаем идеи диалога внутри польского общества, в том числе и со здравомыслящими представителями правящего режима.

В отличие от других активистов «Солидарности», таких как Рулевский и Буяк, Валенса старался не допустить сползания профсоюза «на путь силовой конфронтации с властями». Он нередко сдерживал стихийные радикальные акции, стремясь не допустить баррикадных боев на улицах, удержать от актов насилия против представителей власти и силовых структур, понимая, что за этим последуют только новые репрессии, а цель достигнута не будет. Валенса стремился уберечь профсоюз от вовлечения в открытую политическую деятельность, полагая, что «Солидарность» тем более должна воздерживаться от явных конфликтов с властью, чем большие требования она выдвигает. По свидетельству В.Г. Павлова, «удерживать движение в рамках разумной умеренности ему помогали указания папы и постоянный контакт с Ю. Глемпом и другими представителями костёла» [5, с. 383 – 384].

Осенью 1981 года, видя нарастание конфронтации в обществе, Л. Валенса выступил инициатором проведения трехстронней встречи первого секретаря ЦК ПОРП В. Ярузельского, примаса католической церкви в Польше Ю. Глемпа и председателя «Солидарности», которую в стране и в мире оценили как «историческую», как «начало поворота от хаоса к общественному спокойствию» [6, с. 95]. Не вина лидера польской оппозиции, что заявленная им модель «круглого стола» в то время оказалась нереализованной вследствие введения коммунистическими властями военного положения под давлением из Москвы [6, с. 97 – 103].

Арест Валенсы в первые же дни военного положения сделал его национальным героем, так как он не пожелал скрыться, бежать, уехать за границу, как это сделали некоторые его соратники. После освобождения в декабре 1982 года Валенса начал быстро восстанавливать свои позиции общенационального лидера, а после присуждения ему Нобелевской премии мира он превратился в политического деятеля мирового масштаба. ЦИОМ ПНР с 1984 по 1989 год проводил регулярные опросы общественности на предмет политического рейтинга, которые показывали, что Л. Валенса находился в первой тройке лидеров на протяжении всего периода [4, с. 132].

Доверие поляков сделало Леха Валенсу гарантом соглашений «Круглого стола» властей и оппозиции, проходившего в Варшаве в феврале – апреле 1989 года Зная о том, что данное слово Валенса не нарушит, на него рассчитывали все участники переговоров. И их доверие было оправдано. Основные договоренности «Круглого стола» были соблюдены, несмотря на то, что успех оппозиции во время переговоров и все возрастающая популярность фактически предоставили возрожденной «Солидарности» своего рода карт-бланш на любые действия, находящиеся в рамках закона.

После отставки В. Ярузельского Валенса, стал президентом Польши, лидер оппозиции был первым демократически избранным президентом Польской Республики. Но на следующих выборах в 1995 году он проиграл бывшему коммунисту А. Квасьневскому [1], так как требования времени изменились и его политическая доктрина перестала отвечать потребностям общества.

Отойдя от политических дел, Валенса все равно остался символом и инициатором декоммунизации Польской Республики. Общественность внимательно следила за его судьбой вплоть до того, что когда он сбрил усы, эта новость обошла многие передовицы польских и зарубежных газет и журналов, попала в телевизионные программы новостей, а также в новостные страницы Всемирной паутины [2].

В заключение стоит добавить, что положительные свойства и заслуги героя этого очерка являются бесспорными и общеизвестными, а отрицательные – проявлялись лишь спорадически и не имели фатального характера. Фигура Леха Валенсы соответствовала тому периоду времени, для которого сам он себя подготовил. Его уход со сцены активной политической жизни стал следствием коренного изменения политической конъюнктуры в Восточной и Центральной Европе, которая потребовала от политиков иных личных и профессиональных качеств, чем те, что были присущи Валенсе.