Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции - обновленный.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

4.2.2.3. Экономическое "благосостояние" муниципалитетов

по принуждению недопустимо: о порядке передачи

государственного имущества в муниципальную собственность

Рассматривая взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по поводу разграничения объектов публичной собственности в контексте проблемы обеспечения неприкосновенности муниципальной собственности, важно учитывать, что обладание собственностью обязывает: она определяет не только свободу управомоченного субъекта по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и влечет за собой известные обязательства и обременения по содержанию имущественных объектов. Поскольку же различные имущественные объекты имеют разную экономическую эффективность - как положительную, так и отрицательную, - а разграничение объектов публичной собственности предполагает различные направления движения публичного имущества - как в сторону субъектов государственной власти из муниципальной собственности, так и наоборот, в сторону муниципальных образований, в зависимости от установленных законом критериев обладания теми или иными объектами, - передача имущества из государственной собственности в муниципальную может породить для муниципального образования дополнительные обременения. Тем самым, казалось бы, позитивный процесс наделения собственностью может обернуться негативными последствиями для финансово-экономической самостоятельности муниципального образования, вынужденного перераспределять финансово-бюджетные ресурсы на покрытие незапланированных расходов. Актуальность этого вопроса подтверждается практикой Конституционного Суда РФ.

В 2007 г. в Конституционный Суд РФ поступила жалоба главы муниципального района "Читинский район" Читинской области о проверке конституционности положений абз. шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ в части, определяющей условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Исходя из данных нормативных положений, Арбитражный суд Читинской области своим решением от 25 июня 2007 г., оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2007 г., отказал администрации муниципального района "Читинский район" в удовлетворении заявленных требований к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными распоряжения от 26 февраля 2007 г. "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Читинской области, в собственность муниципального района "Читинский район" и распоряжения от 22 марта 2007 г. "Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Читинской области, передаваемого в собственность муниципального района "Читинский район".

Заявитель полагал, что оспариваемые законоположения в той мере, в которой они допускают возможность односторонней передачи федерального имущества в муниципальную собственность без согласия на то органов местного самоуправления и без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушают имущественные права муниципальных образований, ограничивают их самостоятельность в решении вопросов местного значения, ставят их в неравное положение с другими собственниками имущества и, таким образом, вступают в противоречие с нормами ст. 8 (ч. 2), 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133 Конституции РФ.

Рассмотрев данное обращение, Конституционный Суд РФ признал позицию заявителя обоснованной <1>. Опираясь на ранее выраженные правовые позиции о разграничении публичной собственности, Конституционный Суд РФ указал, что положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и предполагают соблюдение общих принципов и гарантий при его реализации независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества. К ним относится, в частности, наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет мнения органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П // Российская газета. 2008. 16 янв.

Необходимость выявления в этом случае мнения органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости также и за счет средств финансовой поддержки, оказываемой в порядке межбюджетных отношений Российской Федерацией и ее субъектами. Поскольку же федеральное законодательство, устанавливая критерии состава имущества, которое может находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, не исключает дискреции уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по определению конкретных имущественных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность наименее эффективных в экономическом плане (изношенные, убыточные) имущественных объектов. Их безоговорочное принятие муниципальными образованиями, в частности при отсутствии дополнительных мер финансовой поддержки, могло бы повлечь за собой непосильные для муниципальных образований расходы на содержание имущества и создало бы существенные препятствия для реализации конституционных функций местного самоуправления на конкретной территории в интересах населения. При этом сами местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, который гарантируется правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ).

В соответствии с этим Конституционный Суд РФ заключил следующее. Оспариваемые законоположения по своему конституционно-правовому смыслу предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу. При этом в процессе согласования позиций сторон может ставиться вопрос о выделении муниципальному образованию дополнительных финансовых ресурсов на покрытие возникающих в связи с передачей государственного имущества расходов.