Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧАСТЬ II НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАН...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
995.33 Кб
Скачать

1 «У одного хозяина курица несла золотые яйца. Захотелось ему сразу полу­чить побольше золота, и он убил эту курицу. А внутри у нее ничего не оказалось. Была она как все курицы».

Рис. 6. Схема нарушения повторения речевого сообщения у больных с тяжелой формой поражения лобных долей мозга (б-ной Корк.)

Нейропсихологическая клиника знает и большое число случа­ев, когда такое отклонение речи от исходного намерения носит компромиссный характер — больной постоянно уходит в сторону от намеченной цели и вновь возвращается к ней.

В этих случаях, чаще всего связанных с опухолями глубоких отделов мозга, расположенными по средней линии и лишь час­тично прорастающими в лобные доли, никакой распад лексиче­ских и грамматических механизмов языка не имеет места, и на­блюдаемые отклонения, так же как и в предшествующем случае, связаны не с языком как системой специфических кодов, а с на­рушениями целенаправленной деятельности, которые носят в этих случаях неполный характер.

Остановимся лишь на одном примере, достаточном для иллю­страции этого положения.

Б-ной А в., 34 года, научный работник, поступил в Институт нейрохи­рургии им. Бурденко с подозрением на опухоль глубоких отделов мозга. Сначала он не проявлял заметных отклонений от нормы, затем у него ста­ло падать зрение, появился ряд неврологических симптомов, наросли рас­стройства сознания, и после тщательного обследования был поставлен диагноз опухоли (краниофаренгиома), которая и была удалена.

Продолженный рост опухоли не устранил наблюдаемую патологию, и у больного стали возникать симптомы, указывающие на ее прорастание в базальные отделы лобных долей мозга (снижение обоняния, беспокойство и расторможенность, нарушение памяти).

К этому времени речь больного была фонетически, лексически и син­таксически полностью сохранна. Он мог без всякого труда повторять серии из 3 (и даже из 5) слов или из двух изолированно предлагаемых фраз,

и в отличие от предшествующего больного он без всякого труда повторял и даже припоминал их.

Он мог легко повторить и даже припомнить после некоторого промежут­ка (в 1—2 дня) ранее прочитанный ему сюжетный рассказ. Однако в этом случае выявлялась особенность, которая заставляет нас обратиться к это­му больному: он начинал передавать нужный рассказ, но тут же отвлекался на бесконтрольно всплывающие побочные ассоциации, снова возвращал­ся к исходной теме, затем опять отвлекался на побочные ассоциации, сно­ва возвращался к исходной теме и т.д. Таким образом, все кодирование передаваемого содержания носило у него характер .компромисса между воспроизведением нужного содержания и отвлечениями в сторону побоч­ных ассоциаций.

Вот пример такой передачи нужного содержания.

Больному читается рассказ «Курица и золотые яйца». Он начинает пере­давать его содержание: «У одного хозяина — небольшого собственника — с частнособственническими тенденциями — была курица — а ведь вы знае­те, какое значение в сельском хозяйстве является птицеводство; оно часто приносит известный доход и является хорошим подспорьем для ведения хозяйства. И эта курица несла замечательные, блестящие, золотые яйца. А ведь вы знаете, что золото имеет большое значение в мировом обмене — вот и теперь — цена доллара падает, а цена золота удерживается высоко, и поэтому на всех международных рынках золото очень ценится... И вот хозяин захотел сразу получить побольше золота — жадность всегда свой­ственна мелким собственникам, — и он убил эту курицу— но ведь убивать жестоко, убивать нельзя, это противоречит морали...», — и т.д.

Легко видеть, что постоянное отклонение рассказа в сторону побочных ассоциаций со столь же постоянным возвращением к исходной теме отчетливо отражает нарушение планомерного раз­вертывания сюжета, иначе говоря, частичное нарушение направ­ленной речевой деятельности при полной сохранности всех средств языка и может быть изображено такой схемой (рис. 7).

Подобные частичные нарушения направленной речевой дея­тельности можно видеть при целом ряде мозговых поражений, когда аппарат, определяющий направление речевой деятельности

Рис. 7. Схема нарушения кодирования речевого сообщения у

больного с краниофаренгиомой (опухоль глубинных отделов

мозга с поражением лобной доли; б-ной Ав.)

и тормозящий (фильтрующий) бесконтрольно всплывающие по­бочные связи, оказывается отчетливо нарушенным и когда боль­ной оказывается не в состоянии сузить круг возникающих у него ассоциаций, затормозив несоответствующие программе связи и выделив лишь те, которые соответствуют плану высказывания.

Подобные — внеязыковые — дефекты речевой деятельности нам многократно приходилось наблюдать при поражениях правого по­лушария мозга с синдромом «резонерства», и к анализу этих нару­шений мы еще будем иметь случай вернуться в другом контексте.