Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билет 8.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
203.78 Кб
Скачать

Австрия и Германия.

Арх. Фишер фон Эрлах украшал Вену парадными ансамблями.

Дворцовый комплекс в Шенбурне:

Осевая композиция на террасообразном рельефе. Комплекс состоит из огромного дворца с центральным полукружием и отдельными боковыми павильонами.

Система пандусов и подпорных стен с балюстрадами.

Парадный въезд фиксирован 2 колоннами.

.

Ансамбль церкви Карла Борромея .

Арх. Фишер фон Эрлах

Расположен на открытой местности возле главной дороги, соединяющей Вену и Рим. Своей осью ориентирован на готическую Августинскую церковь.

Ансамбль состоит из храма (шестиколонный портик с фронтоном), перекрытого овальным в плане куполом. С двух сторон триумфальные колонны, служащие колокольнями.

Загородная резиденция Бельведер.

Арх. Гильдебранд. Строительство с 1716 – 1723г.

Усадьба на склоне холма состояла из верхнего и нижнего бельведера. Между ними террасный парк, открывающий вид на старую Вену.

Королевкая резиденция Сан – Суси.(1745 – 1747)Потсдам.(пригород Берлина)

Арх. Г.В.Кнобельслорф._

Дворцы, резиденции, жилые дома, церкви в барочном стиле.

Общие черты: значительность масштабов + пластичность архитектурных форм.

  1. Ансамбль Кижского погоста.

Храмовый ансамбль расположен на острове Кижи в Онежском озере и является памятником деревянного зодчества Русского севера.

В плане - развитая многоцентровая композиция.

Ансамбль включает в себя:

Преображенскую церковь 1714г, Покровскую церковь 1764г, шатровую колокольню1874г.

Ансамбль окружает рубленая ограда.

Оба храма и колокольня поставлены очень компактно, на расстояниях, равных высоте и менее одной высоты. Такой прием расстановки выбран для создания единого крупного зрительного ориентира, видимого с озера при движении по судоходному ходу.

Основной вход в деревянной ограде размещался с южной стороны в некотором удалении от храмов.

Преображенская и Покровская церкви многоглавые. Их объемы состоят из нескольких уменьшающихся кверху ярусов. Объемная композиция разработана на основе традиционного восьмерика с 4мя прирубами.

  1. Основные направления постмодернизма

Историзм, Аd – HOC, Радикальная эклектика, Вернакуляр.

Историзм.

Историзм - важнейший принцип постмодернизма, полемически заостренный против универсальности «интернационального стиля». Теоретическое рождение историзма относится к концу 50-х годов. В это время возник вопрос о том, какую архитектуру можно противопоставить модернизму с его «экспрессией бетонного блока, массивностью сочленений и общей бруталистской трактовкой».

Первые постройки итальянского историзма стали появляться уже в начале 50-х годов (Луиджи Моретти - использование рустованного основания в доме Джирасоль 1952 г.) Уже позже историзм появился в Испании, США и Японии.

Этот стиль (Дженкс назвал его «полуисторизмом») зарождался в Америке в начале 60-х. Наиболее интересным архитектором, отошедшим от эстетики модернизма в поисках декора являлся в то время Филипп Джонсон, по праву считавшийся наиболее образованным и умным «истористом». Он пытался взять то, что нравилось, из всей истории.

Одним из первых архитекторов - модернистов, по-настоящему нарочито использующим символику классической архитектуры был Роберт Вентури. В его сооружениях акцентируется богато декорированный фасад, используются утрированные детали. Он, как и Джонсон оказал большое теоретическое влияние на развитие историзма и постмодернизма в целом. В своей книге «Сложности и противоречия в архитектуре» 1966г. Вентури выдвигает ряд тезисов оспаривающих принципы модернизма: «сложность и противоречивость против упрощения, двусмысленность и напряженность, предпочитаемые прямолинейной ясности. Творческая группа Вентури вела двойную политику копирования и подражания. С одной стороны они откровенно «сдирали» проекты обычно игнорировавшихся исторических произведений, что уже являлось нововведением в практике; с другой - заигрывали с презираемым массовым вкусом, иронично соотносили свои работы с поп-артом.

Здания - «утки», здания - рекламные щиты, скульптурные инсталляции на темы классической архитектуры, отрицание традиционной выставочной манеры, теоретические лозунги и мистификации, - все направлено на популяризацию своего имени. Главная цель - заворожить публику, подыграть ей, заработать на ее скуке и отсутствии вкуса.

Произошел раскол в методике работы постмодернистов: идти впереди массовых интересов, либо следовать им. Но так как основной лозунг постмодернистской архитектуры - «Прошло время великих идей, настало время маленьких людей. Да здравствует маленький человек.

Клиентами группы Вентури были в основном представители среднего класса, в то время как архитектура Филиппа Джонсона предназначалась для «клиента со вкусом». Итак, у постмодернизма появилась некая логическая позиция, направленная на эклектичность и иронию

У тех, кто не стал «истинным истористом», появился свой путь, а именно, развитие региональной выразительности. Здесь следует упомянуть такие узкие направления, как «Барселонская школа» и «Новый японский стиль». Последний наиболее интересен, Кисе Курокава и Кензо Танге использовали традиционную эстетику Дзен, достигая общей кубической экспрессии, утонченности. Они применяли подкрашенный бетон вместе с деревянными конструкциями балок и консолей. Здания «японского стиля» сравнивали с «чайными домиками». Эти архитекторы с осторожностью, если не с настороженностью относились к ярким проявлениям эклектизма, основывая свои работы прежде всего на традиционализме.

Лидером здесь по праву можно считать Р. Вентури, позже его идеи суждено было продолжить и развить Роберту Стерну и Чарльзу Муру, кстати последний часто называл себя учеником Вентури. Полемика с модернизмом основывалась на вопросов символов и вкуса в архитектуре.

К середине 70х современные архитекторы почти примеряются с историзмом. Вы возможно спросите: «Почему «почти»?». Дело в том, что проектировщики не могут полностью использовать наследие прошлого, так как боятся стать всего лишь декораторами.

Ад-хок. Ад-хокизм», или «архитектура ад-хок» - концепция, призывающая при проектировании учитывать, прежде всего, реальные условия данного места, конкретные обстоятельства, вкусы будущих потребителей. Она по-своему отражает реальную ситуацию капиталистической действительности, провозглашает открытое приспособленчество, безоговорочное выполнение требований заказа (обычно частного). Зачастую заказчик участвует в процессе проектирования, выбирая месторасположение своего жилища, соседей, план квартиры.

Ральф Эрскин - идеальный пример архитектора, следующего направлению ад-хок.

Контора Эрскина влилась в Байкерскую общину, открыв магазин в бывшем похоронном бюро, продавая растения и цветы (явно популярное в Англии занятие), действуя как местное бюро находок, т.е. занимаясь множеством не архитектурных дел; по мере всего этого он знакомился с жителями а они - с его группой. Затем в неторопливом процессе проектирования и строительства происходили бесконечные обсуждения с весьма скромными результатами (и принимались весьма скромные решения.

Соучастие в проектировании стало в Британии в 70-х годах респектабельным термином, который обычно обозначал одностороннюю консультацию с теми, для кого осуществляется проектирование. Они имели возможность видеть планы заранее, но не обладали достаточной компетентностью или властью, достаточной для того, чтобы предложить жизнестойкие альтернативы, однако привлечение будущих потребителей архитектуры к соучастию в процессе проектирования позволило лучше и полнее учесть их потребности, запросы и вкусы. Этот новый метод в архитектурной деятельности Запада 70-х годов отражает утопическую веру постмодернистов в то, что обновление метода проектирования без изменения социальных условий способно привести к гуманизации жизненной среды и гуманизации человеческого существования.

В Лувенском университете Люсьен Кролл и его группа продвинули процесс дальше и реально включили общину (или часть ее) в процесс принятия проектных решений. Студенты, разделенные на группы, участвовали в проектировании зданий вместе с Кроллом, который действовал скорее как руководитель оркестра. Они все время перемещали кусочки пенопласта, вырабатывая окончательную модель. Когда разгорались диспуты или когда одна из групп становилась слишком догматичной и неподвижной, Кролл реорганизовывал группы таким образом, чтобы каждый знакомился с проблемами всех остальных до тех пор, пока не появлялось возможное решение. Только тогда он действительно выдавал планы и разрезы, которые делали осуществимым проект.

В диалоге с архитектором участвуют не только будущий потребитель архитектуры, но и среда: архитектура ад-хок контекстуальна, этична по отношению к местным кодам значений; сохраняются старые постройки, несущие как определенную функциональную, так и эстетическую нагрузку.

Как уже говорилось выше, нет точных рецептов для «ад-хокизма», в каждом случае это эксклюзив, единичный экземпляр. В формообразовании это может быть как постмодернистская стилизация, так и модернистский кубизм и т.д.; речь идет не о стилевых принадлежностях, а, как неоднократно повторялось ранее, о вкусах жильцов, конкретных обстоятельствах, реальных условиях, возможностях использования местных материалов: стеклянные вставки и башенки, кубические блоки и дачные домики, различные их сочетания. «Объединяемая общим термином «архитектура соучастия», новая идеология архитектурного творчества обозначается в США как социальная архитектура, в Швеции - как социально управляемое градостроительство, в Великобритании - как архитектура «community». «Самострой», как норма жизни. его стоимость снижается примерно на 40%. Во-вторых, для многих личное участие в создании среды для себя - единственная возможность воплощения собственных представлений о комфортной жизни.

Вернакуляр.Воспроизведение местных особенностей. «Архитектура с человеческим лицом». Это направление для обнищавшей и идеологически неопределенной Британии в 70-х годах стало и остается доступным большинству англичан, потому что «не отходит слишком далеко от традиционного семейного особняка». Каждый фасад легко узнаваем на конкретной улице, так, как если бы дом всегда находился именно здесь, на этой улице.

Воспроизведение местных особенностей архитектуры - это не прямое воспризведение, не репродукция, - это гибрид между постройками современности и строениями 19 века - кирпичными или деревянными (в России); «квазиархитектура», или архитектура «в духе». Данное направление в этой легко узнаваемой архитектуре имеет следующие характерные особенности: «почти всегда скатная крыша, крупные детали, живописное распределение объемов и кирпич, кирпич, кирпич» . Здания, построенные в соответствии со вкусом жителей.

При создании архитектуры автор проявляет новый интерес к реально существующим, распространенным кодам, в то же время слегка искажая, приспосабливая их к хорошему вкусу как варианты таких кодов для среднего класса.

В 1961 году архитекторы Дарбурн и Дарк выиграли конкурс на постройку комплекса Пимлико в Лондоне у других архитектурных групп, которые стремились к всеобъемлющему преобразованию. По проекту Дарка, комплекс включает старые здания, например церковь 19 века из темного кирпича; обеспечивает различные виды жизнедеятельности: пабы на углу, библиотеку, дом престарелых, жилые дома; много озелененных пространств - все ожидаемо, привычно; комплекс находится на своем, конкретном месте. Возрождение местных особенностей в курсе восстановления и нового использования старых зданий к 1975 году стало одним из решений проблемы реконструкции идеологически и физически устаревшей застройки. В 1998 году была завершена реконструкция комплекса Lanternhouse в Юлверстоуне, Кумбрия по проекту британского архитектора Фрэнсиса Б. Робертса. Ему было позволено развить здание школы исскуств, чтобы предоставить более комфортное пространство для представлений, банкетов, преподавания, репетиций, жилых помещений для приглашенных артистов. В данном примере налицо все особенности стиля (по Ч. Дженксу): скатная крыша корпусов школы, крупная деталировка фасадов, разделение территории комплекса на зоны (учебная, жилая, представительская), и, конечно же, кирпич как строительный материал. Металлическая спиралевидная надстройка с блюдцем микроволновой антенны, разработанная Джэми МакКаллугом, символизирует образ местного маяка.

Альдо Ван Дейк и Тео Босх принимали такие отметины средневекового города как отправные точки при проектировании. Их проект в Зволле, осуществленный между 1975-1977 годами, реконструирует много зданий старого исторического центра и дополняет их 21 деловым зданием и 75 новыми жилыми домами, следующими изгибам существующей планировке улиц, образуя ряд различающихся пространств. Короткие переулки, небольшие улицы с аркадами, улицы с наружными лестницами, ведущими в помещения верхних этажей, общественное пространство с садами. Решения фасадов показывают, что здания принадлежит нашему времени, но традиционная форма используется в других отношениях: например, внутренние пространства раскрываются через полуоткрытую лоджию, откуда можно увидеть сады, заглянуть наверх в полное солнечного света чердачное пространство непривычных очертаний.

Воспроизведение местных особенностей - не всегда копирование пропорций, силуэта, оттенков конкретного места; введение контраста позволяет достигнуть ощущение уюта, комфорта, радости. Консервный завод Джозефа Эшерика в Сан-Франциско - это трансформированный товарный пакгауз 19 века с современной графикой, пронзающими его насквозь лифтами и оживляющим, придающим остроту кирпичным вернакуляром . Арки акцентированы, старая ткань оживлена сужением до минимума оконных простенков, использованием контрастных цветов; отдаление от подлинности такие здания с лихвой компенсируют создаваемым ими радостным настроением.

Новая Эклектика. Эклектика - внутренний импульс нового направления. Впрочем, речь идет об эклектике особого рода, свободной от всяких ограничений, тем более - стилистических. Исторически, расцвет эклектики относят к концу XIX - началу XX века, когда более десятка стилей находились, что называется, «в моде».

Стили овладевают умами архитекторов; распространены сложность и разнородность, сложность вообще становится «естественной метафорой мощи» и синонимом красоты. Постепенно все стили, путем заимствований, гибридизации, стали, по своей сути, эклектичными. Сегодня уже пора осознать, что понятие «стиль» должно уйти вместе с понятием «мода». Моды, как таковой не существует. Единство стиля никому не нужно, архитектура не может оставаться единой, она становится единичной, индивидуальной для каждого заказчика, ситуации, условий. Но для того, чтобы понять, - нужно было пережить новый «приступ» эклектики, который и случился в 60х годах XX века. Постмодернистское пространство стремится к упомянутой сложности. Существует сформировавшийся «узкий мир архитектурных журналов», и всякая новая идея (будь то новые эксперименты Ф. Гери или объемные экспрессии З. Хадид) обречена на мгновенное распространение. Практически каждое постмодернистское здание - эклектично. Сооружение "историзма", "ад-хока", "вернакуляра", - все они основаны на смешении стилей или источников, строительных систем или материалов. Пожалуй, самыми яркими примерами таких архитектурных "коктейлей" можно считать "Диснейленды". Архитекторам предлагается научиться использовать эту разнородность, стать барменами (смешивать символы как напитки), тонко чувствовать настроения масс. Ведь если кто-то хочет жить одновременно в разных эпохах и пространствах, то зачем ограничивать его настоящим и локальностью? "Эклектизм - это естественная эволюция культуры, обладающей выбором" "Современное движение", в свое время, предъявило эклектикам обвинения в нерешительности, сумбуре, оппортунизме, приспособленстве и дилетанстве. Постмодернисты открещиваются от эклектиков конца XIX века, говоря о том, что тот эклектизм был слаб и "грубо сработан", и предлагают развить более сильное и радикальное разнообразие. Предлагается также использовать нити и образы "нового движения" как оппозиции, как антонима, через который, семантически можно выразить настоящий смысл. Радикальный эклектизм будет использовать эти простые, редуцированные пространства "нового движения" для создания своего, сложного и насыщенного. Используется полный спектр коммуникативных средств: метафизических и символических, пространственных и формальных. Архитектор выбирает стиль или образы и смешивает эти элементы в одном здании. Новая эклектика направлена на воплощение одного из принципов постмодернизма - принципа двойного кодирования.

ПРИНЦИП НОВОЙ ЭКЛЕКТИКИ (или что с чем смешивать). Проектировщику, еще до процесса проектирования, предлагается подробно ознакомиться с целевой группой, следить за изменяющимся настроением, угадывать их представления о хорошей жизни. "Взаимное понимание и консультации с клиентом являются минимальными требованиями.... Во всяком случае проектировщику следует, во-первых, изучить район, местный язык и понять его полностью, прежде чем начать проектировать. Язык может иметь этнические или культурные характеристики, связанные с характером обитателей, а также чисто архитектурные измерения - местные особенности". Теперь нужно учесть, что для любого общества или семиотической группе существует два языка (два кода): Первый: Традиционный, популярный, народный, общий, философский, медленно меняющийся, "изобилующий клише и имеющий корни в обыденной жизни". символы означающие любовь, жизнь, смерть, практически не изменяются. Второй: Современный, молодежный, деловой, быстро реагирующий на моду и технологии, полный неологизмов. Например образ самолета, летящего над небоскребом, означает для многих уже не то, что значил год назад, вызывает уже далеко не те ассоциации.(события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке). Архитектор должен учитывать меняющиеся коды, откликаться на них в своем творчестве. Радикальный эклектизм отталкивается от вкусов потребителей - как простых жителей, так и элиты. Он пытается установить контакт между противоположными "вкусовыми культурами" на разных параллелях и уровнях: бытовом, эстетическом. Принцип новой эклектики интересен тем, что он многозначен и изменяется во времени, в нем соединяются элементы, обращенные к разным сторонам нашей души, ума, тела.

Подводя итог, отмечу, что всякое постмодернистское здание - эклектично, будь то историзм, ad-hoc, или вернакуляр. В практике всех направлений есть ингридиенты, которые в сочетании образуют единство (строительные материалы и технологии, функциональное и пространственное решение, эстетические коды и образы).

6

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]