Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Б. Н. МИРОНОВ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИМПЕРСКОЙ РОССИИ И Б....doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
329.73 Кб
Скачать

Российская история,  № 2, 2009, C. 137-155

Модернизация имперской россии и благосостояние населения

Б. Н. МИРОНОВ (Миронов Борис Николаевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН)

В настоящее время в литературе нет однозначного толкования понятия "уровень жизни", или его синонима "благосостояние". Причина в том, что уровень жизни - весьма емкое понятие, которое используется совместно с такими близкими, но не синонимичными по смыслу понятиями как качество жизни, положение населения и др. До конца XX в. в различных толкованиях уровня жизни акцент делался на материальных компонентах, теперь общепринято, что понятие должно включать достаточно широкий набор благ. Поэтому в современной экономической литературе предлагаются модельные наборы из многих индикаторов для оценки уровня жизни. В России используется разработанная Госкомстатом система из 56 показателей, а также разработанная РАН (Институтом социально-экономических проблем народонаселения) система из 49 показателей. В ООН (1989 г.) разработана система из 50 индикаторов, а в качестве минимального набора принимается 14 показателей. Везде присутствуют занятость и условия труда, санитарно-гигиенические условия жизни, демографические характеристики, питание, доходы и расходы, стоимость жизни и цены, образование и культура, социальное обеспечение, организация отдыха и даже свобода человека. С 1990-х гг. в качестве обобщающего показателя уровня жизни используется индекс человеческого развития, который учитывает три показателя - долголетие, уровень образования и валовой внутренний продукт. В определениях качества жизни акцент делается на степени удовлетворенности населения жизнью с точки зрения столь же широкого набора потребностей1.

После многих лет работы над проблемой, обработав все доступные мне материалы, я пришел к печальным выводам: 1. Историкам при всем усердии никогда не удастся получить даже минимальный набор показателей ни об уровне, ни о качестве жизни, рекомендуемый современной наукой, даже для последних десятилетий существования империи. 2. Индекс человеческого развития можно приблизительно рассчитать только для пореформенного периода, 1861 - 1913 гг., причем лишь для страны в целом. 3. Следует либо отказаться от попыток получить представление о динамике уровня жизни за длительный отрезок времени, либо найти альтернативные показатели, которые обеспечены источниками.

К счастью, наука нашла такой альтернативный показатель уровня жизни - конечный средний рост (длина тела) людей, который получил название биостатус. Использование такого показателя опирается на доказанный в биологии человека факт, что финальный средний рост людей характеризует степень удовлетворения базисных потребностей человека в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.п. Люди, чьи базисные потребности удовлетворяются лучше, превосходят ростом тех, чьи базисные потребности удовлетворяются хуже; и наоборот. С биологической точки зрения, человек до достижения полной физической зрелости превращает потребленные продукты в энергию, которая затем расходуется на различные нужды - на поддержание жизнедеятельности организма, работу, учебу, спорт, борьбу с инфекциями, болезнями и т. п., а чистый остаток энергии от питания преобразуется в рост и при избытке питания - в вес. После достижения полной физической зрелости рост уже не изменяется, при понижении биостатуса происходит снижение веса, а при повышении - его увеличение. Из этой парадигмы следует, что в рамках одного этноса высокие люди, взрослые и дети, в массе своей лучше питались, имели лучший уход и жилищные условия, меньше болели и т. д., т. е. в массе обладали более высоким биостатусом, чем люди с низким ростом. Следовательно, данные о среднем росте позволяют оценить, как удовлетворяются базисные потребности человека и благодаря этому судить о динамике благосостояния народа2.

На изменение биостатуса населения оказывает влияние множество факторов, среди которых важнейшие - доходы, питание, интенсивность работы, миграции, социальная структура населения, уровень материального неравенства, заболеваемость, эпидемии, колебания климата. Поэтому средний рост, будучи равнодействующей всех этих факторов, является интегральным показателем уровня жизни; он оценивает его с точки зрения удовлетворения базисных потребностей.

Мировая историко-экономическая наука уже 40 лет использует средний рост людей как показатель уровня их жизни. Антропометрические работы, библиография которых насчитывает тысячи названий, получили высокую оценку мирового научного сообщества. Достаточно сказать, что один из основателей нового направления американский историк Роберт Фогель стал нобелевским лауреатом.

Данная статья резюмирует результаты моего монографического исследования по исторической антропометрии имперской России, которое основано на солидной базе данных: 306 тыс. индивидуальных сведений и около 10 млн. суммарных сведений о росте, весе и других антропометрических показателях мужского и женского населения, родившегося в 1695 - 1915 гг., главным образом новобранцев. Использованы материалы 9 архивов3. Кроме антропометрических данных, к анализу привлечена вся совокупность накопленных к настоящему времени сведений о социально-экономическом развитии страны в имперский период. Антропометрические и экономические, демографические и другие сведения постоянно сопоставляются: привлечены данные о сборах, избытках и недостатках хлебов, о поголовье скота, питании, потреблении алкоголя, ценах, зарплате, о налогах и повинностях, воинском браке, о демографических процессах, о климате, отходничестве, вкладах в банки, о крестьянских бюджетах и т.п. Комплексный анализ антропометрической и экономико-демографической информации повышает надежность выводов и позволяет получить многогранную картину положения населения России за два с лишним века. В журнальной статье нет возможности привести все использованные материалы, поэтому ограничимся ростовыми сведениями.

Анализу антропометрических данных предшествовал тщательный источниковедческий анализ. Сопоставление показаний разных источников, учет повторных измерений, внутренняя критика антропометрических сведений, анализ процедуры измерения и фиксации длины тела приводят к выводу, что на данные о росте, также как и на социально-демографические сведения о новобранцах и рабочих можно уверенно полагаться.