Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7_8_9.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
206.17 Кб
Скачать

Арабские торговые пути

С VII в. н. э. арабы, жившие на Аравийском п-ове, стали распространять свою власть и свою новую, воинствующую магометанскую, или мусульманскую, религию — ислам (по-арабски покорность) — на огромной территории. На востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии — Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе — Сирию и Палестину, на западе — всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стал называться искаженным арабским именем — Гибралтар и в течение семи лет (711—718 гг.) завоевали почти весь Пиренейский п-ов. Таким образом, в VIII в. н. э. арабы владели западными, южными и восточными берегами Средиземного моря, всеми берегами Красного моря и Персидского Залива, северным побережьем Аравийского моря. Они засели на важнейших сухопутных дорогах, связывающих Восточную Европу — через Среднюю Азию или Кавказ и Иранское нагорье — с Индией, и на западном участке Великого шелкового пути. Благодаря этому арабы стали посредниками в торговле Европы со всей Южной и Юго-Восточной Азией и с Китаем. Еще в древности и в начале средних веков арабы играли большую роль в торговле стран, прилегающих к Индийскому океану. Теперь они заняли ключевые позиции на великих торговых путях в восточной части Индийского океана и стали полными господами в его западной части.

Легкие плоскодонные арабские средневековые корабли строились из стволов кокосовых пальм. «Суда у них плохие, и немало их погибает, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты веревками из коры индийских [кокосовых] орехов... Веревки эти прочны и от соленой воды не портятся. У судов одна мачта, один парус и одно весло» (Марко Поло). Арабские мореходы ходили вдоль берегов, и лишь очень опытные отваживались пересекать океан.

Основными азиатскими товарами, поставлявшимися арабами в Европу через Персидский залив в Багдад или через Красное море к Суэцкому перешейку, были дорогие ткани, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг, чернокожие рабы, золото, но особенно пряности. Дело в том, что в средневековой Европе массовый убой скота был поздней осенью, когда начинал исчезать подножный корм. Мясо солили впрок целыми бочками, причем широко применяли пряности, чтобы мясо не теряло вкуса и не портилось. И ценились онп на европейском рынке буквально на вес золота. Тропические пряности произрастали в то время только на юге и юго-востоке Азии. В торговле первое место занимал перец, распространенный почти во всей тропической Азии. Но главным местом его культуры был Малабарский берег, оттуда шли также имбирь и кардамон. Индонезия поставляла гвоздику и мускатный орех, Шри-Ланка — корицу. И эта индийская торговля с Европой была монополизирована арабами.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, поэтому это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. В то время Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова Пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского, и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру[1] к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли, царицей Хатшепсут, фараонами Сенусертом III и Нехо I, а также царём Дарием I предпринимались попытки прорыть Суэцкий канал.

Во времена царя Соломона сухопутная часть дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города Эцион-Гевер[2]. По этому пути доставлялись не только специи с Островов Пряностей (корица, имбирь, перец) и Индии, но и ценные породы дерева и слоновую кость из Восточной Африки, шёлк из Китая, золото, серебро, драгоценные камни.

В зависимости от военно-политической обстановки, отдельные участки дороги специй, как и любого другого торгового маршрута, могли смещаться в сторону более безопасных районов. Так например, во времена царя Ирода основным портом для торговли пряностями на этом маршруте на берегу Средиземного Моря была Кейсария, а во время Крестовых Походов, караваны из Петры, обходя район конфликта, шли южнее, выходя к Средиземному морю в районе Эль-Ариша, но никогда эта торговля не прерывалась. Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий.

Путь благовоний (также Ладанный путь) — торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со страны Средиземноморья и Месопотамии.[1] По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога, острова Сокотра в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценные благовония — в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи.

Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвал обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути[2].

В 2005 году, решением ЮНЕСКО, участок дороги благовоний на территории Израиля был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии[3]. Этот участок включает в себя руины четырёх набатейских городов: Авдат, Халуца, Мамшит и Шивта.

ПРО ЭЛЛИНИЗМ

В культуре эллинизма соединены греческие традиции и традиции народов, вошедших в состав державы Александра Македонского и его преемников. Греческое влияние ярко выделяется в многообразных проявлениях эллинизма. Но, поскольку греческое наследие сочеталось в каждом регионе с конкретными традициями (египетской, финикийской, малоазийской, ближневосточной, иранской, среднеазиатской, индийской), местные варианты эллинистической культуры весьма отличались друг от друга. Этот синтез охватывал все стороны социальной и культурной жизни общества: быт, ремесло, домо- и градостроительство, торговлю, науки, религию, изобразительное искусство и др. Однако влиял на них по-разному.

Значительный консерватизм наблюдался в архитектуре, и прежде всего храмовой. Храмы, посвященные греческим богам, строились по традиционным канонам античного зодчества. Известны следующие сооружения той эпохи: храмы Аполлона в Дидеме, около Милета (III—II вв. до н. э.), Зевса в Афинах (II в. до н. э.) и Пергаме (II в. до н. э.), Артемиды в Магнесии на Меандре (III—II вв. до н. э.), Сарапеум в Александрии (III в. до н. э.) и т. д. Храмы и святилища египетских и восточных богов сооружались или реставрировались по древним образцам. Это храмы Гора в Эдфу богини Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филы, Набу в Уруке и пр. Эллинское воздействие в этих постройках прослеживается только в архитектурных деталях. Вместе с тем даже в такой незначительной степени архитектурное влияние эллинизма распространялось на дальние окраины эллинистических государств и за их пределы. Пример тому — памятники Вани (Колхида) и Арташата (Армения).

Одновременно в эллинистических государствах возводились архитектурные сооружения новых типов. Накопление знаний привело к созданию научных и общественных центров: прославленной Александрийской библиотеки, библиотек в Пергаме и Антиохии, Мусейона в Александрии, Фаросского маяка, считавшегося одним из чудес света. Существует мнение, что 120-метровый Фаросский маяк не только указывал морякам дорогу к гавани, но и использовался для метеорологических наблюдений. Выдающимся памятником строительной техники и скульптуры было ещё одно чудо света — Колосс Родосский — статуя бога солнца Гелиоса (III в. до н. э.), достигавшая в высоту 35 метров.

В эллинистических городах строились дворцы, театры, гимнасии и другие общественные здания. В дворцовой архитектуре античная и восточная традиции сплетались более тесно, чем в храмовой. Так, дворец и мавзолей, открытые в городище Ай-Ханум на берегу Пянджа в Афганистане, сочетают различные элементы греческой, египетской и иранской архитектуры.

Находки, сделанные в городище Ай-Ханум (остатки одного из бактрийских городов), свидетельствуют о живучести греческих влияний в этом далёком краю эллинистической ойкумены. Центром города был акрополь. К югу от него располагалась цитадель, к северу — нижний город. Ай-Ханум надёжно защищали крутые обрывы и берега Пянджа. У подножия акрополя находился древний театр, рядом с ним — стадион. В городище обнаружены и остатки другого типично греческого сооружения — гимнасии. Ай-ханумский мавзолей содержал захоронение древнего героя или основателя города, имя которого — Киней — приведено в греческой надписи, начертанной на портике. НекийКлеарх в память о Кинее оставил на его гробнице прорицания священной пифии, выбитые на стене храма Аполлона Дельфийского. При раскопках также найдены образцы греко-бактрийской скульптуры: портрет правителя и фрагменты скульптуры неизвестного божества, вероятно Зевса. В результате раскопок городища Ай-Ханум перед учёными предстал типичный эллинистический город, в облике которого тесно переплелись черты греческой и местной бактрийской культур.

Быстрый рост научных и общественных учреждений, как позволяют судить письменные источники и археологические находки из эллинистических городов, свидетельствует о подъёме науки и просвещения в ту эпоху. Уже в составе армии Александра Македонского во времена Восточного похода были историографы, философы и другие учёные.

Походы Александра существенно расширили представления греков о географии. Составлялись новые карты мира с ранее неизвестными территориями Азии. Эратосфен из Кирены (около 276—194 до н. э.), возглавлявший Александрийскую библиотеку, вычислил длину окружности земного шара, определив её в 252 000 стадий (около 39 700 км), что близко к ныне установленной 40 075,7 км. Он же утверждал, что моря составляют единый океан и, плывя из Испании на запад или вокруг Африки на восток, можно попасть в Индию. Открытия учёных эллинистической эпохи обобщил Страбон в своей энциклопедической «Географии» в 17 книгах (II в. н. э.). Значительно пополнились знания греков об истории и культуре других народов, богатстве животного и растительного мира. Суммировав опыт античных врачей и египетских жрецов, ГерофилХалкедонский (III в. до н. э.)сформулировал представление о нервной системе и кровообращении. Не менее плодотворным был обмен знаниями и в области точных наук.

Математические достижения Греции, Египта и Вавилонии синтезировал Евклид, труды которого легли в основу современной геометрии. Астрономические познания вавилонских жрецов и учёных оказали существенное влияние на труды Аристарха из Самоса и Селевка Вавилонского, высказавших гипотезы о круговом вращении Земли и звёзд вокруг Солнца. Наряду с обменом практических знаний в эллинистическом мире широко распространились разнообразные фантастические представления — о чудовищах и диких народах, алхимические и астрологические учения, пронизанные мистикой Востока.

Однако культурный облик эллинистического мира определял не научный, а в первую очередь религиозный синкретизм. Эллинистическая религия, в отличие от науки, философии и архитектуры, была достоянием широких слоев населения. В этой сфере порой возникали самые фантастические переплетения. На Востоке почитались греческие боги, а греки, наоборот, воспринимали египетские, вавилонские, иранские и другие азиатские культы. Появлялись новые культы и формы религиозного поклонения. Так, в Александрии Птолемеем I был создан культ Сарапсиса — юноши-бога, сочетавшего в себе черты египетского Осириса и греческих Зевса, Гадеса и Асклепия. Культ Сарапсиса, в оформлении которого Птолемею помогали афинский и египетский жрецы, получил повсеместное распространение в эллинистическом мире. Наряду с ним всюду почиталась и египетская Исида, называемая богиней с «мириадом имён». В Исиде воплотились черты богинь-матерей многих народов.